Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Маршрут сопровождения детей со стёртой формой дизартрии по формированию интонационной стороны речи

Спецвыпуск
19.11.2018
361
Поделиться
Библиографическое описание
Быцай, А. К. Маршрут сопровождения детей со стёртой формой дизартрии по формированию интонационной стороны речи / А. К. Быцай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1 (232.1). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54001/.


В данный период времени проблема инклюзивного образования затрагивает всё большее количество детей с различными нозологическими формами речевых и психических нарушений. В следствие чего, важной задачей коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении становится процесс комплексной коррекции имеющихся нарушений, а также формирования несформированных функций у детей старшего дошкольного возраста, в целях наиболее эффективной их интеграции в образовательный процесс школьного звена.

Говоря о особенностях процесса обучения детей со стёртой формой дизартрии, в условиях логопедических групп или логопедических пунктов, стоит отметить направленность процесса коррекции на языковые стороны речи: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая, связная речь. Однако, процесс овладения речью включает в себя также надсегментную структуру, к которой относится интонация.

Под интонацией, в широком смысле, понимается мелодико-интонационное оформление речевого высказывания, его посинтагменное членение и ритмизация. В соответствии со структурой дефекта стёртой формы дизартрии, нарушения интонации являются вторичными, а следовательно, затрудняющими процесс овладения коммуникацией, а также социальной интеграцией детей, имеющих данную форму патологии.

Исходя из необходимости комплексной помощи нами была предложена система оказания коррекционно-развивающих занятий по формированию интонационной стороны речи детям дошкольного возраста, имеющих стёртую форму дизартрии.

Цель: последовательное формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста, имеющих стёртую форму дизартрии, что обеспечивает своевременное развитие вербальной коммуникации.

Форма занятий – групповая работа 2 раза в неделю, в течение шести месяцев. Продолжительность одного занятия от двадцати до двадцати пяти минут, в соответствии с ФГОС и САнПинами. Работа разделена на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Программа методической разработки опирается на следующие принципы:

  1. Принцип учета ведущего вида деятельности – учет ведущего вида деятельности. С учетом выбранной категории детей, в процессе коррекционно-развивающих занятий используются игровые упражнения. Так, игра актуализирует имеющиеся речевые навыки, давая возможность обучить новому материалу детей в наиболее доступной и интересной форме.
  2. Принцип индивидуального подхода – предложенные задания выстроены с учётом возможностей ребенка.
  3. Онтогенетический принцип – последовательное формирование навыков, в соответствии с появлением их в онтогенезе при нормативном развитии.
  4. Принцип последовательного усложнения – игровые упражнения, предложенные в методической разработке, предполагают последовательный переход заданий от простого к сложному.
  5. Принцип отбора лингвистического материала – в разработанной программе учитывается структура дефекта и наличие произносительных трудностей детей со стёртой формой дизартрии, вследствие чего выбран такой речевой материал, при произнесении которого у детей не возникают трудности.

Основные этапы работы:

На подготовительном этапе реализуется формирование навыка неречевых умений – правильного диафрагмально-реберного типа дыхания, мягкой атаки голосоподачи, развитие слухового восприятия. Так, на первых этапах детям предлагаются игры на активизацию слухового внимания и восприятия, упражнения на длительную, целенаправленную воздушную струю, дыхательная практика в игровой форме. Параллельно ведется работа по обучению восприятию компонентов интонации: ритма (восприятие серии простых и акцентированных ударов), темпа (быстрый, медленный, нормальный), интенсивности (громко, нормально, тихо), высоты (высоко, низко), тембра (понимание возможности модулирования голоса в зависимости от эмоционального состояния говорящего).

На основном этапе предлагается работа по формированию всех компонентов интонации в собственной, экспрессивной речи. Внимание уделяется работа на формировании умений ребенка самостоятельно использовать и модулировать суперсегментные компоненты речи в условиях игры. Детям предлагаются задания на посинтагменное деление речевого высказывания – ритмизация речи, обучение изменению темпа собственной речи, обучение модулированию голоса по силе, по высоте, тембровых характеристик голоса. Также, предлагается ознакомление и самостоятельное воспроизведение типов интонации – повествовательный, восклицательный и вопросительный.

На основном этапе предлагаются следующие направления работы и игровые упражнения:

На заключительном этапе предлагаются задания на закрепление всех компонентов интонации на материале стихотворений, песен, а также в диалогической и монологической речи посредством коммуникативных тренингов.

Таким образом, лишь комплексная работа, направленная на закрепление базовых неречевых навыков, процесса восприятия и воспроизведения интонационных компонентов и актуализация их в самостоятельной речи позволяет полностью овладеть коммуникативной функцией речи.

Литература:

  1. Ларина Е. А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии / Е. А. Ларина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология — 2011 — № 4(7) — С. 169–172.
  2. Лопатина Л. В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Речевая деятельность в норме и патологии: Материалы межотраслевой научно-методической конференции. — СПб., 1999.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный