Данная статья направлена на повышение значимости диагностики интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией. В этой статье мы рассмотрим понятие «интонация», как способ организации речевых высказываний. Основные просодические компоненты, такие как мелодика, тембр, темп, ритм, ударение и пауза. Особенности интонационной выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией. Рассмотрены основные диагностические методики. Раскрыто содержание констатирующего этапа исследования уровня сформированности компонентов интонации. Представлен анализ полученных результатов, а также рекомендации для коррекции нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией заключающиеся в применении метода активной мульттерапии.
Ключевые слова : интонация, просодия, интонационная выразительность речи, стертая дизартрия, развитие речи, компоненты интонации.
Актуальность . Количество детей с патологиями речи растет с каждым годом. Такая тенденция нашла свое отражение в Распоряжении министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в образовательных учреждениях» (от 6 августа 2020 года), одной из задач которого является «организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся». К речевым нарушениям, которые довольно часто встречаются у дошкольников, относятся стертые дизартрии, сочетающиеся с ФФН, ОНР, заиканием и другими нарушениями речи. Стертая дизартрия, являясь одной из сложнейших нозологий в речевой патологии, в своей структуре проявляется рядом просодических нарушений, оказывающих значительное влияние на выразительность речи в целом. (Е. А. Мастюкова, Л. И. Белюкова, Е. Ф. Архипова). Нарушения интонационной выразительности — это вторичные признаки дизартрии, но развитие владением просодическими компонентами является основой для формирования речи в целом и успешной подготовки к школьному обучению (Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, Н. И. Жинкин). Из этого следует, что диагностика интонационной выразительности речи среди дошкольников становится актуальной. В дошкольных образовательных учреждениях логопед, руководствуясь государственной образовательной стратегией, ведет не только коррекционно-развивающую деятельность по предупреждению и преодолению речевых нарушений, но и диагностирующую, позволяющую изучить состояние речевого развития детей, используя кроме традиционных, нестандартные и новые подходы и технологии для повышения мотивационной сферы детей на пути к получению желаемых результатов.Однако, в условиях логопедической группы или логопункта уделяется недостаточно внимания формированию интонационной выразительности речи, которая представляет собой основу для формирования коммуникативных способностей детей и принимает участие в структуре всей речи. Это обусловлено недостаточной изученностью всех свойств и характеристик интонационного строя речи в теоретическом аспекте, а также неполной модернизацией диагностических технологий и актуальных коррекционных путей развития интонационных компонентов речи у детей с различными речевыми нарушениями. Исходя из этого, считаем, что необходимо провести диагностику состояния интонационной выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией с целью выявления несформированнных просодических компонентов и определения их специфики. Это даст возможность разработать наиболее эффективные и корректные методы коррекционного воздействия.
Анализ публикаций . В настоящее время интонация, как речевой феномен является объектом исследования различных научных отраслей таких, как психология, педагогика, лингвистика, физиология, математика и даже инженерия. Лингвисты И. Г. Торсуева, Л. Р. Зиндер, Л. К. Цеплитис, Е. А. Брызгунова, Н. Э.Петрова, Т. М. Николаева определяют интонацию, как совокупность таких просодических компонентов, как мелодика, ритм, темп, тембр, ударение и пауза, которые обеспечивают смысловой и синтаксический строй речи. Н. Д. Светозарова, В. А. Артемова, Л. П. Блохина, Р. К. Потапова разделяли понятия «просодия» и «интонация», рассматривая просодику, как совокупность суперсегментных или ритмико-интонационных свойств речи, способных организовать такие речевые единицы как слог, слово, ритмическая группа, синтагма, высказывание. А интонация — способ организации только синтагм и высказываний.
В логопедии изучением интонационной выразительности речи у детей с речевыми патологиями занимались Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Г.В., Л. И. Белякова, Чиркина, Е. А. Дьякова, Л. А. Поздняковоа, Е. А. Ларина, Е. Э. Артемова, Е. Е. Шевцова, Е. М. Мастюкова и другие, определяя интонацию как совокупность таких фонетических средств, как интенсивные (динамические) элементы, частотные элементы (частота основного тона), темпоральные (временные, скорость произнесения) компоненты — темп речи, спектральный компонент — интонационный тембр, пауза [8, 14]. Нарушения развития просодической системы языка наблюдаются при различных речевых патологиях, среди которых часто встречающейся у старших дошкольников является стертая дизартрия (по Архиповой Е. Ф.), которая диагностируется с 5 лет и сопровождается не только слабо развитой мелкой моторикой, нарушением координации движений и ориентировке в пространстве, нарушением звукопроизношения, но и низким диапазоном голосовых частот, дети испытывают трудности в переключаемости силы голоса, в употреблении интонационных конструкций, выражена слабая фонация. Это было установлено экспериментально с помощью компьютерной программы «PRAAT» основанной на визуализации речи [5, 13, 15].
