Логопедия как часть комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба. Работа медицинской сестры с пациентами
Автор: Шатова Евгения Александровна
Рубрика: 6. Клиническая медицина
Опубликовано в
Дата публикации: 25.07.2019
Статья просмотрена: 5872 раза
Библиографическое описание:
Шатова, Е. А. Логопедия как часть комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба. Работа медицинской сестры с пациентами / Е. А. Шатова. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 12-19. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/348/15240/ (дата обращения: 17.12.2024).
Хотя улучшение речи и кормления ожидается сразу после операции, занятия с логопедом помогут ребенку с развитием речи и произношением звуков.
Франческо Гаргано, пластический хирург из Нью-Джерси
В настоящее время количество аномалий зубочелюстной системы возрастает. На основании эпидемиологического стоматологического обследования населения РФ установлены зубочелюстные аномалии у 60 % обследованных до 14 лет [4].
Хирургическое восстановление врожденной расщелины неба значительно снизит вероятность возникновения проблем с речью в будущем. Однако примерно половина всех детей с оперированной расщелиной неба все еще нуждается в какой-либо форме логопедии.
Данные проведенных статистических исследований по всему миру говорят о том, что количество речевых расстройств с каждым годом увеличивается. Один из факторов, влияющий на формирование зубочелюстной системы у ребенка является нарушения внутриутробного развития (ведет к раннему органическому поражению ЦНС, врожденным расщелинам твердого и мягкого неба), что приводит в будущем к возникновению проблем с речью. А также, на произносительную сторону речи ребенка влияют челюстно-лицевые аномалии. В большинстве случаев, если у ребенка появляется миофункциональная проблема, то родители сразу же обращаются к логопеду. В настоящее время существуют современные эффективные средства, которые позволяют эффективно бороться с проблемами миофункциональных нарушений.
Проведя анализ общения родителей на Портале детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, Улыбки наших детей и Особый ребенок, можно сделать вывод о том, что одной из многих проблем родителей детей с врожденной расщелиной губы и неба (ВРГН) является организация занятий с логопедом.
Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 2012 г. № 910н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями» (С изменениями и дополнениями от: 17 июля 2013 г., 19 августа 2014 г., 3 августа 2015 г., 28 сентября 2016 г.), медицинская помощь детям оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинская помощь детям может оказываться в следующих условиях: амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно. По данному приказу рекомендовано предусматривать кабинет логопеда в структуре детской стоматологической поликлиники, однако, в рекомендуемых штатных нормативах детской стоматологической поликлиники (отделения) и рекомендуемых штатных нормативах детского отделения челюстно-лицевой хирургии (30 коек) должность логопеда не предусмотрена.
Хирургическое воссоздание нёба или устранение анатомического врожденного дефекта нёба обязательно сочетается с дооперационным и послеоперационным логопедическим обучением.
Основной задачей логопедической работы с детьми с врожденной расщелиной нёба в до- и послеоперационном периодах является обучение нормальному звукопроизношению без носового оттенка. Тесная взаимосвязь в лечении детей с врожденной расщелиной губы и неба хирурга, врача-ортодонта и логопеда позволяет своевременно устранить анатомические и функциональные дефекты, восстановить психоэмоциальное состояние ребенка. Все это позволяет провести полноценную реабилитацию таких пациентов с возвращением их в общество.
Логопед и лингвист (SLT) проведут первоначальную оценку проблем с речью после операции, а затем последующую оценку, когда ребенку исполнится три года. В случае, если в ходе оценки выявляются проблемы с произношением ребенка, лингвист научит родителей упражнениям речи, чтобы помочь развитию ребенка с данной патологией. Специалисты также могут выполнять ряд индивидуальных упражнений с ребенком. Дети, рожденные только с врожденной расщелиной губы, обычно не нуждаются в дальнейшей логопедической терапии. Логопед и лингвист будут работать с ребенком до тех пор, пока ему нужна помощь. Логопедическая терапия, как правило, не требуется после семи лет, хотя могут потребоваться специальные исследования.
Примерный план работы логопеда с ребенком с ВРГН: логопедическое лечение до и после уранопластики, тренировка мышечного каркаса мягкого неба, стенки глотки, развитие речевого дыхания, пред- и послеоперационное логопедическое лечение, развитие фонематического слуха, формирование связной речи. Периоды активного наблюдения: 1–2 года, 4–5 лет, 7–13 лет [3].
