Влияние игр с мячом на психофизическое развитие ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Вдовина, А. С. Влияние игр с мячом на психофизическое развитие ребенка / А. С. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103661/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной статье рассматриваются понятие движения, обосновывается необходимость использования мяча в жизни детей дошкольного возраста, для формирования психофизического развития, в условиях обучения в дошкольном образовательном учреждении и в домашних условиях.

Ключевые слова: игры с мячом, физическое воспитание, дошкольный возраст, влияние мяча, мяч.

Дошкольный возраст — важный период в формировании двигательной активности. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.

«Движение — это жизнь, — писал Аристотель. — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Для детей существует множество форм работы по физическому воспитанию. Но среди всех подвижных игр, особое место занимают игры с мячом. В своей статье я попытаюсь показать его большую значимость в психофизическом развитии детей.

Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дают действия с мячом.

Ребенок, знакомясь с мячом и его свойствами, выполняя различные упражнения (катание, хватание, удерживание, бросание и др.), получает нагрузку на все группы мышц, у него активизируется весь организм. Даже простое упражнение, как подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что хорошо воздействует на его осанку.

Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

Логопеды в своей практике активно используют игры с мячом, считая его отличным коррекционным инструментом. Так как игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Центр развития ребёнка — детский сад 38 “Золотой ключик” ЕМР РТ города Елабуга с детьми двух подготовительных групп: группы № 7 — контрольной и группы № 5 — экспериментальной, в сентябре 2022 года. В исследовании выносливости приняло участие 32 ребенка: 18 мальчиков и 14 девочек 6–7-летнего возраста.

При изучении физического развития детей нами были получены следующие результаты:

В контрольной группе

Высокий уровень физического развития имеют 3 человека (15 %)

Уровень выше среднего имеют 9 человек (60 %)

Средний уровень физического развития отмечается у 4 человек (35 %)

В экспериментальной группе

Высокий уровень физического развития имеют 4 человека (18 %)

Уровень выше среднего — 5 человек (35 %)

Средний уровень отмечает у 7 человек (47 %)

Таким образом, из теста видно, что группы имеют ориентировочно приближенный уровень физического развития.

Исследование ловкости рук проводилось по методике М. А. Руновой и включало тесты на установление уровня развития ловкости и координации движений:

1) Челночный бег 3*10 метров

2) Отбивание мяча от пола.

3) Подбрасывание и ловля мяча.

По итогам проверки мы получили следующие результаты от двух групп:

Высокий уровень — 6 %

Средний уровень — 50 %

Низкий уровень — 44 %

В целом необходимо заметить, что более 40 % детей, участвовавших в диагностике, имеют средний и низкий уровни сформированности ручной ловкости.

Главной причиной низких показателей является, по нашему мнению, отсутствие целенаправленной работы по развитию ловкости, некоторые дети лишены интереса к физкультурным занятиям.

Следовательно, существует необходимость создания конкретной системы работы по развитию ловкости старших дошкольников, подбор наиболее результативных средств и методов, методическое просвещение педагогов и родителей.

Поэтому мы считаем необходимым с детьми экспериментальной группы организовать дополнительные занятия «Школа мяча» и главным направлением его работы выбрать развитие ручной и телесной ловкости.

Деятельность кружка осуществлялась так, что каждое занятие строилось согласно традиционной структуре: вводная, основная, а также заключительная часть.

В вводной части ребятам предоставлялись различные упражнения для рук и ног с целью разогрева и подготовки для последующей деятельность конкретных групп мышц (в частности, мышц рук и плечевого пояса).

Главный элемент содержала общеразвивающие упражнения с мячом, а вдобавок упражнения, нацеленные на формирование умения работать с мячом: отбивание, ведение мяча, передача друг другу мяча в парах различными методами, броски мяча в корзину и тому подобное.

В заключительной части занятия с ребенком велись игры с мячом различной физической активности: огромный и малой. Любая игра разучивалась вместе с ребенком, закреплялась и улучшалась.

