Сестринская деятельность на всех этапах комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Олейник, Т. В. Сестринская деятельность на всех этапах комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба / Т. В. Олейник, А. Б. Савин, Е. А. Шатова. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 19-28. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/331/15007/ (дата обращения: 17.12.2024).



Одной из важных проблем медицины, в частности челюстно-лицевой хирургии, являются врожденные пороки челюстно-лицевой области, что связано с их частотой, тяжестью анатомических, физиологических и функциональных нарушений, а также трудностью социальной адаптации пациентов [16].

К одной из наиболее распространенных врожденных пороков развития относятся врожденные расщелины губы и неба (твердого и мягкого неба). Рождаемость детей с данным пороком составляет примерно 86 % аномалий челюстно-лицевой области и 20–30 % всех пороков развития человека.

Статистические данные указывают, что распространенность врожденной расщелины губы и неба в различных регионах колеблется от 1:1000 до 5,38:1000 [7].

По данным ВОЗ частота рождения детей с ВРГН в мире составляет 0,6–1,6 случая на 1000 новорожденных и значительно изменяется в зависимости от региона и проживающего там этноса. Ежегодно в России появляется от 3,5 до 5 тысяч детей с такими пороками, до 54 % которых составляют пациенты с врожденными односторонними сквозными расщелинами верхней губы и нёба [6].

Реабилитация (от лат. re вновь + habilis приспособленный) — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер, целью которых является достижение полного восстановления функций, нарушенных вследствие заболеваний или травмы, достижение эффективной коррекции психологического статуса и социальной адаптации пациента в обществе [20].

Социально-психологическая реабилитация стоматологических пациентов — обязательный и важный этап единого комплексного лечения пациентов, перенесших операции по поводу несращений в зубочелюстной области [20].

Несмотря на достижения современной медицины в вопросе комплексного лечения детей с врожденной патологией лица, у пациентов данной категории сохраняется риск возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений, трудностей в обучении и адаптации [18].

Пациенты — дети с врожденными расщелинами губы и неба нуждаются в длительной комплексной реабилитации с привлечением ряда узких специалистов и среднего медицинского персонала.

Наблюдение за ребенком с врожденной расщелиной губы и неба должно быть организовано с момента рождения.

Основным способом лечения детей с данной патологией является хирургическое вмешательство по поводу устранения дефекта губы и неба — хейлопластика и уранопластика, а проблема комплексной реабилитации — актуальна, многогранна и достаточно сложна [16].

Процесс реабилитации происходит в течение всего детского возраста, а у ряда лиц и в более старшем возрасте, тем не менее, его целесообразно разделить в соответствии с периодами, выделенными в педиатрии на 7 периодов:

  1. пренатальный период;
  2. период новорожденности — от 0 до 1 мес;
  3. период грудного возраста — 1 мес. — 1 год:
  4. период ясельного возраста — 1 год — 3 года:
  5. дошкольный период — 3–6 лет;
  6. период младшего школьного возраста — 7–11 лет;
  7. период старшего школьного возраста — 11–18 лет [14].

Анатомический дефект у пациентов с расщелиной губы и неба приводит к функциональным нарушениям. У новорожденного с расщелиной губы и неба происходит, прежде всего, расстройство питания. Нарушение функций сосания, глотания и дыхания приводит к затруднению при вскармливании ребенка. Это создает почву для развития заболеваний, что может явиться причиной его смерти первые дни жизни.

Сложные анатомические и функциональные нарушения деятельности органов и систем ребенка приводят к социальной дезадаптации и инвалидности [19]. На рис. 1 показана тенденция к увеличению численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России с 2010 г. по 2015 г.

Правильная организация этапов раннего комплексного лечения обеспечивает полноценную медико-социальную реабилитацию детей с врожденной патологией лица [19].

C:\Users\aSuS\Desktop\статистика.png

Рис. 1. Статистика численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России за 6 лет

Кроме анатомических, функциональных и косметических проблем, значительно ухудшает здоровье пациентов — детей с врожденной расщелиной губы и неба сопутствующая патология. Сведения о сопутствующей патологии представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сведения осопутствующей патологии удетей сврожденной расщелиной губы инеба [12]

Сопутствующая патология

n=186

Абс/ %

Аллергические заболевания

23/12,3

Анемия

35/18,8

Дисбактериоз кишечника

22/11,8

Заболевания ЛОР — органов

20/10,7

Частые простудные заболевания

27/14,5

Рахит

21/11,2

Гипотрофия

17/9,1

Сочетанная патология

21/11,2

Результаты исследования основных стоматологических заболеваний и гигиеническое состояние полости рта у детей с врожденными расщелинами губы и неба показали, что хронические очаги инфекции в полости рта (кариес и его осложнения, заболевания слизистой оболочки полости рта и носоглотки) в последующем могут привести к осложнениям в послеоперационном периоде, нарушению процессов регенерации тканей. Разрушенные кариозные зубы препятствуют ортодонтическому лечению как до, так и после проведенной операции. Результаты хирургического лечения в основном зависят от гигиенического состояния и санации ротовой полости, а также сопутствующих заболеваний [15].