В периоде комплексной реабилитации, а именно, в периоде грудного возраста, который длится от 1 месяца до 1 года, акцент реабилитационных мероприятий направлен на подготовку и проведение первичного оперативного вмешательства для устранения анатомических нарушений и восстановления эстетики лица. В центре реабилитации детей с врожденными патологиями накоплен большой опыт оказания системной и этапной помощи детям с ВРГН [12]. Активным участником педагогического процесса становятся родители.
Появляется триада общения: ребенок — родители — логопед, в которой родители выступают то со стороны ребенка, то со стороны логопеда. Родители должны понимать, что оперативное лечение само по себе не обеспечит нормальной речи, а только создаст анатомо-физиологические условия для восстановления правильной речи [14].
Большая и интенсивная работа проводится в дооперационный период. Это способствует лучшему исходу операции и сокращает сроки послеоперационной логопедической работы.
В дооперационный период обязательно проводите массаж артикуляционной области, логопедическую гимнастику, упражнения для формирования ротового и носового дыхания, протягивания гласных звуков и развития слухового восприятия. После операции коррекционные задачи усложняются.
Проведенные наблюдения свидетельствуют, что своевременно оказанная ранняя, необходимая и достаточная логопедическая помощь дает положительные результаты уже к трехлетнему возрасту. Дети способны посещать дошкольное общеобразовательное учреждение, общаться со сверстниками и взрослыми.
Далее следует период — ясельная группа (1–3 года). В этом периоде продолжается предоперационное и послеоперационное ортодонтическое лечение, направленное на коррекцию твердого неба, предупреждение сужения и уплощения верхнего зубного ряда. Проводятся мероприятия по нормализации функции речи и носового дыхания. Логопедическая терапия направлена на развитие подвижности оперированного неба [12].
В возрасте 1–2 лет ребенок с ВРГН наблюдается в специализированном центре или детской стоматологической поликлинике с периодичностью 1 раз в 6 месяцев, после чего по показаниям производят госпитализацию для оперативного лечения. В этот период времени педиатр продолжает курировать пациента, контролирует его физическое и психо-эмоциональное развитие. Логопед осуществляет логопедическое обучение. В возрасте 2–4 лет и 5–7 лет диспансерный учет осуществляют с той же частотой и объемом. Параллельно адаптируют ребенка к поступлению в детский сад, а затем в школу. Проводят циклические стационарные логопедические обучения пациента, по показаниям — госпитализацию для оперативного лечения. В 7–15 лет текущую консультацию в специализированном центре или детской стоматологической поликлинике производят 1 раз в 1–2 года. На данном этапе диспансеризации по показаниям выполняют хирургическое устранение вторичных деформаций и хирургическую коррекцию прикуса наряду с общеоздоровительными, профилактическими мероприятиями, ортодонтическим лечением. Обеспечивают максимально полную социальную и педагогическую реабилитацию, после чего снимают с диспансерного учета. Сроки и методы лечения больных с ВРГН зависят от состояния здоровья ребенка, его физического и психомоторного развития, наличия сопутствующих заболеваний или других врожденных пороков развития, а также организационных причин. Лишь своевременно начатое лечение, проводимое с действенной помощью родителей, при участии должного спектра смежных специалистов делает возможным практическое выздоровление 80 % детей. Контроль за успехом закрепления знаний родителями и эффективностью проведения разного рода занятий (логопедических, физических) и лечебно-оздоровительных мероприятий в первую очередь осуществляется участковым педиатром и специалистом центра [3].
Период — дошкольная группа (3–6 лет). Этот период необходимо максимально использовать для подготовки ребенка к важному социальному событию — поступлению в школу [12].
При врожденных расщелинах губы и неба развивается тяжелое речевое расстройство — ринолалия. При которой страдают все стороны речи: дыхание, голос, наблюдаются изменения в мышцах глотки, ротовой полости и лица, развивается патологическая артикуляция, нарушается фонематический слух, искажается слуховое восприятие [11].
Открытая ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами верхней губы и неба, представляет собой проблему, как для логопедии, так и для целого ряда наук медицинского цикла [10].
Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят как в дооперационном, так и в послеоперационной периоде. До операции проводится такие мероприятия, как: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).
В настоящее время в практику работы учителя-логопеда активно внедряются информационно-коммуникационные технологии, и они находят широкое применение в работе с родителями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Одной из таких технологий являются виртуальные стены и доски — инструменты, которые позволяют объединять текст, изображение, видео, аудио в интерактивный формат. Использование виртуальной стены позволяет решить, по крайней мере, две важных проблемы: нехватка времени и отсутствие необходимых знаний у родителей. В своей практике они используют веб-сайт Padlet ‒ замечательно интуитивный, удобный и многофункциональный сервис для хранения, организации и совместной работы с различными материалами [5].
