Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.10.2019

Статья просмотрена: 12795 раз

Библиографическое описание:

Ефремова, А. В. Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками / А. В. Ефремова, А. Е. Петрова, Н. И. Белова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4463/ (дата обращения: 16.12.2024).



Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции.

Согласно статистике логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5 %. У мальчиков заикание встречается в три-четыре раза чаще, чем у девочек. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1–3 % взрослого населения. Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18 %. То есть имеется наследственная предрасположенность к этому нарушению.

Структура данного речевого нарушения довольно сложная, потому работа предполагает комплексное воздействие на заикающегося.

Методы воздействия можно разделить на педагогические и медикаментозные. Последние назначаются врачом неврологом. Педагогические же рассмотрим ниже.

Особенность педагогической работы с заикающимися отличается от традиционной: здесь я рассмотрю основные методы педагогического воздействия: Релаксация, создание режима ограничения речи синхронизация и ритмизация речи и движений, развитие речевого дыхания отработку плавности речи во всех ее формах.

Учебный год мы разделяем на четыре периода

В I периоде я организую щадящий речевой режим, работаем над выработкой спокойного темпа, ограничиваем общение, где допускается использование однословных фраз (вопросы, ответы, описания предметов, картинок...). Здесь мы также обучаем детей релаксации. Длительность — 1–1,5 месяца.

На II этапе:

1.Рекомендуем родителям поддерживать щадящий речевой режим дома, постепенно активизируем речь детей на занятиях и дома, побуждая их к общению полными предложениями в игровых ситуациях и вне игры. — 1,5 месяца

На III этапе мы продолжаем активизировать правильную речь детей. Пользоваться полными распространенными предложениями. — 2 месяца

И на последнем (заключительном) этапе дети учатся самостоятельно пользоваться всеми формами речи, когда речевой образец уже не дается.

В своей работе я использую такой прием как создание режима относительного молчания. Почему относительного — потому что мы не можем требовать от ребенка полного молчания. эта задача реализуется в режимных моментах и проходит в виде игр-молчанок. это помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.

Во время игр-молчанок организовываются такую деятельность, чтобы дети меньше говорили (рисование, аппликация и т. п. основной задачей является соблюдать тишину. Ребенку дается игровое задание — он аквалангист, под водой разговаривать невозможно, можно общаться только жестами, мимикой).

Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю-полторы с начала коррекционной работы. Постепенно речевая активность ребенка увеличивается, но щадящий речевой режим продолжается.

Еще одним приемом является релаксация. Обучение навыкам релаксации необходимо чтобы снять мышечное напряжение и эмоциональное перевозбуждение, свойственное детям с заиканием.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, где ребенок может почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи.

После выполнения упражнений я обращаю внимание на то, насколько было легко и приятно расслабиться и успокоиться.

Когда дети научатся расслаблять отдельные группы мышц, проводится внушение состояния покоя, закрепляющее ощущение расслабленности.

Данное упражнение проводится непосредственно перед занятием, в спальне или в логопедическом кабинете на ковриках. Содержание может быть связанно с тематикой занятия. Продолжительность занятий по релаксации на начальном этапе составляет 3–5 мину и доходит до пятнадцати.

Также в симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Последовательность работы здесь классическая:

− общие дыхательные упражнения;

− постановка диафрагмального дыхания;

− дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;

− формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.

Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, глубоким, а выдох длительным и плавным. Я напоминаю детям, что говорить нужно только на выдохе (поскольку у детей часто бывает речь «взахлеб»).

Ритм речи при заикании часто нарушен. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс методов. В основном это:

  1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
  2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен (Считалки)
  3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а ребенокдолжен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

Пример:

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например:

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»: Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»: Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Не маловажно уделять внимание и интонации. В период «щадящего речевого режима» заикающиеся дошкольники обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно используя пантомимику.

Работа по развитию интонационной стороны речи начинается с формирования голосовых модуляций. Такая тренировка на первом этапе проводится на материале гласных звуков. Обучение вначале происходит по образцу, предложенному логопедом. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Движение руки может заменить мяч, который бросается в пол или вверх

Все упражнения, исполненные на первом этапе, должны быть проведены и в работе над слогом. Для передачи интонационной выразительности с детьми хорошо использовать междометия: радость (Ах! Ох! Ух!), сожаление (ох-ох-ох), печаль (эх) и т. п.

При работе с предложением, состоящим из двух или более слов, проводится обучение дошкольников выделению значимого слова. Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале стихов, где конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы, затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию. Затем проводится работа над интонационным членением текста.

Для детей дошкольного возраста следует проводить работу на материале стихотворных текстов с короткой строфой и прозаических текстов, состоящих из коротких фраз.

Следующий метод коррекции заикания — это синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. Речь идет о привлечении к акту речи «второго артикуляторного аппарата человека» пальцев ведущей руки.

Поскольку исходным пунктом речевых и психических нарушений при заикании являются речевые судороги, сумев предотвратить их, мы в значительной степени устраняем и вторичные невротические наслоения.

Рука не отвлекает от акта речи, не сопровождает её механическим образом, а упреждая произнесение каждого слога, ведёт речь за собой.

Пальцы ведущей руки выполняют роль «буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги в разнометричные рисунки слов.

Предлагаемый способ коррекции заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания. Основные правила руки заключаются в следующем. Ведущая рука должна воспроизводить ритмико-интонационный рисунок произносимой фразы. Для этого ребенок располагает руку на бедре, пальцы руки слегка согнуты как при игре на фортепиано. Произнесение первого слога каждой синтагмы, а также все сильные позиции в ней, идут вслед за более крепким и длительным нажатием большого пальца. Система интенсивных логопедических занятий по коррекции заикания с помощью руки состоит из нескольких этапов.

  1. На первом этапе (5 дней) главная задача сформировать у заикающихся навык свободного звукоизвлечения и слогопроизнесения, связать его с состоянием мышечной релаксации, спокойствием и, параллельно развивая мелкую моторику, подготовить ведущую руку к роли естественного синхронизатора речи. Одновременно мы усиленно готовим руку в помощь речи: привлекаем внимание заикающихся к руке
  2. На втором этапе (2–3 дня) мы уделяем главное внимание обучению большого пальца ведущей руки, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать технику расслабления. На этой стадии логопедических тренировок необходимые навыки отрабатываются на значительно замедленном темпе.

Упражнение 1.

Исходное положение максимально свободная поза. Заикающиеся встряхивают кисти рук, затем сбрасывают их на колени и подтягивают расслабленные кисти примерно к середине бедра. Кисть оказывается свободной и округлой (прием, используемый для подготовки рук при обучении игре на фортепиано). Упражнение многократно повторяется, пока рука действительно не будет полностью расслаблена и спокойна. Нужно непременно снять напряжение с кисти, иначе оно отразится на работе голосового аппарата.

Упражнение 2.

Рука свободно лежит на бедре. Пациенты медленно, плавно начинают надавливать большим пальцем руки на поверхность бедра (остальные пальцы, отрываясь от бедра, несколько приподнимаются). По команде пальца пациенты произносят один слог с мягкой атакой звука, используя нижний голосовой регистр. По мере того как палец все сильнее (но без напряжения) нажимает на бедро, усиливается и звучание голоса; наоборот, при уменьшении силы нажатия голосовое звучание ослабляется.

3. Третий этап (5–6 дней) состоит в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки уже на уровне слов, несложных фраз. Усложняется работа над интонацией и соответственно повышаются технические требования к руке. Кроме того, совершенствуются навыки, полученные на предшествующих этапах работы.

Упражнение 1.

Рука свободно лежит на бедре. Нажатием большого пальца запускаем последовательные ряды открытых слогов (2345). Каждый слог «пропевается» акцентированно, причем нажатие каждого пальца должно быть синхронизировано с произнесением отдельного слога. Сила нажатия управляет силой звучания голоса. По сути дела, мы имеем здесь образец равнометричной речи на замедленном темпе, при посредстве которой отлаживается техника синхронизированного с рукой произнесения ряда слогов.

Упражнение 2.

Задачей является выработка навыков естественной разнометричной речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки.

Работа начинается с проговаривания слов с различной метрической структурой. Сначала проговариваются слова двух, трех, четырехсложные с ударением на первом слоге, а затем с ударением на втором, третьем, четвертом слогах. Во время выполнения упражнения логопед внимательно следит за постановкой руки. Ударный слог каждый раз выделяется более сильным и длительным нажатием соответствующего пальца. Безударные слоги лишь отслеживаются мягким нажатием пальцев на поверхность бедра.

4. Четвертый, завершающий этап (10 дней) связан с автоматизацией у заикающихся нового речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки. Здесь используется речевой материал большей степени сложности, происходит первичное закрепление навыка. Продолжается работа над интонацией. Устойчивость речи к стрессовым воздействиям проверяется через систему функциональных тренировок.

Первоначально для логопедических тренировок используются небольшие по объему, знакомые тексты, на которых нарабатывается техника речи с рукой. На этом этапе продолжается работа над интонацией. Интонационные навыки отрабатываются на песенных, стихотворных, прозаических текстах.

Следующее направление работы — развитие планирующей функции речи, Работа строится в следующей последовательности:

  1. Сопряженная речь — проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4–5-ти и более.
  2. Отраженная речь — представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2–4-х строф.
  3. Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.
  4. Самостоятельное описание картинок. Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т. п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, которым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.

На всех этих трех этапах большое внимание уделяется развитию и обогащению словаря заикающихся детей.

  1. Пересказ прослушанного небольшого текста. Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности детей может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.
  2. Спонтанная речь является наиболее сложной для ребенка. Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной магазин”, где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.

На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец” и т. п.).