Большой проблемой у ребенка является нарушение речи в виде гнусавости.

Целью лечения ребёнка с врождённой расщелиной губы и нёба является не только устранение дефекта, но и достижение идеальных контуров лица, нормальной речи, демонстрация красивого и непрерывного зубного ряда [1].

Методы лечения детей с врожденной расщелиной губы и неба постоянно совершенствуются.

Первая задача, стоящая перед восстановительными операциями, — устранение анатомического дефекта. Вторая — развитие правильной речи и нормального звукопроизношения.

Родителям следует помнить, что эта операция только создает анатомо-физиологические условия для восстановления речи. Восстановление речи достигается путем длительных занятий и обучения у логопеда. Успех оперативного лечения у большинства детей с ВРГН зависит от своевременного проведения комплексной подготовки в условиях диспансерного наблюдения.

В послеоперационном периоде успех лечения закреплялся продолжением ортодонтического лечения и включением в комплексную терапию пациента массажа верхней губы и неба, миогимнастики.

Массаж верхней губы до операции проводится с целью обеспечения более полноценного участия фрагментов губы в артикуляционных и физиологических движениях. При массаже необходимо учитывать вид расщелины: при двухсторонней расщелине верхней губы основное внимание уделяется выступающему срединному фрагменту, при односторонней расщелине — пораженному фрагменту губы и крылу носа. Массаж твердого и мягкого неба до операции проводится с целью улучшения крово- и лимфообращения в тканях неба, стимулирует мышечную подвижность мягкого неба [23].

Повышение роли консервативных мероприятий (массаж, миогимнастика, индивидуальные вкладыши в нос) при активном участии среднего медицинского персонала и родителей не только предупреждают развитие вторичных деформаций, но и активизируют рост недоразвитых тканей губы и носа в условиях растущего организма.

Количество повторных хирургических операций можно не только свести до минимума, но и полностью избежать при четкой, слаженной системе работы высококвалифицированных специалистов, в том числе и специалистов со средним медицинским образованием, на базе специализированных центров при активном участии и поддержке родителей [13].

Массаж выполняют и в комплексной реабилитации после операций ринохейлопластика и уранопластика. Он необходим для профилактики гипертрофических и келоидных рубцов верхней губы. Кроме того, массаж способствует развитию артикуляционной функции губы, уменьшает нарастание остаточных явлений и послеоперационных деформаций верхней губы и носа [23].

Целью массажа неба является: профилактика вторичных деформаций верхней челюсти, речевых нарушений [23].

Эти процедуры считаются консервативными, проводить их может как врач, так и средний медицинский персонал и в том числе родители в домашних условиях под постоянным периодическим контролем хирурга и логопеда.

Калининская А.А и соавторы считает, что слабое звено в стоматологии – это нехватка медицинских сестер, отсутствие у них специальных знаний и навыков в работе, что ведет к нерациональному использованию труда стоматолога и негативно сказывается на качестве стоматологических услуг [9].

Ранний послеоперационный период занимает особое место во всем курсе лечения. Для улучшения подвижности, восстановления силы, упругости, растяжимости мышц глоточного кольца, восстановления нормального кровоснабжения и иннервации в послеоперационном периоде рекомендуется проведение пальцевого и аппаратного массажа мышц мягкого неба. Пальцевой массаж проводится по стандартной схеме [14].

Для аппаратного способа — разработанное устройство для массажа мягкого неба (Рис. 2.)

C:\Users\aSuS\Desktop\доклад\97.jpg

Рис. 2. Устройство для массажа мягкого неба

Аппарат способствует созданию активного противодействия сокращению мышц мягкого неба. Дети легко привыкают к аппарату, так как они уже носили защитную пластинку, самостоятельно пользуются им. Полученные результаты подтвердили высокую практическую значимость и положительный эффект предложенного устройства. Оно позволяет избежать отрицательных реакций ребенка, дети охотно им пользуются. Им также можно пользоваться в домашних условиях по рекомендациям, данным родителям [14].