На сайте Speech and Language kids представлена Универсальная программа артикуляции и комплект материалов eBook, а также экран артикуляции, полный набор артикуляционных карт, создание программы домашних заданий. Все страницы и инструкции написаны так, чтобы родители могли их понять и работать с ними.
Кроме того, говориться о том, первое, что должен сделать логопед, когда начинает работать с ребенком с ВРГН, — это убедиться, что ребенок состоит на диспансерном учете в специализированном центре или детской стоматологической поликлинике, что соблюдает примерный план хирургического лечения. В зарубежной практике за ребенком должна наблюдать междисциплинарная бригада по организации ухода за детьми с врожденными расщелинами губы и неба на всех этапах комплексной реабилитации. В помощь для родителей на данном сайте дана ссылка, по которой они смогут найти ближайшую междисциплинарную бригаду. Далее логопед при работе с ребенком с данной патологией проверяет наличие слуха. Дети с этими заболеваниями более склонны к кондуктивной потере слуха в более позднем возрасте, поэтому их слух должен регулярно проверяться в течение всего детства.
Логопедом определяются общие цели терапии. Существуют определенные аспекты терапии, которые логопед должен рассмотреть для всех детей с расщелиной губы и неба как часть их состояния.
Младший школьный возраст. В этом периоде дети с ВРГН должны наблюдаться и лечиться у психоневролога, и обязательно состоять на диспансерном учете по месту жительства в детской стоматологической поликлинике или специализированном центре, соблюдать примерный план диспансерного наблюдения при данной патологии [12].
В зависимости от уровня психического и речевого недоразвития и по согласованию с другими специалистами ребенку рекомендуется обучение в соответствующих профильных дошкольных и школьных учреждениях. В случаях умственной отсталости такие дети после хирургического лечения направляются в специализированные детские сады, а для обучения в речевую, вспомогательную школы, классы компенсирующего обучения.
Старший школьный возраст. В этом периоде все проводимые реабилитационные мероприятия направлены на оптимизацию психологического статуса подростка, что обеспечивает его лучшую социальную адаптацию. Хирургическое лечение на данном этапе относиться к эстетическим операциям, при этом допустимо прибегать к использованию дополнительных пластических материалов [12].
Решение организационных, методических, медико-технических, социальных вопросов в комплексном подходе к реабилитации детей с ВРГН позволяет добиться стабильного результата в 80–85 % случаев, снизить сроки инвалидности детей с ВРГН в дошкольном возрасте [12].
В проведенном исследовании Степановой Ю. В., Цыплаковой М. С. продемонстрирована логопедическая помощь детям с данной патологией в Санкт Петербурге. Начиная с первых месяцев рождения детям с врожденной расщелиной верхней губы, логопед проводил лого-педагогическое сопровождение семей по профилактике и исправлению речевых нарушений. Занятия с логопедом дети с врожденными расщелинами неба начинали уже в стационаре с первых дней после уранопластики.
В данной статье говорится о том, что раннее ортопедическое лечение, а именно плавающий обтуратор, является профилактикой речевых нарушений.
Рис. 1 Плавающий обтуратор Кеза
Пользование плавающим обтуратором позволяет уменьшить влияние отрицательных факторов на образование речи, препятствует образованию патологической позиции языка в полости рта и искаженному компенсаторному звукообразованию. А также способствует нормализации нарушенной функции дыхания и аэродинамических условий звукообразования, И, что самое главное, позволяет проводить логопедическую работу в дооперационном периоде. Дети с врожденными расщелинами верхней губы и нёба (ВРГН), пользующиеся плавающим обтуратором, гулят, отмечается лепет у 76 % детей, у 69 % речь развивается до 3 лет без назального оттенка. Чем лучше проведено раннее ортодонтическое лечение, тем эффективнее результаты последующей речевой коррекции, а значит и социальной реабилитации [11].
Большое значение для развития правильной речевой функции имеет тесная связь с хирургом. Отсутствие единого методологического подхода к комплексной оценке социального и речевого статуса детей с ВРГН у логопеда и хирурга отодвигают сроки при постановке звуков и улучшения качества речи [11].