В своих работах, посвященных изучению особенностей формирования интонационной выразительности речи ребенка психологи, педагоги, логопеды А. Н. Гвоздев, Е. Е. Шевцова, Е. И. Тихеева, Я. О. Дудко, Р. В. Тонкова-Ямпольская, М. И. Кольцова, А. М. Шахнарович, М. А. Мазманян, К. П. Либман, Е. И. Исенина др. отмечают, что формирование интонационной выразительности речи ребенка начинается с первых дней его жизни, восприятие голоса матери, ее интонации и закладывают стереотипы интонационных конструкций. Зарубежные исследователи (LiquanLiu, Antonia Götz, Pernelle Lorette, Michael D.Tyler) также выяснили, что первое, что воспринимает новорожденный — слуховой компонент под названием высота тона, выполняющий лингвистическую и паралингвистическую функции. Остается не до конца изучен процесс освоения и дифференциации младенцами интонации, но он протекает в соответствии с его языковым и социальным окружением [17]. Изучение этих процессов улучшит понимание нами языковых систем и слуховой обработки коммуникационных функций.
Над созданием диагностических методик, которые активно используют на практике логопеды работали Е. А. Ларина, Т. В. Ахутина, О. Н. Лазаренко, Е. Ф. Архипова, Н. Ю. Григоренко, Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, Н. В. Серебрякова, М. Ф. Фомичева и другие. Каждая из методик различны в подходе диагностирования интонационной выразительности речи, но большинство из них сосредоточены на обследовании отдельных просодических компонентов, которые больше всего нарушены при дизартрии. Так, методика М. Ф. Фомичевой основывается на исследовании интонации одновременно с изучением звукопроизношения, грамматики и лексики, не имея специальных диагностических заданий, что не дает полную картину состояния просодики [1, 16]. Методики Н. В. Серебряковой и Н. Ю. Григоренко похожи и заключаются в обследовании только наиболее нарушенных компонентов интонации — голосовых модуляций и речевого дыхания. Авторы предлагают прослеживать данные параметры во время прочтения стихотворения, что является затруднительным для детей со стертой дизартрией [1, 4, 6]. Наиболее сосредоточенными на исследовании всех просодических компонентов является методика О. И. Лазаренко, она основана на конкретных заданиях с подбором корректного речевого материала для детей с дизартрией, но имеет недостаток в отсутствии наглядного материала [1, 11]. Е. А. Ларина предложила авторскую скрининг-диагностику, содержащую комплекс диагностических проб по каждому исследуемому параметру, кроме дыхания [1, 9, 10]. Л. В. Лопатина и Л. А. Позднякова исследуют те же параметры с помощью серий зачитываемых текстов, а воспроизведение услышанного изучается с помощью записи речи ребенка на диктофон [1, 11]. Е. Ф. Архипова предложила наиболее полную методику исследования состояния интонационных компонентов речи, содержащую как речевой, наглядный, так и игровой материал [1, 2]. Но большой объем требует для изучения всех параметров много времени и проводить исследование возможно в несколько этапов. При этом все методики соответствуют базовым требованиям и опираются на принципы системности строения и анализа речевой деятельности, принципы индивидуального подхода с упором на ведущий вид деятельности.
Анализируя публикации по указанной проблематике (Катаева Н. Н. 2024, Быцай А. К. 2017, Лыхенко Ю. В. 2017, Дудко Я. О. 2015, Ларина Е. А. 2020, Консур А. В. 2018), можно сделать вывод, что интонационные нарушения влияют на качество коммуникативных способностей детей, на грамматический строй речи и существует необходимость для своевременного диагностирования уровня развития просодических компонентов интонации в структуре речевых дефектов у дошкольников. Это позволит выстроить эффективную коррекционную стратегию по формированию нарушенных просодических компонентов и подключая компенсаторные возможности ребенка, предотвратить дальнейшее развитие отклонений.