Комплексная реабилитация детей с врожденной расщелиной губы и неба начинается с пренатального периода.

В этом периоде для групп риска проводится медико-генетическое консультирование родителей и УЗИ — диагностика беременных с 16 недель [14]. На сегодняшний день реабилитация детей с черепно-челюстно-лицевой патологией должна начинаться с момента, когда этот диагноз впервые ставится специалистом ультразвуковой диагностики [10].

При выявлении патологии черепночелюстно-лицевой области проводят медико-генетическое консультирование и осуществляют медико-психологическую поддержку семьям специалистами, такими, как психолог, генетик, челюстно-лицевой хирург, нейрохирург, ортодонт. При выявлении сочетанной патологии организма консультации профильных специалистов [14].

Сестринская деятельность на данном этапе заключается в следующем:

− мотивация матерей на посещение женской консультации и занятий Школы молодых матерей, с целью обучения особенностям ухода за новорожденным ребенком;

− ведение отчетной документации;

− обеспечение родителей памятками о необходимости проведения скринингов во время беременности;

− санитарно-просветительная работа.

После рождения ребенка в период новорожденности акцент реабилитационных мероприятий направлен на диагностическую работу. Проводится индивидуальная работа с родителями по обучению особенностям выхаживания ребенка, вскармливания и предупреждения инфекционных заболеваний. В этот период определяется необходимость в предоперационном ортопедическом лечении. Важной задачей лечения детей с расщелиной губы и неба в условиях родильного дома является разобщение полости рта и полости носа, нормализация процесса вскармливания, предупреждение возникновения новых и прогрессирования имеющихся вторичных деформаций [14].

Одна из первоочередных задач в периоде новорожденности — организация правильного питания и ухода за детьми с расщелинами губы и неба. Для детей с расщелиной губы и неба, как и для остальных новорожденных, существует два наилучших способа вскармливания: естественное вскармливание и из бутылочки.

Естественное вскармливание, безусловно, лучший вид кормления для здорового ребенка, а для ребенка с данной патологией тем более.

В случаях, когда грудное вскармливание осуществить невозможно, обучает медперсонал и мать ребенка кормлению с соски или ложечки (соска должна быть длинной, чтобы закрыть дефект и создать лучшие условия для акта сосания, в ней должно быть несколько отверстий, наиболее адаптированными являются соски фирмы NUK) [1].

Соски NUK для детей с врожденными расщелинами губы и неба представлены в двух вариантах — для расщелины губы (рис. 3) и для расщелины неба (рис. 4). У первой — широкий загубник закрывает дефект и препятствует заглатыванию воздуха. Во втором случае — специальная широкая соска создает барьер между ротовой и носовой полостью и препятствует попаданию пищи в дыхательные пути [26].

C:\Users\aSuS\Desktop\pic_537561.jpg

Рис. 3. Соска NUK для детей с врожденной расщелиной губы [26]

C:\Users\aSuS\Desktop\5247_soska-lateksnaya-nuk-dlya-dete.jpg

Рис. 4. Соска NUK для детей с врожденной расщелиной неба [26]

До сих пор используется Советская молочная латексная соска. С помощью этих сосок выкормилось не одно поколение детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области. С помощью таких сосок кормят малышей в родильных домах [26].

Сегодня накормить ребенка с расщелиной уже не так трудно, как это было раньше — ведь для этого есть специализированные бутылочки, приспособления. Существует большой выбор инструментов для вскармливания детей с врожденной расщелиной губы и неба. Каждому ребенку и его маме подходит что-то свое, нет единого универсального средства [26]. Медицинская сестра проводит обучающую беседу с молодыми родителями о самых распространенных бутылочках и средствах для безопасного кормления детей с данной патологией.

При вскармливании ребенка с врожденной расщелиной губы и неба можно использовать поильник Хабермана SpecialNeeds Medela. Он сконструирован таким образом, чтобы при сосании дети могли использовать давление, если они не в состоянии создать вакуум для извлечения жидкости. Односторонний клапан предотвращает попадание воздуха в соску. Благодаря механизму щелевидного клапана мать или ухаживающий за ребенком член семьи может легко регулировать подачу молока [26].

Часто родители пользуются бутылочками Pigeon для детей с врожденными расщелинами губы и неба. Уникальная форма соски перекрывает расщелину, предотвращает протекание молока и попадание воздуха через, позволяет легко извлекать молоко. Клапан обратного поступления молока предотвращает отток молока обратно в бутылочку во время кормления. Верхняя часть бутылочки изготовлена из более мягкого материала для легкого сжатия. Благодаря чему молоко будет поступать ребенку. Даже если при сосании отсутствует вакуум или создается слабый вакуум, ребенок может пить лишь нажимая языком на соску. Поток молока регулируется взрослым при нажатии на мягкую часть бутылочки. После челюстно-лицевой хирургической операции бутылочка с соской может использоваться в качестве переходного этапа к использованию обычной соске [26].

