В тексте статьи рассматривается понятие ринолалии как научного феномена и раскрываются особенности коррекционной работы при открытой ринолалии в до и послеоперационный периоды.
Ключевые слова: ринолалия, открытая ринолалия, артикуляция, согласные звуки, гласные звуки, дошкольный возраст, послеоперационный период, речевое дыхание, мягкое нёбо, расщелины.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, при сохранном физическом слухе, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами периферической части речевого аппарата.
В зависимости от характера нарушений функции небно-глоточного смыкания выделяют формы [1]:
- Открытая — воздух выходит через носовую полость.
1) Функциональная (после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При данной форме возможен недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации. Парез — это снижение силы в мышцах или группе мышц.
2) Органическая:
– врожденная: обусловлена расщеплением тканей органов артикуляционного аппарата, произошедшим в пренатальный период;
– приобретенная (результат травмы) [4].
- Закрытая — воздух не может пройти через носовую полость, страдают носовые звуки [н], [м] и их мягкие пары и гласные.
1) Функциональная. Снижение физического слуха, насморк, подражание
2) Органическая:
– передняя преграда в носовой части. Наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа; при полипах в носовой полости; — при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.
– задняя. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, носоглоточных опухолей.
- Смешанная (носовая непроходимость и недостаточный небно-глоточный затвор)
Механизм нарушения [5]: анатомические дефекты артикуляционного аппарата → нарушения базы артикуляционных укладов → тяжелые нарушения звукопроизношения, нарушение начинается с гласных звуков → нарушения просодики →нарушения фонематических процессов → нарушение лексики и грамматики → общее недоразвитие речи.
Система логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный период имеет следующие цель и этапы [5]:
Цель : подготовка развития и речевого аппарата к уранопластике, психологическая подготовка к операции;
Включает в себя три возрастных периода: до года (доречевой), с года до трех — сензитивный период, с трех лет до операции.
Цель этапа: подготовка ребенка и его речевого аппарата к уранопластике.
Первый этап:
- Стимулирование появления гуления и лепета (работа с мамой) [4];
- Массаж мелкой моторики, артикуляционной и лицевой мускулатуры;
- Стимуляция двигательных актов;
- Сенсорное развитие, тактильное зрительное и слуховое.
Второй этап :
- Стимулирование звукоподражания и появления первых слов;
- Введение простых глаголов (дай), соотнесение их с действиями;
- Логомассаж и массаж кистей и рук, артикуляционная гимнастика;
- Нормализация кормления;
- Занятия с логопедом и фонопедом, ясли;
- Поощрение любой самостоятельной речевой активности;
- Формирование речевого дыхания.
Третий этап:
- Активизация небно-глоточного смыкания с мягким небом с помощью специализированного массажа и специальных упражнений :
– пассивных (на рефлекторные движения мышц мягкого нёба, касание теплым и холодным шпателем);
– активных (кашель, зёв, поперхивание, произнесение сочетания звуков «нг», полоскание горла) [5].
- Развитие речевого вдоха и выдоха (дифференциация и формирование навыка дышать через рот);
- Массаж артикуляционного аппарата и проведение артикуляционной гимнастики;
- Коррекция звукопроизношения. Начинаем с гласных [А], [Э], [О], [И], [У], [Ы].
Важно отметить, что целью является не постановка звука, а формирование его артикуляционной базы на длительный срок. Формирование гласных проводится на базе гласных — произнесение на твердой атаке [5];
- Развитие фонематического слуха, слухового внимания и восприятия;
Система логопедической работы при открытой ринолалии в послеоперационный период имеет следующие особенности и этапы:
Важно отметить, что после операции работа организуется исходя из результатов уранопластики. Таким образом, детей следует формировать в 2 группы:
- тех, у которых восстановленное и подвижное мягкое небо.
- тех, у которых мягкое небо малоподвижно, натянуто и укорочено.
Логопедическая работа с детьми 1 группы.
Дети 1-й группы подразделяются на 2 подгруппы:
- дети быстро утомляются, соматически ослаблены, с пониженным мышечным тонусом
- характерен повышенный мышечный тонус, чрезмерная двигательная активность, хаотичность в действиях [3].
