Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы действий на начальном этапе коррекции звукопроизношения
Авторы: Земляченко Марина Владимировна, Кутергина Татьяна Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 4110 раз
Библиографическое описание:
Земляченко, М. В. Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы действий на начальном этапе коррекции звукопроизношения / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/627/ (дата обращения: 16.12.2024).
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Опыт работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями показывает, что наиболее часто встречаемый дефект у дошкольников-это нарушение фонематического восприятия и артикуляционные расстройства. Незнание правильного уклада органов артикуляционного аппарата или отсутствие «образа» при произнесении нужного звука приводит к различным фонетическим и фонематическим речевым дефектам.
В коррекционной работе логопеда весьма актуальным становится вопрос об использовании зрительных опор при формировании фонетической стороны речи. Использование наглядного материала позволяет сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в сознании ребенка физиологический образ звука. Применение в логопедической работе наглядных зрительных опор наиболее актуально при артикуляторно-фонематической, артикуляторно-фонетической дислалии, дизартрии, ринолалии, т.е. когда страдает двигательное звено речевого акта и формирование артикуляционной базы звуков идет особенно сложно. [3. с. 4]
Мышление детей дошкольного и младшего школьного возраста преимущественно наглядно-образное, и, следовательно, наиболее логично составление схемы ООД (ориентировочной основы действий) в наглядном плане. Качество схемы ООД (полнота и правильность указания в ней цели, системы ориентиров, последовательности выполнения действий, возможности контроля) во многом определяет качество полученного навыка.
Зрительные опоры могут широко использоваться на всех этапах коррекционной работы. Количество зрительных опор определяется индивидуально, но требования к их качеству постоянны, в них должна отражаться сущность, центральное звено формируемого действия. [3.с. 5]
Схемы рисуются логопедом на карточках или в индивидуальной тетради только в случае затруднений. К упражнениям, не представляющим трудности, рисуется символ, связанный с названием и позволяющий соблюдать очередность. Использование минимального количества схем позволяет максимально сосредоточить внимание на наиболее проблемных позициях.
При подборе комплекса упражнений необходимо провести кинетический анализ дефектных звуков и артикуляционной моторики, что позволит определить моторный механизм нарушенного звукопроизношения и обосновать программу коррекционной работы.
При составлении комплекса артикуляционной гимнастики логопед должен представлять цели выполнения каждого упражнения и давать ребенку четкие, лаконичные инструкции в доступной форме. Необходимо также обозначить последовательность действий, точки и способы контроля за правильностью выполнения упражнений, а также специфические требования (степень напряженности, длительность удержания позиции, темп движений и т. д.).
После выработки умения принимать и удерживать заданную артикуляционную позицию можно переходить от статических упражнений (удержание позы) к упражнениям, направленным на развитие координации речевых движений. Возможен и другой вариант, когда изолированное произвольное движение (например, подъем языка вверх) недоступно, но сохранно в непроизвольном двигательном акте (облизывание верхней губы). В этом случае выработка произвольного статического положения идет от доступного движения через замедление темпа и привлечения для контроля визуального канала. [3. с. 6 ]
К составляющим артикуляционного уклада звука относят: положение губ, зубов, кончика языка в момент произнесения звука, способ образования шума и тип преграды, особенности работы голосовых складок, а также характер воздушной струи.
Использование на занятиях логопедом знаков-символов позволяет ребенку более осознанно относиться к закреплению правильных артикуляционных укладов каждого изучаемого звука. Результативность такой работы зависит от степени заинтересованности каждого ребенка в исправлении речевого дефекта. Дети с речевыми проблемами страдают несформированностью фонематического слуха. Это проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим или артикуляторным параметрам. Коррекционная логопедическая работа начинается с разъяснения ребенку отличий, которые имеются в недифференцируемых звука. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок осознанно пробует включить в работу органы артикуляции. Модель служит наглядным помощником логопеда. Она является абстрактной единицей, такой же, как и образ звука. Сравнивая похожие по своим свойствам звуки, находя их сходства и отличия, ребенок развивает фонематический слух.