Мягкая ложечка SoftCup Medela — отличный инструмент для вскармливания детей с врожденной расщелиной губы и неба, как до, так и после операций хейло- и уранопластики. Позволяет легко отслеживать и контролировать количество молока, съеденное ребенком. Является отличной альтернативой кормлению из чашки [26].

Можно порекомендовать молодым родителям дополнительную систему кормления SNS Medela. Позволяет мамам кормить грудью в тех случаях, когда без дополнительной системы это было бы невозможно. Помогает стимулировать выработку молока у мамы за счет непосредственного сосания груди. Стимулирует, поддерживает и развивает родительские инстинкты [26].

Медицинская сестра обучает молодых матерей правилам и особенностям кормления детей с данной патологией, проводит беседу об основных рекомендациях:

− кормить ребенка лучше полувертикально, таким образом, молоко будет меньше попадать в нос, и ребенок будет меньше захлебываться;

− если порция молока уже большая, примерно, больше 90 мл, то можно делать небольшие перерывы и стоять «столбиком», чтобы ребенок срыгнул лишний воздух. Так, риск «фонтанных» срыгиваний будет минимизирован;

− после кормления нужно минут 10 постоять «столбиком», потом можно на 2–5 минут положить ребенка, а затем еще раз 10 минут поносить столбиком;

− если после кормления мама укладывает ребенка спать — обязательно необходимо класть его на бок, иначе ребенок может захлебнуться во сне, при условии обильного срыгивания! Можно приподнять изголовье кроватки, аналогично кювезу в родильном доме;

− если мама уже вводит прикорм — нужно начинать с нейтральных пюре и каш — кислые овощные или фруктовые пюре, попадая в расщелину, могут раздражать нежную слизистую носа ребенка, и он будет плакать. В этом случае первые впечатления от прикорма могут быть навсегда испорчены. Поэтому важно не торопиться и вводить прикорм совсем чуть-чуть, стараясь закладывать небольшую порцию еды на здоровую сторону;

− зачастую бывает так, что ребенок с врожденной расщелиной отказывается от еды, кушает мало и нечасто. Этот вопрос беспокоит многих матерей. Необходима консультация педиатра, чтобы он назначил специализированную смесь, которая поможет получать необходимое количество всех полезных элементов даже малыми порциями и набирать вес. Например, смесь «Инфатрини». В случае естественного вскармливания — предлагать молоко ребенку понемногу, но почаще [26].

Более подробные рекомендации по грудному вскармливанию детей с врожденной расщелиной губы и неба разработаны и представлены в ABM Clinical Protocol #18: Guidelines for Breastfeeding Infants with Cleft Lip, Cleft Palate, or Cleft Lip and Palate, Revised 2013.

Сестринская деятельность в периоде новорожденности направлена на тесный контакт с молодыми матерями, и заключается в следующем:

− обучение матерей технологии и навыкам кормления ребенка с врожденной расщелиной губы и неба;

− проведение обучающих бесед с матерями по организации ухода за ребенком в домашних условиях;

− проведение обучающей беседы с молодыми родителями о необходимости соблюдения инфекционной безопасности при кормлении ребенка с врожденной расщелиной губы и неба, а именно:

 тщательно мыть руки, желательно с использованием антибактериальных средств;

 перед первым и каждым последующим использованием обязательно промывайте и стерилизуйте все составные части;

 сразу после использования поместите бутылочку в теплую воду. Для мытья рекомендуется использовать специальное средство для мытья детской посуды. Тщательно промывайте соску, уделяя особое внимание вентиляционному клапану;

 сразу после использования, тщательно промойте бутылочку специальной щеткой, а затем простерилизуйте;

 всегда держите бутылочку в чистоте [10].

− посоветовать родителям выбор способа стерилизации в зависимости от условий использования:

 паровая стерилизация (автоклав);

 холодная стерилизация (стерилизация химическими веществами);

 стерилизация кипячением;

 стерилизация в микроволновой печи [10].

− психологическая поддержка матерей, медицинская сестра в родильном доме или отделении детской челюстно-лицевой хирургии советует молодым родителям социальный проект, направленный на информационную, психологическую поддержку родителей детей с врожденными расщелинами губы и неба «Во имя жизни» [26];

− рекомендовать зарегистрироваться на Портале детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, Улыбки наших детей и Особый ребенок, где молодые родители смогут пообщаться с семьями, столкнувшимися с данной проблемой, и найти ответы на многие интересующие их вопросы по комплексной реабилитации и социальной адаптации ребенка с аномалиями челюстно-лицевой области [24,28,29].