При организации лог. работы необходимо учитывать подгруппу ребенка. С 1 подгруппой производим активизацию мышечного тонуса, с 2 подгруппой используем упражнения на расслабление мускулатуры и мышечного тонуса. Особенно характерно таким детям неумение пользоваться новыми воссозданными условиями артикуляции. Проявляется в неумении дифференцировать ротовой и носовой выдох, направлять воздушную струю через рот [4].
Задачи:
- активизация работы мышц артикуляционного аппарата;
- выработка сильной целенаправленной воздушной струи через рот;
- работа по дифференциации ротового и носового выдоха.
Логопедическая работа над гласными звуками включает следующие этапы [2]:
- артикуляция гл. звуков дается без голоса и дыхания (при звуке А — широко открыт рот, язык лежит внизу ротовой полости, кончик языка у нижних резцов);
- к артикуляции присоединяется сильный выдох через рот.
Направленность струи контролируется с помощью ладони/материала для поддувания/датчики (микрофон);
- к выдоху добавляется шепотный голос (можно использовать на предыхании);
- произнесение гласных на твердой атаке;
- произнесение гл. звуков с чередованием твердой атаки и предыханием. Затем произносим гласные звуки, начиная с придыхания и твердой атаки;
- отработка изучаемого гл. звука на мягкой голосоподаче. После увеличиваем кол-во звуков на мягкой атаке. После звука А берем в работу звук О.
Работа над согласными звуками включает следующие этапы [2]:
Используются те звуки, которые были изучены в дооперационный период, то есть мы восстанавливаем артикуляцию этих звуков, снова прорабатываем.
- элементы артикуляции согл. зв. воспроизводятся по частям (звук С-улыбка). Вспоминаем артикуляционную позицию «желобок» с кончиком языка, опущенного в нижние резцы. Используем упражнения на поддувание.
- элементы артикуляции звуков собираются в единое целое, при этом внимание обращается на правильную подачу выдыхаемой струи через рот;
- к артикуляции звука, к выдыхаемой струе, добавляется шепотная фонация на придыхании;
- к артикуляции и ротовому выдоху добавляется громкая фонация;
- звук закрепляется на удлиненной фазе выдоха;
Логопедическая работа с детьми 2 группы. Они имеют менее благоприятные условия после операции.
Задачи на восстановление подвижности мягкого нёба. Виды работы:
- массаж, пассивный и активный. Движения пальцем вдоль операционного шва;
- вызывание рефлекторного движения мягкого неба (холодным шпателем);
- выполнение имитационных упражнений, которые дают нагрузку на мягкое небо (имитация зева, храпа, кашля);
- произнесение звуков на твердой атаке, +можно добавить функциональную нагрузку с помощью рук (произнесение звука с запрокинутой головой, а руки за головой, создается напряжение в мышцах мягкого неба);
- при активизации мягкого неба используем скандированную речь (ма-ма мы-ла ра-му), что способствует усвоению слоговой структуры слова;
- ритмическое чтение стихов.
Для детей 2 группы важно проводить работу по дифференциации носового и ротового выдоха по системе А. Г. Ипполитовой [3].
Таким образом, открытая ринолалия имеет свой ряд особенностей, как в теоретических аспектах, так и практических. Для успешной коррекции следует знать все вышеназванные этапы и использовать их в работе.
Литература:
- Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба / Л. И. Вансовская. — Санкт-Петербург: Гиппократ, 2000. — 136 с
- Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / И. И. Ермакова. — Москва: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О. Н. Усановой
- Предоставление услуг ранней помощи посредством организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в системе образования Свердловской области: методическое пособие / Уральский государственный педагогический университет; авторы-составители И. А. Филатова, Н. В. Обухова. — Екатеринбург: [б. и.], 2018. — 184 с.
- Репина З. А. Формирование фонематической системы языка у детей с ринолалией: учебное пособие / З. А. Репина, И. А. Филатова; Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования. — Екатеринбург: [б. и.], 2020. — 80 с.: ил.