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.

Таким образом, исходя из вышеописанных методов, можно составить примерное содержание коррекционной работы:

1 этап

Подготовка руки, развитие мелкой моторики

Работа над слогом

Релаксация в контрасте с напряжением

Работа над интонацией на уровне звукомодуляций

2 этап

Обучение навыкам синхронизации с опорой на большой палец.

Развитие навыка деления на слоги

Интонация на уровне слога и одного слова.

Развивать фонацилонное и диафрагмальное дыхание

3 этап

Подключение остальных пальцев ведущей руки

Синхронизация на уровне слова и фразы

Интонация на уровне фразы

Развивать длительный речевой выдох.

4 этап

Закрепление навыков синхронизации во фразе и тексте.

Развитие интонации на уровне текста, учить использовать логические ударения.

Конечно, это не все методы устранения заикания. На данный момент существуют и технические средства коррекции. Приведу некоторые из них.

Аппарат Монолог.

Он включает в себя такие функции.

1. Звукозаглушение собственной речи, как прием в работе по преодолению заикания, известен еще со времен Демосфена. В качестве заглушающего фона используется «белый шум», акустически напоминающий шум прибоя. Положительный результат при звукозаглушении принадлежит эффекту повышения громкости.

2. Звукоусиление.

3. Метроном, или метод ритмической стимуляции речи, известен столь же давно, как и метод заглушения.

4. «Эхо» или эффект отставной речи —суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал, подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. «эхо» — дает задержку речевого сигнала, что, в свою очередь, улучшает качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи и, наконец, что, пожалуй, является самым важным — способствует формированию навыка речевого самоконтроля.

Используя четыре основных режима, аппарат позволяет получать разнообразные комбинации.

Также существуют аналоги, которые можно установить на смартфон в виде приложения.

DAF Professional by Speech Tools for iOS/Android

DAF — воспроизведение звука собственного голоса с отставанием в несколько миллисекунд. Так называемая отсроченная слуховая обратная связь. Это приложение подходит для занятий по коррекции плавности речи людям с заиканием или с ускоренным темпом речи.

Приложение DAF способствует замедлению темпа речи и снижению количества запинок. Сами разработчики утверждают, что программа эффективно работает в 30 % случаев её использования людьми с заиканием.

Заниматься с этим приложением советуют 2 раза в неделю по 10–15 минут.

Второе приложение разработано для устройств на операционной системе Android — DAF (Delayed Auditory Feedback) или Задержка акустической обратной связи

Принцип работы так же основан на эффекте эхо. Во время занятий, нужно использовать наушники, так же в этом приложении можно использовать фронтальную камеру в качестве зеркала.

Работа с техническими устройствами, как правило, ведется индивидуально.

Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, соблюдали общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

На начальных этапах работы я знакомлю родителей с приемами релаксации. Рекомендую проводить дома игры-молчанки. Так же очень важно, чтобы родители соблюдали режим дня, поддерживали режим ограничения речи, избегали шумных мероприятий и праздников. По мере того как дети овладевают приемами синхронизации, знакомлю с ним родителей. Важно, чтобы родители воспитанников поняли необходимость и важность коррекционных приемов и умели выполнять их в домашних условиях.

Помните, что заикание — сложное нарушение, затрагивающее не только речевое, но и психическое, познавательное и личностное развитие. Именно поэтому важно, чтобы к коррекционной работе было привлечено все окружение ребенка.

Литература:

  1. Все о заикании http://zaikanie.ru/
  2. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). -- М.: Эребус, 1993–160 с. ил.
  3. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская, 1993.
  4. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. Белякова Л. И.
  5. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  6. Селиверстов В. И. «Заикание у детей».
  7. И. А. Поварова «Коррекция заикания в играх и тренингах»
  8. С. В. Леонова «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников»
  9. П. И. Шагулиев «Речевые игры и тренинги в коррекции заикания»
  10. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Помогите ребенку преодолеть заикание. МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
  11. Е. Е. Шевцова «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания»
  12. Е. Е. Шевцова «Преодоление рецидивов заикания»
  13. Т. Г. Визель «Коррекция заикания у детей»
  14. Ю. Б. Некрасова «Лечение творчеством»
  15. Е. Н. Соловьева «Путь к преодолению заикания» Система занятий.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ведущая рука, DAF, работа, этап, упражнение, движение пальцев, заикание, слог, тук - тук.

Похожие статьи

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками в рамках реализации ФГОС

Инфографика в коррекционно-логопедической работе

Специфика использования песочной терапии на логопедических занятиях

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе

Методы и приёмы в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психоречевого развития

Похожие статьи

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками в рамках реализации ФГОС

Инфографика в коррекционно-логопедической работе

Специфика использования песочной терапии на логопедических занятиях

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Конспект логоритмического занятия с детьми с заиканием в старшей группе

Методы и приёмы в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психоречевого развития

Задать вопрос