Основная часть . Одним из ключевых аспектов изучения развития устной речи у детей является интонационная составляющая, так как тесно связана с правильностью передачи содержания мысли, ясностью и красотой выражения. (Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, Н. И. Жинкин). А также играет важную роль в развитии коммуникативных способностей. Следовательно, своевременная диагностика, структурно-содержательная схема обследования дошкольников на предмет отклонений от нормативного речевого развития, системный анализ результатов позволит определить и смоделировать корректные коррекционные пути по формированию интонационной выразительности речи учитывая структуру нарушения, потенциал ребенка и включая компенсаторные функции организма.
Содержание, структура и методология нашего исследования опирается на основные личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы. Цельюнашего исследования является изучение уровня сформированности интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. На констатирующем этапе нами поставлены следующие задачи: изучить понятие «интонация» и характеристику основных интонационных компонентов; изучить особенности интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией; определить уровень развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, собрать и проанализировать полученные результаты. Нами были определены следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы соответствующей данной тематике, эмпирические методы, а именно наблюдение, словесные (беседа, опрос, инструкции), слуховые (прослушивание звукового материала), наглядные (дидактический материал, просмотр анимационных сюжетов), практические (метод упражнений, игра), количественная и качественная обработка, анализ результатов. Интерпретацияполученных результатов основывается на четко сформулированных исследуемых параметрах и их качественных и количественных характеристиках. Правильный подбор речевого и дидактического материалов соответственно возрасту, индивидуальных особенностей и структуре речевого нарушения, позволил получить наиболее точную картину состояния интонационной выразительности речи ребенка [2, 9]. Также, нами учитывались и психолого-педагогические условия, такие, как игровая деятельность, выступающая и коррекционным средством; переход от простых заданий к более сложным с самостоятельным выполнением; вариативность условий и ситуаций при повторяемом материале; положительная атмосфера и позитивный настрой.
Исследование интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе Государственного казенного учреждения дошкольная образовательная организация Запорожской области «Детский сад № 14 «Теремок» города Мелитополя в старшей группе. Выборку составили 50 детей в возрасте 5–6 лет. Контрольная группа — 25 детей и экспериментальная группа — 25 детей, имеющие речевые нарушения, сопровождающиеся стертой дизартрией.
Диагностика нарушений просодических компонентов речи согласно методикам Е. Ф. Архиповой, В. М. Акименко, Е. А. Лариной, Е. Э. Артемовой, Е. Е. Шевцовой, Е. В. Кубаревой включала исследование таких параметров интонации [1, 3, 7,10]: дыхание, навык слухового контроля (чувство ритма), темп речи, тембр голоса, мелодический компонент, голосовая интенсивность, ударение, паузирование.
Для каждого исследуемого параметра диагностические задания были направлены на выявление способности воспринимать и воспроизводить заданный материал и были адаптированы в соответствии с возрастом, нозологией, индивидуальными особенностями и способностями испытуемого. Задания для исследования степени эмоциональности речи, тембральных характеристик, темпо-ритмической организации речи и ее мелодичности были модернизированы и дополнены предложенным нами методом просмотра мультипликационных отрывков. Данный метод предназначен для того, чтобы выяснить, смогут ли дети быстрее и точнее определить интонационный тип предложения, эмоциональный показатель исходя из ситуации, показанной в мультфильме, тембр голосов героев, дифференцировать голосовые модуляции, определить ударное слово. А также для повышения заинтересованности детей и их мотивирования. Для оценки результатов использовалась четырехбалльная система оценивания. Изучив методики диагностирования интонационной выразительности речи Е. Ф. Архиповой, Е. А. Лариной, Е. Е. Шевцовой [2, 9, 10], нами были определены уровни сформированности интонационных компонентов: высокий уровень — все интонационные компоненты сформированы в соответствии с возрастными нормами, темп, тембр и сила голоса соответствуют норме, в самостоятельной речи используют все интонационные конструкции, задания выполняют без затруднений; среднему уровню соответствует недостаточная вариативность голосовых модуляций, трудности возникают при выполнении заданий на воспроизведение темпо-ритмических конструкций и различных типов интонации, но эмоциональность речи в норме и присутствует выразительность в значимых для ребенка ситуациях, иногда требуется помощь логопеда и дополнительные инструкции; низкий уровень — коммуникация нарушена, интонационные компоненты имеют стойкие систематические нарушения, изменение высоты голоса и ритмических характеристик не возможны, интонационное оформление речи не доступно, помощь логопеда неэффективна. Полученные результаты фиксировались, получая количественную и качественную оценку и интерпретировались.
Анализируя результаты констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод, что дети контрольной группы были более коммуникабельны, диагностирующие задания выполняли без дополнительных инструкций, трудности возникали с различением мелодических контрастов и точностью их воспроизведения, а также наблюдались неуместные паузы в речевом потоке. Дети экспериментальной группы вели себя более замкнуто и не сразу шли на контакт, отличались низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью. Наблюдались нарушения речевого дыхания, а именно речь на вдохе и частый добор воздуха в середине фразы, спастичность дыхательных мышц, слабая дифференциация носового и ротового выдоха, что сказывалось на плавности речи. С трудом удавалось соблюдать точность в воспроизведении ритмических рисунков, при этом ритмическая структура слова сохранна. Темповые характеристики хорошо воспринимались на слух, но воспроизведение различных вариантов темпа за прослушанным образцом были не точными. Наблюдалось стойкое нарушение дифференциации, восприятия и воспроизведения речевой и неречевой темпо-ритмической конструкции. Мелодические контрасты дети экспериментальной группы практически не различали. Использование вопросительного и восклицательного мелодического контура вызывало трудности. В произвольной речи практически невозможна плавная переключаемость с громкого на тихий голос и наоборот с тихого на громкий с преобладанием низкой интенсивности. Голосовые изменения не соответствовали образцу. Выделять «главное» слово в предложении не могли. Речь отличалась малоэмоциональностью и ошибочной дифференциацией радости и удивления. Но задания выполнялись с интересом, особенно передача эмоционального состояния сказочного персонажа после просмотра мультипликационного отрывка. В целом, отмечается слабая переключаемость, замедленность выполнения заданий, требовались дополнительные инструкции и попытки.
Так как формирование интонационной выразительности речи тесно связано с развитием речи и мышления у ребенка, его восприятия, наблюдательности, эмоциональности, то для правильного интонационного оформления, в соответствии с ситуацией, необходимо, чтобы ребенок представлял предмет или явление, о котором говорит, мог анализировать и говорить о главном, мог устанавливать временные и причинно-следственные связи. С этой целью, на ряду с уже имеющимися традиционными коррекционными мероприятиями такими как диалоги, считалки, чтение стихов, басен и сказок по ролям, голосовые подражания, сценические игры, музыкотерапия, логоритмика, дыхательные упражнения и игровые упражнения на развитие мимики, предлагаем адаптировать и применить метод активной мульт-терапии. На формирующем этапе исследования мульт-терапия выступала в качестве способа коррекции интонационной выразительности речи через творчество и радость. Так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то анимация — наиболее близкий к игре метод, основанный на образности, предметности, где наиболее выражена связь слова и образа, она способна воздействовать на все органы чувств и активизировать оба полушария мозга.Предполагаемыми результатами внедрения активной прикладной анимации в логопедическую деятельность является создание универсального образовательного пространства, благодаря которому реализуется гармоничное и целостное речевое развитие ребенка, овладение им приемами интонационного окрашивания речи, ее выразительности, внятности, мелодичности. Преодоление затруднений в использовании различных интонационных конструкций, распознавание неречевых сигналов и ритмических составляющих, нормализация речевого и фонационного дыхания, освоение правильного звукопроизношения и четкости дикции, преодоление коммуникативных барьеров. Коррекционные возможности мульт-терапии основываются на позитивных впечатлениях ребенка, полученных от самого творческого процесса, что и способствует положительной динамике и решению актуальных для дошкольного возраста задач — развитие речи, внимания, когнитивных процессов, мотивации, коммуникабельности, осмысление окружающего мира, адекватные эмоциональные проявления, развитие мелкой моторики, координации движений. Также предполагается получить устойчивый коррекционный эффект в преодолении речевых нарушений, в частности нарушений интонационной выразительности речи у старших дошкольников с стертой дизартрией.
Во время создания мультфильма ребенок чувствовал себя режиссером, сценаристом, декоратором, оператором, актером озвучания. Что и вызвало максимальную заинтересованность детей в получении высокого результата (П. И. Анофриков, Д. В. Велинский, Е. Р. Тихонова 2011г., С. В. Максимова 2011 г., Е. Г. Глобина 2018 г.). П. И. Анофриков, основатель и художественный руководитель детской киностудии «Поиск», считает детскую анимацию лучшей методикой всестороннего развития ребенка.
Анализ результатов повторного диагностирования показал, что дети, с которыми проводились коррекционные занятия значительно улучшили свои показатели. Наблюдалась положительная динамика развития нарушенных интонационных компонентов. В результате создания благоприятных психолого-педагогических условий, с помощью метода мульт-терапии, как коррекционно-развивающего, имеющего широкую вариативность форм и материалов, творческие и коммуникативные возможности детей значительно расширились благодаря непринужденной творческой обстановке. Во время проведения занятий с включением методов мульт-терапии мы наблюдали мощную активизацию всех органов чувств детей, развитие слабых, несформированных интонационных компонентов и включение всех каналов восприятия информации. Занятия проводились в групповой, подгрупповой и индивидуальных формах.
Выводы . Проанализировав ход проведения констатирующего эксперимента и полученные количественные показатели, можно сделать вывод, что у детей со стертой дизартрией наблюдалось недоразвитие интонационных компонентов, поэтому формированию интонационной выразительности речи следует уделить особое внимание в логопедической работе. Считаем, что рекомендуемый нами метод активной мульт-терапии на формирующем этапе исследования позволил создать новые и более обширные возможности в обучающем и коррекционном процессе в соответствии с современными требованиями.
Литература:
- 1.Арефьева А. В., Бирюкова В. Е. Обзор методик диагностики просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией / А. В. Арефьева, В. Е. Бирюкова. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. Научный журнал. — 2022. — № 2 (54). — С. 15–19. — DOI: 10.52772/25420291_2022_2_15
- Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей.– М.: АСТ: Астрель, 2007 URL: https://studylib.ru/doc/6415059/arhipova-e.f.-stertaya-dizartriya-u-detej?ysclid=lvmccgb634986480748
- Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 77 с.
- Балабанова В. П., Серебрякова Н. В., Яковлев С. Б. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения: сб. метод. рекомендаций / В. П. Балабанова, Н. В. Серебрякова, С. Б. Яковлев [и др.]. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 232 с. — URL: https://pedlib.ru/Books/1/0427/index.shtml?from_page=49 — Текст: электронный.
- Буслаева Е. Н., Страхова М. А. Механизмы развития голосовых нарушений при дизартрии. Журнал «Проблемы педагогики».– Калуга. — 2018. (Электронный ресурс) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-razvitiya-golosovyh-narusheniy-pri-dizartrii/viewer
- Григоренко, Н. Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции: учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Григоренко, С. А. Цыбульский. — Москва: Книголюб, 2005. — 144 с. — Текст: непосредственный.
- Кубарева Е. В. Исследование функции речевого дыхания дошкольника со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № 2 (февраль). — 0,4 п.л. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-funktsii-rechevogo-dyhaniya-doshkolnikov-so-stertoy-dizartriey/viewer
- Консур А. В., Шорохова М. В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4 (апрель). — 0,3 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2018/182006.htm. (https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-strukturu-prosodicheskoy-storony-rechi/viewer).
- Ларина, Е. А. Диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / сост. е. А. Ларина. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020
- 10 Ларина, Е. А. Диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста / Е. А. Ларина. — Текст: непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 1 (69). — С. 19–33. — DOI 10.26170/1999- 6993_2023_01_02.
- Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64с. (Библиотека журнала «Логопед».) (7)
- Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2006. — 151 с. — Текст: непосредственный.
- Пахомова Ю. М., Полукарова А. А., Гилева Н. В. Особенности просодической речи старших дошкольников с дизартрией. — Международный научный журнал «Инновационная наука». № 11–2/2016.– ст. 187–189. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/innovatsionnaya-nauka?i=972609 (https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prosodicheskoy-rechi-starshih-doshkolnikov-s-dizartriey).
- Петрова Н. Е. Современные принципы описания интонационной системы (на материале русского и английского языков). — латвийский гуманитарный журнал. 2019. Т.8. № 3 (28). — 331–334. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-printsipy-opisaniya-intonatsionnoy-sistemy-na-materiale-russkogo-i-angliyskogo-yazykov/viewer
- Филатова Ю. О., Реймер К. В. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников. — Журнал «Специальное образование» № 2. — Москва, Россия. — 2018 (ст.100–111).
- Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 03.08 «Дошк. воспитание» / М. Ф. Фомичева. — Москва: Просвещение, 1989. — 239 с.: ил. — Текст: непосредственный.
- Liquan Liu, Antonia Götz, Pernelle Lorette, Michael D.Tyler How Tone, Intonation and Emotion Shape the Development of Infants’ Fundamental Frequency Perception//REVIEW article. Front. Psychol., 03 June 2022. Sec. Psychology of Language Volume 13–2022 | https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.906848