Маршрут сопровождения детей со стёртой формой дизартрии по формированию интонационной стороны речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Быцай, А. К. Маршрут сопровождения детей со стёртой формой дизартрии по формированию интонационной стороны речи / А. К. Быцай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1 (232.1). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54001/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данный период времени проблема инклюзивного образования затрагивает всё большее количество детей с различными нозологическими формами речевых и психических нарушений. В следствие чего, важной задачей коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении становится процесс комплексной коррекции имеющихся нарушений, а также формирования несформированных функций у детей старшего дошкольного возраста, в целях наиболее эффективной их интеграции в образовательный процесс школьного звена.

Говоря о особенностях процесса обучения детей со стёртой формой дизартрии, в условиях логопедических групп или логопедических пунктов, стоит отметить направленность процесса коррекции на языковые стороны речи: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая, связная речь. Однако, процесс овладения речью включает в себя также надсегментную структуру, к которой относится интонация.

Под интонацией, в широком смысле, понимается мелодико-интонационное оформление речевого высказывания, его посинтагменное членение и ритмизация. В соответствии со структурой дефекта стёртой формы дизартрии, нарушения интонации являются вторичными, а следовательно, затрудняющими процесс овладения коммуникацией, а также социальной интеграцией детей, имеющих данную форму патологии.

Исходя из необходимости комплексной помощи нами была предложена система оказания коррекционно-развивающих занятий по формированию интонационной стороны речи детям дошкольного возраста, имеющих стёртую форму дизартрии.

Цель: последовательное формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста, имеющих стёртую форму дизартрии, что обеспечивает своевременное развитие вербальной коммуникации.

Форма занятий – групповая работа 2 раза в неделю, в течение шести месяцев. Продолжительность одного занятия от двадцати до двадцати пяти минут, в соответствии с ФГОС и САнПинами. Работа разделена на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Программа методической разработки опирается на следующие принципы:

  1. Принцип учета ведущего вида деятельности – учет ведущего вида деятельности. С учетом выбранной категории детей, в процессе коррекционно-развивающих занятий используются игровые упражнения. Так, игра актуализирует имеющиеся речевые навыки, давая возможность обучить новому материалу детей в наиболее доступной и интересной форме.
  2. Принцип индивидуального подхода – предложенные задания выстроены с учётом возможностей ребенка.
  3. Онтогенетический принцип – последовательное формирование навыков, в соответствии с появлением их в онтогенезе при нормативном развитии.
  4. Принцип последовательного усложнения – игровые упражнения, предложенные в методической разработке, предполагают последовательный переход заданий от простого к сложному.
  5. Принцип отбора лингвистического материала – в разработанной программе учитывается структура дефекта и наличие произносительных трудностей детей со стёртой формой дизартрии, вследствие чего выбран такой речевой материал, при произнесении которого у детей не возникают трудности.

Основные этапы работы:

На подготовительном этапе реализуется формирование навыка неречевых умений – правильного диафрагмально-реберного типа дыхания, мягкой атаки голосоподачи, развитие слухового восприятия. Так, на первых этапах детям предлагаются игры на активизацию слухового внимания и восприятия, упражнения на длительную, целенаправленную воздушную струю, дыхательная практика в игровой форме. Параллельно ведется работа по обучению восприятию компонентов интонации: ритма (восприятие серии простых и акцентированных ударов), темпа (быстрый, медленный, нормальный), интенсивности (громко, нормально, тихо), высоты (высоко, низко), тембра (понимание возможности модулирования голоса в зависимости от эмоционального состояния говорящего).

На основном этапе предлагается работа по формированию всех компонентов интонации в собственной, экспрессивной речи. Внимание уделяется работа на формировании умений ребенка самостоятельно использовать и модулировать суперсегментные компоненты речи в условиях игры. Детям предлагаются задания на посинтагменное деление речевого высказывания – ритмизация речи, обучение изменению темпа собственной речи, обучение модулированию голоса по силе, по высоте, тембровых характеристик голоса. Также, предлагается ознакомление и самостоятельное воспроизведение типов интонации – повествовательный, восклицательный и вопросительный.

На основном этапе предлагаются следующие направления работы и игровые упражнения:

На заключительном этапе предлагаются задания на закрепление всех компонентов интонации на материале стихотворений, песен, а также в диалогической и монологической речи посредством коммуникативных тренингов.

Таким образом, лишь комплексная работа, направленная на закрепление базовых неречевых навыков, процесса восприятия и воспроизведения интонационных компонентов и актуализация их в самостоятельной речи позволяет полностью овладеть коммуникативной функцией речи.

Литература:

  1. Ларина Е. А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии / Е. А. Ларина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология — 2011 — № 4(7) — С. 169–172.
  2. Лопатина Л. В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Речевая деятельность в норме и патологии: Материалы межотраслевой научно-методической конференции. — СПб., 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): стертая форма дизартрии, ведущий вид деятельности, дошкольный возраст, компонент интонации, методическая разработка, основной этап, процесс овладения, ребенок, речевое высказывание, структура дефекта.


Похожие статьи

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как средства общения дошкольников с ДЦП

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Характеристика просодической стороны речи детей

Рассматривается характеристика просодической стороны речи детей со стёртой формой дизартрии. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические условия изучения интонационной выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией

Данная статья направлена на повышение значимости диагностики интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией. В этой статье мы рассмотрим понятие «интонация», как способ организации речевых высказываний. Основные просодические компоне...

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией

В статье раскрываются особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Интонационная выразительность является одним из основных компонентов полноценного развития речи детей, подготовки их к ...

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дыхательные практики как основа правильной речи у детей с ОВЗ

Похожие статьи

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как средства общения дошкольников с ДЦП

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Характеристика просодической стороны речи детей

Рассматривается характеристика просодической стороны речи детей со стёртой формой дизартрии. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические условия изучения интонационной выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией

Данная статья направлена на повышение значимости диагностики интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией. В этой статье мы рассмотрим понятие «интонация», как способ организации речевых высказываний. Основные просодические компоне...

Особенности волевой сферы у детей с дизартрией

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией

В статье раскрываются особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Интонационная выразительность является одним из основных компонентов полноценного развития речи детей, подготовки их к ...

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дыхательные практики как основа правильной речи у детей с ОВЗ

Задать вопрос