Следующий период комплексной реабилитации — период грудного возраста — 1 мес. — 1 год.

В этом периоде акцент реабилитационных мероприятий направлен на подготовку и проведение первичного оперативного вмешательства для устранения анатомических нарушений и восстановления эстетики лица. В центре реабилитации детей с врожденными патологиями накоплен большой опыт оказания системной и этапной помощи детям с врожденной расщелиной верхней губы и неба [14].

Активным участником педагогического процесса становятся родители.

Появляется триада общения: ребенок — родители — логопед, в которой родители выступают то со стороны ребенка, то со стороны логопеда. Родители должны знать, что в большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. Но, несмотря на все современные достижения в области медицины и логопедии, детям с расщелиной губы и неба необходима постоянная и грамотная помощь родителей. Родители должны понимать, что оперативное лечение само по себе не обеспечит нормальной речи, а только создаст анатомо-физиологические условия для восстановления правильной речи [23].

Большая и интенсивная работа проводится в дооперационный период. Это способствует лучшему исходу операции и сокращает сроки послеоперационной логопедической работы.

В дооперационный период обязательно проводите массаж артикуляционной области, логопедическую гимнастику, упражнения для формирования ротового и носового дыхания, протягивания гласных звуков и развития слухового восприятия. После операции коррекционные задачи усложняются.

Проведенные наблюдения свидетельствуют, что своевременно оказанная ранняя, необходимая и достаточная логопедическая помощь дает положительные результаты уже к трехлетнему возрасту. Дети способны посещать дошкольное общеобразовательное учреждение, общаться со сверстниками и взрослыми.

Хочется еще раз отметить ответственную роль родителей в преодолении последствий врожденных нарушений. Семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, должна поддерживать достижения ребенка, следить за выполнением заданий логопеда, оповещать о возникших затруднениях.

Далее следует период — ясельная группа (1–3 года). В этом периоде продолжается предоперационное и послеоперационное ортодонтическое лечение, направленное на коррекцию твердого неба, предупреждение сужения и уплощения верхнего зубного ряда. Проводятся мероприятия по нормализации функции речи и носового дыхания. Логопедическая терапия направлена на развитие подвижности оперированного неба [14].

Хирургическое воссоздание нёба или устранение анатомического врожденного дефекта нёба обязательно сочетается с дооперационным и послеоперационным логопедическим обучением. Чаще всего, логопеды, не видя результатов дооперационной работы, отказывают в помощи детям с врожденной расщелиной нёба, но хирурги отмечают, что дооперационные логопедические занятия способствуют укреплению мышц тканей нёба и глотки, создают более благоприятные условия для операции и послеоперационного заживления раны, а также базу для развития в дальнейшем нормальной речи.

Основной задачей логопедической работы с детьми с врожденной расщелиной нёба в до- и послеоперационном периодах является обучение нормальному звукопроизношению без носового оттенка. Тесная взаимосвязь в лечении детей с ВРГН хирурга, врача-ортодонта и логопеда позволяет своевременно устранить анатомические и функциональные дефекты, восстановить психоэмоциональное состояние ребенка. Все это позволяет провести полноценную реабилитацию таких пациентов с возвращением их в общество.

Период — дошкольная группа (3–6 лет). Этот период необходимо максимально использовать для подготовки ребенка к важному социальному событию — поступлению в школу [14].

Раннее начало обучения значительно облегчает и ускоряет восстановление нормальной речи после операции. С 5–6-летнего возраста продолжается ортодонтическое лечение по показаниям. Основная цель занятий с логопедом в этом возрасте — постановка речи после операции. А также в этом возрасте детям предстоит пройти медико-педагогическую комиссию перед школой.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят как в дооперационном, так и в послеоперационной периоде. До операции проводится такие мероприятия, как:

− артикуляционная гимнастика;

− дыхательная гимнастика;

− логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух [8].

В настоящее время в практику работы учителя-логопеда активно внедряются информационно-коммуникационные технологии, и они находят широкое применение в работе с родителями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Одной из таких технологий являются виртуальные стены и доски — инструменты, которые позволяют объединять текст, изображение, видео, аудио в интерактивный формат. Использование виртуальной стены позволяет решить по крайней мере две важных проблемы: нехватка времени и отсутствие необходимых знаний у родителей. В своей практике они используют веб-сайт Padlet ‒ замечательно интуитивный, удобный и многофункциональный сервис для хранения, организации и совместной работы с различными материалами [2].

Младший школьный возраст. В этом периоде дети с врожденной расщелиной губы и неба должны наблюдаться и лечиться у психоневролога, и обязательно состоять на диспансерном учете по месту жительства в детской стоматологической поликлинике или специализированном центре, соблюдать примерный план диспансерного наблюдения при данной патологии [14].

В зависимости от уровня психического и речевого недоразвития и по согласованию с другими специалистами ребенку рекомендуется обучение в соответствующих профильных дошкольных и школьных учреждениях. В случаях умственной отсталости такие дети после хирургического лечения направляются в специализированные детские сады, а для обучения в речевую, вспомогательную школы, классы компенсирующего обучения [19].

Старший школьный возраст. В этом периоде все проводимые реабилитационные мероприятия направлены на оптимизацию психологического статуса подростка, что обеспечивает его лучшую социальную адаптацию. Хирургическое лечение на данном этапе относиться к эстетическим операциям, при этом допустимо прибегать к использованию дополнительных пластических материалов [14].

Решение организационных, методических, медико-технических, социальных вопросов в комплексном подходе к реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба позволяет добиться стабильного результата в 80–85 % случаев, снизить сроки инвалидности детей с ВРГН в дошкольном возрасте [14].

Из материалов, представленных Paul Martin, типичными проблемами родителей, дети которых родились с расщелиной губы и неба являются:

− неэффективное очищение дыхательных путей;

− несбалансированное питание: потребление питательных веществ недостаточно для удовлетворения метаболических потребностей; беспокойство и тревога родителей;

− недостаток знаний: отсутствие или недостаток когнитивной информации, связанной с конкретной темой; психологическая проблема семьи;

− риск получения травмы.

В России эти проблемы родителей решают врачи-специалисты. Целесообразно делегировать полномочия врачей-хирургов, врачей-стоматологов, педиатра на специально подготовленный и обученный средний медицинский персонал.

Медицинский персонал должен мотивировать родителей на соблюдение примерного плана диспансерного наблюдения и комплексной медицинской реабилитации, в связи с тем, что эти дети получат возможность обучения в общеобразовательной школе, посещать массовые детские сады, а в будущем самостоятельно выбрать свой жизненный путь наравне со здоровыми сверстниками.

Реабилитационный курс состоит из множества терапевтических и социально-психологических воздействий, которые направлены на восстановление оптимального уровня жизнедеятельности пациента.

Несмотря на распространенность данной патологии, остается малоизученным качество жизни детей с врожденной расщелиной губы и неба в разные возрастные периоды, влияние программ ранней реабилитации и сроков хирургической реабилитации на качество жизни детей с патологией челюстно-лицевой области [10].

Понимание влияния расщелины губы и неба на качество жизни детей и их семей, а также определение нуждаемости в медицинской помощи необходимы для повышения эффективности оказания комплексной медицинской помощи в системе здравоохранения, улучшения результатов оказанной помощи пациентам и их семьям, что приведет к упрощению социальной адаптации этой категории пациентов [10].

На всех четырех этапах родителям и детям помогает организовать качественный уход медицинская сестра.

В родильном доме матери, у которых родился ребенок с данной патологией, сталкиваются с проблемой кормления. Медицинская сестра обучает матерей способам и навыкам кормления, дает рекомендации по уходу в домашних условиях, оказывает психологическую поддержку.

На втором этапе — медицинская сестра принимает участие в организации диспансерного наблюдения детей с данной патологией. В детском хирургическом стационаре большую часть времени с мамой и ребенком проводит средний медицинский персонал. Медицинская сестра является для родителей и пациентов методическим консультантом: все вопросы, касающиеся ухода за детьми, родители чаще всего задают медицинской сестре.

Огромная роль отводится медицинской сестре на этапе комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба. От качества и своевременности оказываемой специализированной медицинской помощи детям с данной патологией и их родителям, зависят раннее восстановление анатомической формы и создание условий для нормального приема пищи, дыхания и речи, а все это способствует скорейшей социальной адаптации детей.

Соответственно и в нашей стране появляется необходимость специальной подготовки специалистов со средним медицинским образованием [9].

Модернизация отечественной системы здравоохранения значительно повысила спрос на квалифицированный средний медперсонал, который был бы способен самостоятельно предоставлять качественный сестринский уход, но, несмотря на проводимые реформы, проблема недостатка кадров сестринского персонала остается не решенной и в настоящее время [9].