Несвоевременность лечебных мероприятий приводит к неоднократным хирургическим вмешательствам, к вынужденной отсрочке проводимой адекватной речевой терапии Большие трудности в работе над речью возникают у логопеда, когда операцию уранопластики выполняют в два этапа: сначала велопластика, а затем уранопластика. При велопластике восстанавливается мягкое небо, но в области твердого нёба остается изъян, который способствует искаженному, компенсаторному способу дыхания, нарушаются аэродинамические условия звукообразования. Патологическая позиция языка в полости рта всё равно формируется, так как мягкое небо недостаточно активно при глотании и требует помощи от корня языка [11].
Эффективность восстановительного лечения на различных этапах коррекции врожденного порока краниофациальной области находится в прямой зависимости от совместной работы и согласованности в действиях хирурга, невропатолога и логопеда [11].
Ортодонтическое лечение, логопедическое обучение, санационные мероприятия вместе с массажем тканей проводятся на протяжении всего периода роста и развития верхней губы и нёба, являются стержневыми на основных этапах хирургического лечения. Постоянное сотрудничество врача и родителей ребенка является неотъемлемым фактором [11].
Патологические особенности строения и функции речевого аппарата при расщелине неба обуславливают специфические нарушения звукопроизношения. Выявлены следующие особенности фонетической стороны речи. Гласные звуки произносятся при оттянутом назад языке, при этом наблюдается их смещение по ряду и подъему. Губная артикуляция отличается вялостью и пассивностью. Большинство согласных звуков заменяется ларингеально-фарингеальными (гортанно-глоточными) образованиями. Переднеязычные, а иногда и губногубные заменяются заднеязычными. В ряде случаев у детей было отмечено наличие бокового и межзубного сигматизмов, а также участие боковых краев языка в произнесении переднеязычных звуков. Страдают просодические средства высказывания. При пении стихотворений отмечено нарушение интонационной выразительности, несоблюдение темпо-ритмической организации речи, слабая выраженность эмоциональных оттенков. Коррекционно-педагогическое воздействие должно строиться традиционно, с учетом: комплексного (медико-психолого-педагогического) подхода к устранению речевого дефекта; этиопатогенетических механизмов, симптоматики нарушения; выделения ведущих расстройств и вторичных нарушений в структуре дефекта; поэтапности коррекционного процесса; индивидуальной реакции на обучение; ведущей деятельности возраста; опоры на сохранные функции. Все логопедические занятия проводятся индивидуально. Должны учитываться особенности физического развития каждого ребенка, в зависимости от которых подбирается индивидуальное количество упражнений [10].
Результаты исследования качества речи детей, прооперированных по поводу врожденной нёбной патологии в возрасте до и после 3 лет, позволяют сделать вывод о целесообразности раннего комплексного сопровождения детей рассматриваемой категории. В современных условиях, согласно разработанной в России Концепции развития ранней помощи, этот процесс должен осуществляться в Службах ранней помощи, организованных в учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты. Совместная работа врачей и специалистов психолого-педагогического сопровождения создаст благоприятные условия для оптимизации сроков и качества медицинского и социального аспекта реабилитации ребенка с ВРГН [7].
Решение миофункциональных проблем ребенка — это задача целой команды специалистов. Потребуется кроме консультации логопеда, еще и консультация ортодонта, ЛОР доктора, невролога.
Большое число сложных нарушений произносительной стороны речи определяет потребность в поиске оптимизирующих логопедическую работу средств [4].
Техническое средство миофункциональной коррекции — трейнер «INFANT» разработано для нормализации функции глотания, жевания, носового дыхания и предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы и прикуса у детей 3–5 лет с факторами риска. Таким образом, трейнер подготавливает кинестетическую базу для профилактики или успешной коррекционной работы, направленной на нормализацию звукопроизношения, развитие фонематического слуха и просодики [4].
В результате проведенного исследования Архиповой Е. Ф. и анализа данных катамнеза можно говорить об эффективности применения трейнера «INFANT» в логопедической практике с целью профилактики и коррекции нарушений речи, в связи с тем, что при использовании трейнера «INFANT» вырабатывается стереотип смыкания губ и восстанавливается носовой тип дыхания, нормализуется форма неба и носовых ходов, и восстановление носового дыхания повышает эффективность логопедической работы по развитию фонематического слуха.
