В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.
Ключевые слова: ринолалия, ритмико-интонационная сторона речи, челюстно-лицевая патология.
Key words: rhinolalia, rhythmic-intonational side of speech, maxillofacial pathology.
Среди врожденных патологий развития детей все чаще встречаются расщелины губы и нёба, которые уже занимают 3–4 место среди патологий людей при рождении. В России ежегодно рождается от 3,5 до 5 тысяч детей с данной патологией [1, с.6].
Поражения челюстно-лицевой области приводит к патологическим изменениям в носовой и ротовой полостях, в следствие чего нарушается питание, работа мышц артикуляционного аппарата и лицевой мускулатуры, неполноценно развивается физиологическое и речевое дыхание, часто нарушается работа других органов и систем [1]. У детей с расщелиной губы и нёба формируется речевая патология — ринолалия–«нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата» [2, с.164]. При данной речевой патологии особенно страдает ритмико-интонациοнная сторона речи, которая представляет собой совокупность таких качеств речи, как сила и высота голоса, темп и ритм, мοдуляции голоса и тембр, логическое ударение и паузы, полётность голоса, мелодика, речевое дыхание и дикцию. Все эти ритмико-интонационные компоненты определяют степень разборчивости речи, ее выразительности, помогают говорящему не только эмоционально воздействовать на слушателя в процессе общения, но и выразить свои чувства и переживания [4].
В научно-методической литературе формированию ритмико-интонационных компонентов речи уделяется значительно меньше внимания, чем правильному звукопроизношению, поэтому проблема развития ритмико-интонационной стороны речи является одной из наиболее актуальных в наше время. Цель исследования — выявить особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить состояние ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией, составить программу упражнений по коррекции ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией и экспериментально подтвердить ее эффективность.
Дляопределения начального уровня развития компонентов ритмико-интонационной стороны речи было проведено экспериментальное исследование по методике Е. Э. Артемовой и Е. Ф. Архиповой на базе МБДОУ детский сад «Мозаика» с.Кокино. Объем экспериментальной выборки составил 6 детей 5–6 лет, среди которых 3 ребенка с заключением «ринолалия» и 3 ребенка с нормальным развитием речи. В ходе исследования выявились, что дети с данной речевой патологией допускали ошибки при восприятии и воспроизведении фраз с разным логическим ударением, испытывали трудности дифференциации различных интонационных структур предложений. Некоторые дошкольники показали низкий уровень развития восприятия ритма, затруднялись в воспроизведении акцентированных ударов. Модулируя голос по силе и высоте наблюдалось скачкообразное воспроизведение, отсутствие плавного нарастания и понижения силы и высоты голоса. Способность воспроизводить тембр голоса, меняя эмоциональные характеристики выявлено на среднем и низком уровнях. У всех дошкольников наблюдалось снижение объёма и силы выдоха, у некоторых недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. Также, у одного дошкольника незначительно ускорена темпо-ритмическая организация речи. В целом, голос детей с ринолалией характеризуется слабостью, постепенным угасание, монотонностью, не достаточной выразительностью и сипловатостью. Также у детей с ринолалией своеобразно формируются все психические процессы. Выявились дети с различным уровнем развития мышления, памяти, внимания и восприятия. У некоторых дошкольников наблюдалась замкнутость и застенчивость, а в определенных ситуациях и раздражительность.
В рамках экспериментальной работы был составлен и апробирован комплекс специально подобранных упражнений по развитию компонентов ритмико-интонационной стороны речи детей дошкольного возраста с ринолалией, который адаптирован под данную категорию детей, включает в себя разноуровневые задания на усложнение из различных методических источников. На каждом этапе коррекционной работы использовались определенные упражнения. На подготовительном этапе –упражнения, направленные на активизацию речевого слуха, слухового внимания и восприятия детей, на основном — упражнения, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритма; развитие восприятия и воспроизведения интонации; развитие восприятия и воспроизведения логического ударения; развитие восприятия и воспроизведения тембра голоса; нормализация физиологического и фонационного дыхания; развитие модуляций голоса по силе и высоте; совершенствование темпо-ритмической организации речи. На заключительном этапе — упражнения, закрепляющие навыки использования ритмико-интонационных компонентов речи для оформления высказываний в различных ситуациях общения в процессе коммуникации.
Коррекционно-развивающие занятия проводились два раза в неделю в течение 8 месяцев. Упражнения по формированию ритмико-интонационной стороны речи включались в основные занятия, запланированные логопедом, продолжительностью 20–25 минут. На одном занятии проводилось два упражнения из составленного комплекса, а на каждом 3 занятии — повторялись предыдущие задания усложненного варианта. Так как у всех дошкольников с ринолалией наблюдались нарушения различных компонентов ритмико-интонационной стороны речи в неравной степени, то упражнения и степень их сложности подбирались индивидуально. Систематическое выполнение коррекционных упражнений из составленной программы привело к положительным результатам в речевом развитии детей.
Практическая значимость работы заключается том, что данная программа упражнений по развитию ритмико-интонационной стороны речи может быть внедрена в практику работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих детей с ринолалией.
Литература:
- Балакирева, А. С. Логопедия. Ринолалия [Текст] / А. С. Балакирева. — М.: Секачев В. Ю., 2012. 208 с.
- Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л. С. Волковой. —5-е изд., перераб. и доп. —М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 703 с.
- Чиркина, Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции [Текст] / Г. В. Чиркина // Дефектология. — 2013. — № 6. — С.3–22
- Шевцова, Е. Е. Технология формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е. Е. Швецова, Л. В. Забродина. — М.: Астрель, 2010. 224 с.