К большому сожалению, Российская система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, неэффективной подготовки и использования среднего медицинского персонала [9].

В настоящее время средний медицинский персонал, от которого во многом зависит качество и эффективность предоставляемых услуг, играет одну из ведущих ролей в решении задач по оказанию медико‐социальной помощи населению [9].

Стоит отметить, что при всем многообразии методик комплексной реабилитации пациентов, тема является недостаточно изученной и требует более тщательного внимания со стороны практикующих специалистов. Имеют место недостатки в организации комплексной реабилитации детей с ВРГН. В частности, отсутствие методических рекомендаций по профессиональной деятельности среднего медицинского персонала в реабилитации пациентов — детей с врожденными расщелинами губы и неба.

Все это дало нам основание углубленно изучить эту проблему и разработать новые подходы к реабилитации детей с врожденной и наследственной патологией челюстно-лицевой области в рамках изучения деятельности среднего медицинского персонала.

Литература:

  1. Андреева О. В. Поэтапная реабилитация детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба//Вестник Чувашского университета. — 2012. — № 3. — С. 269–275.
  2. Балаганская Е. А. Виртуальная стена как площадка для взаимодействия учителя — логопеда с родителями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи// Сборник материалов V Всероссийская научно-практическая интернет — конференция «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья», Кемерово, 2018. С. 28–30.
  3. Богородицкая А. В., Сарафанова М. Е., Радциг Е. Ю., Притыко А. Г. Тактика ведения детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба: междисциплинарная проблема// Педиатрия. 2015. Том 94. № 3. С. 78–81.
  4. Касимовская Н. А., Шатова Е. А. Поиск кадрового потенциала челюстно-лицевых отделений в решении проблем пациентов с врожденной расщелиной губы и неба и их семей на этапе реабилитации и ухода. Сборник научных трудов по материалам XVI международной научной конференции «Научный диалог: Вопросы медицины». 15 ноября 2018 г. Санкт — Петербург.
  5. Касимовская Н. А., Шатова Н. А. Особенности кормления ребенка с врожденной расщелиной губы и неба// Danish Scientific Journal № 19.- 2018 г. — С. 32–36.
  6. Марданов А. Э., Смирнов И. Е., Мамедов А. А. Врожденная расщелина верхней губы и неба у детей: патогенетическое значение матриксных металлопротеиназ// Российский педиатрический журнал. — 2016. — 19 (2). — С. 106 -113.
  7. Обухова Н. В. Особенности развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба//Специальное образование. — 2015. -№ 4. — С. 70–87.
  8. Олейник Т. В., Савин А. Б., Шатова Е. А. Проблемы адаптации детей с врожденной расщелиной губы и неба на этапе комплексной реабилитации// Znanstvena misel journal № 25/2018 г. — С. 40–44.
  9. Первушина О. А. Средний медицинский персонал в стоматологии с позиций оптимизации работы//Вестник новых медицинских технологий. — 2016. — Т.23. — № 4. — С. 276–279.
  10. Пренатальная диагностика и ее значение в комплексном лечении детей с расщелиной губы и неба в периоде новорожденности // Детская стоматология // 13 сентября 2017 г. Электронный ресурс https://dentalmagazine.ru/posts/prenatal-diagnosis-and-its-importance-in-the-complex-treatment-of-children-with-cleft-lip-and-palate-during-the-neonatal-period.html.
  11. Савин А. Б., Олейник Т. В., Шатова Е. А. Возможность применения технологий «1С» как способ реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья// Новые информационные технологии Сборник научных трудов XIX международной научно-практической конференции «Использование технологий «1С» в образовании и их применение для развития кадрового потенциала цифровой экономики» 29–30 января 2019 г. часть 1. — С. 566–569.
  12. Содиков Б. Р., Иноятов А. Ш., Норова А. Н. Функциональные нарушения у детей с врожденной расщелиной губы и неба (на примере собственных исследований). Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области № 2 (13) Т.1, 2016 г.
  13. Степанова Ю. В., Цыплакова М. С. Основные направления в комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба. — Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. — 2013. — Том 1. — Выпуск 1. — С. 36–43.
  14. Супиев Т. К., Мамедов Ад.А., Негаметзянов Н. Г. Врожденная расщелина верхней губы и неба (этиология, патогенез, вопросы медико-социальной реабилитации). Алматы, 2013.
  15. Таалайбеков Н.Т, Епишев А. М. Повышение качества реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. Конф. № 3 (52). Часть I. — Новосибирск: СибАК, 2016. — С. 114–119.