Ортодонтический трейнер «INFANT» (инфант) — разработка Центра Миофункциональных исследований (MRC, Австралия) для детей 2–5 лет (Рис. 2) предназначен для предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы у детей с факторами риска, вредными привычками и неправильно сформированными функциями дыхания, глотания и речи. Трейнер имеет в верхней своей части специальный маркерный язычок, который стимулирует ребёнка поднимать язык вверх — в физиологически правильное нёбное положение. Модель трейнера «INFANT» снабжена упругими воздушными подушечками в области жевательных зубов, стимулирующих ребенка слегка накусывать аппарат, благодаря чему обеспечивается эффективная тренировка всего комплекса жевательных структур, а также мышечных и костных лицевых структур.
Рис. 2 — Трейнер INFANT (вид сбоку и сверху)
Применение трейнера «INFANT» у детей рекомендовано для перевода и нормализации ротового типа дыхания в носовой, формирования правильной формы неба и носовых ходов. Следовательно, с логопедической точки зрения это воздействие трейнера «INFANT» можно рассматривать как воздействие, способствующее профилактике таких речевых расстройств, как ринофония, дислалия. Использование трейнера «INFANT у детей 2–5 лет способствует восстановлению носового дыхания путём стимуляции смыкательного рефлекса губ. Следовательно, с логопедической точки зрения использование трейнера «INFANT» будет способствовать лучшей лабиализации согласных и гласных звуков, и способствовать формированию четкой дикции [4].
Жевательная и височная мышцы при ротовом дыхании находятся в растянутом состоянии. Постоянно открытый рот приводит к вялости круговой мышцы рта. Модель трейнера «INFANT» снабжена упругими воздушными подушечками в области жевательных зубов, стимулирующих ребенка слегка накусывать аппарат, благодаря чему обеспечивается эффективная тренировка всего комплекса жевательных и лицевых структур — костных и мягких тканей. Следовательно, с логопедической точки зрения использование трейнера «INFANT» будет способствовать укреплению всего комплекса артикуляционных мышц, отвечающих за артикуляцию звуков и введение их в речь [4].
При ротовом дыхании отмечается сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух. Нижнее положение языка и отсутствие поддержки свода верхней челюсти языком ведет к замедлению роста костных структур верхней челюсти. Использование трейнера «INFANT» способствует формированию правильной формы неба и носовых ходов. Следовательно, с логопедической точки зрения изменение резонаторной полости отражается на недостатках звукопроизношения и интонационной стороне речи. Использование трейнера «INFANT» будет способствовать улучшению качества произносительной стороны речи [4].
Выше представлено обоснование применения трейнера «INFANT» в логопедической практике и целесообразность его применения у детей с ВРГН. Кроме того, в методическом пособии «Трейнер «INFANT» в практике логопедической работы», автором которого является Елена Филипповна Архипова, подробно представлены конспекты занятий с трейнером «INFANT». Методическое пособие рекомендовано студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, практикующим логопедам, педагогам, психологам, врачам и родителям, имеющим детей в возрасте 2–5 лет.
Трейнер «INFANT» рекомендован детям от 3 до 7 лет. Цвет трейнера розовый или голубой — на выбор мальчикам и девочкам, но розовый и голубой имеют принципиальное значение. Голубой — это начальный трейнер. Его носят пол года, а потом уместно перейти на более твердый — розовый. И носить еще 6 месяцев.
Показания для использования при миофункциональных проблемах таких, как нарушение глотания, жевания, нарушения прикуса, нарушениях звукопроизношения, укороченной уздечке языка, нарушенном мышечном тонусе. Носить трейнер необходимо днем по два часа и обязательно спать с ним. Курс лечения составляет 6 месяцев. Если ребенок старше семи лет, то Инфант ему уже не подойдет. В этом случае при наличии миофункциональных проблем следует использовать трейнер Т4К.
Коррекционная работа с детьми с врожденной небной патологией требует систематического, последовательного комплексного воздействия специалистов: хирургов, логопедов, педиатров, ортодонтов, психологов [10].
Организация сестринского ухода в педиатрии имеет ряд особенностей, связанных с тем, что объектом наблюдения и ухода является не взрослый человек, а ребенок. К таким особенностям относятся:
– трудности при субъективном обследовании (дети могут быть пугливы, не знать нудной информации, редко локализуют боль и предъявляют определенные жалобы);
– трудности при объективном обследовании (необходимость учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем, возрастные особенности течения патологического процесса);
– при планировании и реализации ухода необходимо помнить о возрастной диететике, о возрастной фармакологии, о психологических особенностях ребенка;
– большая роль матери ребенка в эффективности ухода (при грамотной организации медицинской сестрой взаимоотношений с родителями, они могут стать надежным помощником в осуществлении сестринского ухода);
– главное направление сестринского дела в педиатрии — профилактическое, осуществляемое диспансерным методом наблюдения за здоровыми детьми, систематической пропагандой здорового образа жизни [2].
