Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Седова, Н. В. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет / Н. В. Седова, О. Ю. Царапкина, М. К. Шувалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 535-538. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30103/ (дата обращения: 17.12.2024).



Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

При реабилитации заикающихся в нашем центре используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, логоритмиста.

На протяжении многих лет работы нами была разработанна и апробирована методика коррекции заикания у детей 4–6 лет.

Программа работы:

1) Формирование базовой плавности.

2) Работа над дикцией — техника речи.

3) Работа над лексической стороной речи.

4) Работа над грамматическим строем речи.

5) Работа над связностью речи.

Коррекционные и общие педагогические задачи включают в себя плавность речи и исключают эмоциональное напряжение. Все методические приемы должны по возможности исключить фиксацию ребенка на дефекте.

Продолжительность занятия от 20 до 40 минут в зависимости от возраста.

Занятия включают в себя:

  1. Работа над техникой речи (над дикцией).

Методика адаптирована к дошкольному возрасту. Работа проводится по подражанию, прямых рекомендаций нет. Дается речевой материал, при работе с ним ребенок произносит звуки правильно.

Лингвистические исследования показали, что разбивка слов на слоги по типу закрытых слогов служит профилактикой (стечение согласных провоцирует запинки в речи).

  1. Работа над речевыми эталонами

Эталоны адаптированы к возрасту детей — те фразы, в которых есть звуки, которые ребенок произносит правильно.

а) А, О, У, И, Э (после 4 лет) и Я, Ю, Е, Ё — если нет голосовых тонических судорог.

б) Ф, С, Х Ш — если есть голосовая тоническая судорога (это проходят дети в течение двух месяцев тренировочных занятий).

Если за месяц голосовая судорога исчезла, то возвращаемся к пункту а), если нет, то дается Ж, В, З.

Эти же эталоны используются при дизартрии и ОНР.

Обычно ребенок получает от 5 до 10 фраз на одном занятии (гласные под ударением):

– Занятие «Слова на звук «А»

Аня идет в школу

Алик идет гулять

Азбуку учат дети

Арка ведет во двор дома

Арфа стоит на сцене

Аист свил гнездо

– Далее даются слова на звук «О»:

Окна вымыли

Обувь надо поставить на место

Овцы пасутся

Озеро глубокое

Очередь длинная

– Далее на звук «У»:

Утка зовет утят

Утро солнечное

Удочка нужна рыбаку

Устрицы живут в раковинах

Узел тугой

– Далее на звук «И»:

Игры у детей интересные

Избы в деревне маленькие

Иглы у ежа колючие

Иней покрыл ветки зимой

Иволга звонко поет

– Далее на звук «Э»:

Эхо слышится в лесу

Этот дом одноэтажный

Это кресло удобное

Эта книга увлекательная

Эти дети идут в цирк

– Далее на звук «Я»:

Яблоко румяное

Ягоды сочные

Ящик стоит на земле

Ящерица выползла из-под камня

Яхта качается на волнах

Яд опасен для жизни

– Далее на звук «Ю»:

Юбку надо погладить

Юркий мышонок торопится в норку

Южный ветер несет тепло

Юнга хочет стать капитаном

Юрта — это такое жилище

– Далее на звук «Е»:

Едет машина быстро

Ест девочка с аппетитом

Еле-еле ползет черепаха

Елку нарядили дети

Еж торопится к ежатам

– Далее на звук «Ф»:

Фантик сняли с конфетки

Фонтан в парке высокий

Футболист забил гол

Флагами украсили кораблик

Форточку надо закрыть

Фея помогает Золушке

Финики сладкие

– Далее на звук «С»:

Скалкой катают тесто

Скамейка стоит в парке

Стройка недалеко от дома

Скатертью накрыт стол

Страниц в книге много

Скакалки взяли девочки

– Далее на звук «Х»:

Хоботом слон поднимает тяжести

Халат у врача белый

Художник подошел к мольберту

Холодильник стоит на кухне

Хитрая лиса обманула волка

– Далее на звук «Ш»:

Штангу поднимает атлет

Шлем у летчика кожаный

Шмель летит на цветок

Штопором вынимают пробки

Шторм был сильным

– Далее на звук «Ж»:

Жаба прыгнула на кувшинку

Жук ползет по травинке

Жакет модный

Жилет связала бабушка

Жабо пышное

– Далее на звук «В»:

Ванна наполнена водой

Ваза с цветами стоит на столе

Ватрушка с творогом

Веником подметают пол

Веер взяла дама

Весна наступает после зимы

– Далее на звук «З»:

Замок висит на двери

Заяц спрятался под кустом

Замок окружен рвом

Зеркало висит в прихожей

Зебра полосатая

Зима — самое холодное время года

  1. Для удлинения речевого выдоха делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

Из избушки не спеша,

Вышла стайка индюшат,

Вел индюк их по дорожке,

Чтоб они размяли ножки.

Аист вез из магазина,

На своей тележке груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

Устранение судорожности речевой мускулатуры и собственно устранение заикания неразрывно связаны с формированием твердой ритмичной речи и удлиненного речевого выдоха, сопровождаемых движением рук. Эффект от сопровождающего движения руки можно ожидать только в том случае, если совмещение речи и движений подчиняется определенным правилам. Фраза всегда начинается с одной и той же руки.

Формируемая у заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов, напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым, чем в обычной речи, произнесением звуков неударных слогов. Для работы делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

Как только мы добиваемся базовой плавности, начинается работа на связной речью:

– рассказ по серии сюжетных картинок;

– работа над пересказом

Для работы берутся «Сказки в картинках» В. Сутеева, произведения Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Бианки, сказки Р. Киплинга.

Если заикание не проходит, то набираются группы из 3–4 человек. Лечение в группах опять же постепенное.

Дети играют в разные игры: так, в подвижной игре они с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью, нормализуют моторику заикающихся детей — в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.

Дидактические игры со строго упорядоченными действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, правильного отношения к товарищам.

Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации, игры в настольный театр и творческие игры. Игры-драматизации готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей (от облегченных форм до самостоятельно построенных речевых конструкций), учат их интонационной выразительности, развивают жестикуляцию, воспитывают положительные нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские качества.

Не менее важны игры с пением. Для детей 4–5 лет больше подходят игры хороводные, а для 5–6-летних — инсценировки с пением. Участвуя в них, ребята учатся общаться в коллективе сверстников, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив облегчает им технику произношения. В творческих играх, играх-драматизациях дети самостоятельно придумывают конец или начало к разыгрываемому диалогу, сценке или уже знакомой ситуации, сами изменяют и создают новые правила той или иной игры, сами предлагают игру, распределяют роли, рассказывают ее правила, развивают и заканчивают. Также самостоятельно ребята оценивают и поведение своих товарищей на занятии. В разнообразных играх у детей наиболее ярко проявляются фантазия и творческая активность, формируется произвольное поведение.

В Центре патологии речи работа ведется комплексно при систематическом посещении занятий и обязательном выполнении домашних заданий. В конце логопедических занятий дети выходят с хорошей положительной динамикой в речи. Если в дальнейшем у детей возникают проблемы в речи, они вновь могут повторно получить логопедическую и врачебную помощь.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, игра, базовая плавность, занятие, комплексный подход, подборка стихов, постепенное увеличение, речь, слог.


Задать вопрос