  16. Таалайбеков Н. Т., Ешиев А. М. Статистика рождаемости детей с врожденными пороками развития и использование современных технологий в реабилитации // Молодой ученый. — 2016. — № 3. — С. 310–312. — URL https://moluch.ru/archive/107/25592/ (дата обращения: 06.09.2018).
  17. Токарев П. В., Шулаев А. В., Плаксина Л. В. Комплексный подход в лечении детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба в Республике Татарстан// Вестник современной клинической медицины. — 2015. — Том 8. — вып. 3. — С. 52–56.
  18. Фоменко И. В., Краевская Н. С., Вологина М. В., Касаткина А. Л. Особенности психологического состояния и самооценки детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба. Вестник ВолгГМУ Выпуск 1 (57), 2016 г.
  19. Фоменко И. В., Филимонова Е. В., Касаткина А. Л. Программа реабилитации детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области. Информационно — методическое письмо. Волгоград, 2007.
  20. Харитонов Д. Ю., Митин Н. Е., Царькова Т. В., Гришин М. И. Основные реабилитационные мероприятия, улучшающие качество жизни пациентов, перенесших хирургические операции в зубочелюстной системе//Здоровье и здравоохранение в XXI веке. — 2016. Vol.18.No 11.
  21. Шатова Е. А. Основные рекомендации медицинской сестры при грудном вскармливании детей с врожденной расщелиной губы и неба//Сборник статей Международной научно-практической конференции Вопросы науки и практики — 2019//Россия. Москва. 19 февраля 2019 г. С. 205–212.
  22. Шатова Е. А. Особенности послеоперационного ухода за детьми с врожденной расщелиной неба после уранопластики//Сборник материалов VII Международной научной конференции «Медицина и здравоохранение». — Краснодар: Новация, январь 2019. — С. 21–27.
  23. Электронный ресурс: http://medznate.ru/docs/index-70743.html (Дата обращения: 23.03.2019 г.)
  24. Электронный ресурс: https://childface-portal.ru/forums/forum/forum-pacientov/ (Дата обращения: 24.03.2019 г.)
  25. Электронный ресурс: http://pigeon.ru/catalog/butylochki-i-soski-dlya-kormleniya-/spetsialnaya-produktsiya/age/all/ (Дата обращения: 01.04.2019 г.)
  26. Электронный ресурс: http://4life.online/butilochki_dlya_kormleniya (Дата обращения: 06.04.2019 г.)
  27. Электронный ресурс: https://www.medela.ru/breastfeeding-professionals/advice/lactation-period/feeding-special-needs-baby(Дата обращения: 06.04.2019 г.)
  28. Электронный ресурс: http://ulybki.info/ (Дата обращения: 06.04.2019 г.)
  29. Электронный ресурс: https://www.u-mama.ru/forum/kids/special-child/ (Дата обращения: 06.04.2019 г.)
  30. Nurseslabs. 6 Cleft Lip and Cleft Palate Nursing Care Plans. Электронный ресурс: https://nurseslabs.com/6-cleft-lippalate-nursing-care-plans/ (Дата обращения: 10.02.2019 г.)
  31. Sheena Reilly, Julie Reid, Jemma Skeat, Petrea Cahir, Christina Mei, Maya Bunik, and the Academy of Breastfeeding Medicine // ABM Clinical Protocol #18: Guidelines for Breastfeeding Infants with Cleft Lip, Cleft Palate, or Cleft Lip and Palate, Revised 2013. — BREASTFEEDING MEDICINE Volume 8, Number 4, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): врожденная расщелина губы, ребенок, небо, медицинский персонал, медицинская сестра, расщелина губы, NUK, мягкое небо, родитель, верхняя губа.

Похожие статьи

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации

Профилактика и коррекция плоско-вальгусной установки стопы у детей дошкольного возраста

Визуальная поддержка для развития культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Ранняя диагностика структурно-функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой

Изучения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Продуктивные виды деятельности как средство всестороннего развития ребенка с ментальными нарушениями

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей

Совершенствование методов диагностики и улучшение результатов лечения диафизарных переломов костей предплечья у детей

Похожие статьи

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации

Профилактика и коррекция плоско-вальгусной установки стопы у детей дошкольного возраста

Визуальная поддержка для развития культурно-гигиенических навыков у детей со сложной структурой дефекта

Ранняя диагностика структурно-функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с бронхиальной астмой

Изучения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Продуктивные виды деятельности как средство всестороннего развития ребенка с ментальными нарушениями

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей

Совершенствование методов диагностики и улучшение результатов лечения диафизарных переломов костей предплечья у детей