Медицинская сестра педиатрического профиля обязана знать особенности возрастных периодов у ребенка. Медицинской сестре педиатрического профиля необходимо учитывать возрастные особенности ребенка при общении с ним. Соблюдение этики обязательно в отношении с ребенком вне зависимости от его возраста. В этом состоит специфика профессии медицинской сестры — высокий профессионализм, сочетающийся с терпением и любовью к детям. Кроме того, медицинская сестра в отношении с ребенком и родителями должна быть и педагогом [8].
Работа медицинской сестры в детских отделениях челюстно-лицевой хирургии заключается в выборке врачебных назначений и рекомендаций, мотивация родителей на систематические и регулярные занятия с логопедом, как в дооперационном, так и в послеоперационном периодах, в проведении бесед с родителями о том, что занятия логопедом нормализуют речь ребенка, а это важно сделать до поступления в школу, а также это поможет ребенку в социальной адаптации. Также медицинская сестра обеспечивает родителей необходимой литературой, памятками, брошюрами, журналами по данной теме.
Все это дало нам основание углубленно изучить эту проблему и разработать новые подходы к комплексной реабилитации детей с врожденной и наследственной патологией челюстно-лицевой области в рамках изучения деятельности среднего медицинского персонала.
Литература:
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 910н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями».
- Ананьева В. А., Первухина Ю. А., Рыбникова Е. В. Учебно-методическое пособие «Сестринское дело в педиатрии». Издательство КМК. Курск, 2000 г.
- Андреева О. В. Поэтапная реабилитация детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба//Вестник Чувашского университета. — 2012. — № 3. — С. 269–275.
- Архипова Е. Ф. Методическое пособие (монография) — «Трейнер «INFANT» в практике логопедической работы». Здоровьесберегающие технологии. Пособие для логопедов. 2012 год.
- Балаганская Е. А. Виртуальная стена как площадка для взаимодействия учителя — логопеда с родителями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи// Сборник материалов V Всероссийская научно-практическая интернет — конференция «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья», Кемерово, 2018. С. 28–30.
- Касимовская Н. А., Шатова Е. А. Поиск кадрового потенциала челюстно-лицевых отделений в решении проблем пациентов с врожденной расщелиной губы и неба и их семей на этапе реабилитации и ухода. Сборник научных трудов по материалам XVI международной научной конференции «Научный диалог: Вопросы медицины». 15 ноября 2018 г. Санкт — Петербург.
- Левченко И. Ю., Агаева В. Е. Современные возможности комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и нёба. Педиатрия. 2017; 96 (5): 217–221.
- Матвейчик Т. В., Иванова В. И. Организация сестринского дела. Издательство «Вышэйшая школа», 2006 г.
- Олейник Т. В., Савин А. Б., Шатова Е. А. Сестринская деятельность на всех этапах комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба [Текст] // Новые задачи современной медицины: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 19–28. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/331/15007/ (дата обращения: 22.07.2019).
- Соболева Е. А., Волосовец Т. В. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. г. Москва,2002 г.
- Степанова Ю. В., Цыплакова М. С. Основные направления в комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба. — Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. — 2013. — Том 1. — Выпуск 1. — С. 36–43.
- Супиев Т. К., Мамедов Ад.А., Негаметзянов Н. Г. Врожденная расщелина верхней губы и неба (этиология, патогенез, вопросы медико-социальной реабилитации). Алматы, 2013.
- Логопед. Все для логопеда. Трейнеры ортодонтические Т4К и ИНФАНТ. Электронный ресурс: https://www.logopedshop.ru/shop/articles/mio-kor/infant-t4k/ (Дата обращения: 11.07.2019).
- Реабилитация детей с расщелиной верхней губы и неба. Электронный ресурс: http://medznate.ru/docs/index-70743.html (Дата обращения: 11.07.2019 г.)
- Speech and Language kids. Электронный ресурс: https://www.speechandlanguagekids.com/all-in-one-articulation-program-and-materials-kit/ (Дата обращения: 11.07.2019).
- Cleft lip and palate. Электронный ресурс: https://www.your.md/condition/cleft-lip-and-palate/ (Дата обращения: 11.07.2019).
Похожие статьи
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Похожие статьи
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.