Перестройка отношения к собственной артикуляции, направление внимания ребенка на моторный компонент, который ранее им не осознавался, позволяет сформировать осознанное отношение к статике и динамике звука. [2. с. 12 ]
Детям-логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти. Еще одним фактором, накладывающим существенный отпечаток на методику коррекционной работы, является нарушение пропреоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад. Это, в свою очередь, задерживает развитие артикуляционного праксиса, вызывает трудности при выполнении артикуляционных упражнений, формировании статики и, особенно, динамики звука.
Специальное обучение по формированию двигательных программ и развитию кинестетического чувства позволяет ребенку осознанно относиться к процессу выработки различных артикуляционных укладов и осуществлять «подстройку» артикуляции к особенностям строения артикуляционного аппарата до получения нормированного звука.
Результативность коррекционной работы зависит и от личностной заинтересованности ребенка в педагогический процесс, осознанности выполняемых действий. Добиться четкого осознания ребенком предъявляемых требований бывает достаточно проблематично — объяснения взрослого не всегда правильно воспринимаются и понимаются ребенком. Для преодоления трудностей такого рода на помощь ребенку могут прийти зрительные опоры — символические схемы - рисунки, позволяющие разгрузить аудиоканал и перевести часть передаваемой информации в зрительное поле.
В силу особенностей дефекта выполнение артикуляционных упражнений вызывает серьезные трудности, кропотливое и поэтапное преодоление которых просто необходимо, т.к. несоблюдение требований к выполнению упражнений резко снижает результативность коррекционной работы. Количество упражнений, число повторений и продолжительность занятий определяются логопедом с учетом структуры дефекта. При необходимости диапазон отрабатываемых позиций и зрительных опор может быть существенно расширен. На первом этапе обучения выдвигается задача выработать правильные, сознательно усваиваемые детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука. В период постановки звуков с применением моделей артикуляции звуков дошкольники учатся правильно воспринимать данный звук изолированно или в простейших звуковых сочетаниях. В период введения звука в речь дети учатся правильно узнавать и различать этот звук, как в легких, так и в более трудных сочетаниях (слогах, словах, фразах), а также анализировать весь звуковой состав слова.
Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. [2. с. 20 ]
Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию не произносимого звука. Если у ребенка искаженное произношение звука, то модель отсутствует, т.к. нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.
Перестройка отношения к собственной артикуляции, направление внимания ребенка на моторный компонент, который ранее им не осознавался, позволяет сформировать осознанное отношение к статике и динамике звука. В силу особенностей дефекта выполнение артикуляционных упражнений вызывает серьезные трудности, кропотливое и поэтапное преодоление которых просто необходимо, т. к. несоблюдение требований к выполнению упражнений резко снижает результативность коррекционной работы. Количество упражнений, число повторений и продолжительность занятий определяются логопедом с учетом структуры дефекта. При необходимости диапазон отрабатываемых позиций и зрительных опор может быть существенно расширен.
Рис.14 Пример подбора артикуляционных упражнений
На первом этапе обучения выдвигается задача выработать правильные, сознательно усваиваемые детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука.
В период постановки звуков с применением моделей артикуляции звуков дошкольники учатся правильно воспринимать данный звук изолированно или в простейших звуковых сочетаниях. В период введения звука в речь дети учатся правильно узнавать и различать этот звук, как в легких, так и в более трудных сочетаниях (слогах, словах, фразах), а также анализировать весь звуковой состав слова.
Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию непроизносимого звука. Если у ребенка искаженное произношение звука, то модель отсутствует, т.к. нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.
- Литература:
Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие /В.М.Акименко.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-110с.
Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! Кн. для логопеда. – М.:ТЦ Сфера, 2007.-176с.
Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения / г.В. Ханьшева.-Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006.-93с.