После проведения систематических занятий кружка, направленных на развитие ручной ловкости детей экспериментальной группы, в мае 2023 года нами было проведено повторное тестирование.

В среднем по всем параметрам в экспериментальной группе были получены следующие результаты:

Высокий уровень — 55 %

Средний уровень — 40 %

Низкий уровень — 5 %

Повторная диагностика позволила выявить следующие изменения уровня развития ловкости у детей данной группы:

Высокий уровень увеличился на 40 %

Средний уровень уменьшился на 25 %

Низкий уровень уменьшился на 35 %

В среднем по всем параметрам в контрольной группе были получены следующие результаты:

Высокий уровень — 18 %

Средний уровень — 45 %

Низкий уровень — 37 %

Повторная диагностика в контрольной группе позволяет сделать следующие выводы:

Высокий уровень остался неизменным

Средний уровень увеличился на 10 %

Низкий уровень уменьшился на 10 %

Более результативным способом в оценке формирования психофизических качеств, в том числе выносливости, служит рост показателей за момент подготовки в течение учебного года. Он демонстрирует перемены в физиологической подготовленности детей под воздействием физкультурно-оздоровительных мероприятий и проявляется в разнице между исходными показателями первоначального тестирования (в сентябре) и приобретенными в конце года (в мае).

В ходе работы нами было установлено, то что формирование ручной ловкости у ребенка старшего дошкольного возраста обусловливается типом темперамента. Таким образом, уравновешенные дети продемонстрировали значительную трудоспособность при выполнении беговых упражнений и подвижных игр с мячом. У таких детей высокий прирост в развитии физической ловкости. Ребята свободно возбудимые успешнее и охотнее осуществляли разнообразные упражнения с мячом на скорость, с наслаждением принимали участие эстафетах, у них большие показатели в развитии ручной ловкости.

Таким образом, игры и упражнения с мячом играют огромную роль в психофизическом развитии ребенка. Мяч способствует развитию не только физических, но и психических способностей детей. Поэтому не стоит использовать мяч только как средство для развития физических умений (ловкость, сила, координация и др.).

Литература:

  1. Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. — М.: Аркти, 2000.
  2. Бальсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев, 1987.
  3. Буцикина Т. П., Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. — 2005. № 3.- с.84–94.
  4. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. — М.: Терра-Спорт, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, мяч, ребенок, уровень, игра, физическое развитие, дошкольный возраст, ручная ловкость, экспериментальная группа, контрольная группа.


Похожие статьи

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста

В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Физическое воспитание в семье

В данной статье было рассмотрено понятие физического воспитания, выявлена роль физического воспитания в семье. В процессе написания статьи был приведен широкий спектр форм активного отдыха для всей семьи, и рассмотрено влияние совместного семейного а...

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Влияние подвижной игры на занятиях по физической культуре на развитие ребёнка дошкольного возраста

В статье автор говорит о том, как подвижная игра на занятиях по физической культуре влияет на развитие ребёнка дошкольного возраста, чему учит, какие качества помогает приобрести, укрепить, сформировать и развить, на какие сферы оказывает наибольшее ...

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Физическая культура в жизни студентов

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья студентов...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста

В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Физическое воспитание в семье

В данной статье было рассмотрено понятие физического воспитания, выявлена роль физического воспитания в семье. В процессе написания статьи был приведен широкий спектр форм активного отдыха для всей семьи, и рассмотрено влияние совместного семейного а...

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Влияние подвижной игры на занятиях по физической культуре на развитие ребёнка дошкольного возраста

В статье автор говорит о том, как подвижная игра на занятиях по физической культуре влияет на развитие ребёнка дошкольного возраста, чему учит, какие качества помогает приобрести, укрепить, сформировать и развить, на какие сферы оказывает наибольшее ...

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Физическая культура в жизни студентов

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья студентов...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос