Влияние Вальдорфских игр подвижного характера на физическую подготовленность учащихся младших классов
Авторы: Курчанова Екатерина Игоревна, Коскин Александр Сергеевич, Игнатенков Николай Ефимович, Чернышева Елена Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 346 раз
Библиографическое описание:
Курчанова, Е. И. Влияние Вальдорфских игр подвижного характера на физическую подготовленность учащихся младших классов / Е. И. Курчанова, А. С. Коскин, Н. Е. Игнатенков, Е. Н. Чернышева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2794/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста становится все ниже и ниже, что напрямую влияет на ухудшение состояния их здоровья [5,6,8]. Статистика указывает, что у детей в разных возрастных группах, имеют различные отклонения в состоянии здоровья, в среднем от 20 до 30% школьников имеют низкий уровень физического развития [3,2].
В связи с этим в современной системе образования ведется поиск новых возможностей развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов. Среди многообразия различных форм обучения и воспитания в системе образования одним из нетрадиционных направлений в отечественной системе является вальдорфская педагогика (существующая в европейской системе образования более 80 лет) [1].
Всесторонняя физическая подготовленность школьников может быть достигнута, в первую очередь, путем развития двигательных качеств с учетом возрастных и половых особенностей детского организма. Школьники младших классов наиболее адекватно реагируют на нагрузку, получаемую в результате вовлечения ребенка в игровую деятельность, поэтому мы в своей работе сделали попытку обосновать позитивную роль воздействия вальдорфских подвижных игр на физическую подготовленность учащихся младших классов [4,6].
Нами был проведен педагогический эксперимент по выявлению влияния вальдорфских игр, включенных в образовательный процесс по физической культуре, на физическую подготовленность учащихся - младших классов. Исследование проводилось в начальных классах: контрольная группа, в этих классах образовательный процесс по физической культуре проводился согласно существующей образовательной программе, и экспериментальная группа, в этих классах в образовательный процесс по физической культуре вводились вальдорфские игры подвижного характера. Уроки по физической культуре в контрольных и экспериментальных группах проводились 3 раза в неделю. В экспериментальной группе вальдорфские игры подвижного характера использовались главным образом в основной части урока, но некоторые игры (на координацию и гибкость) - в заключительной части. В процентном соотношении на Вальдорфские игры в уроке физической культуры уходило до 40% всего учебного времени. При этом надо учесть, что, кроме вальдорфских подвижных игр, в уроке физической культуры применялись и другие подвижные игры, которые рекомендованы образовательной программой по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы. Таким образом, урок в экспериментальной группе практически носил игровой характер.
Контроль за динамикой физической подготовленности велся нами по результатам выполнения двигательных тестов: бег на 30 метров (секунды) высокого старта, челночный бег 3 х 10 метров, подтягивания на высокой (низкой – для девочек) перекладине из положения виса, прыжок в длину с места, наклон туловища вперед - вниз из положения стоя на гимнастической скамейке, 6-минутный бег.
Исходное состояние физической подготовленности девочек и мальчиков младших школьников показывает, что выбранные нами экспериментальные и контрольные группы не имели существенных различий. Это указывает на однородность физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы.
Анализируя показатели повторного тестирования в контрольной группе рис.1, мы получили следующие данные, по всем тестам мы наблюдаем прирост показателей, достоверный прирост показателей (Р<0,05), выявлен в таких тестах как, челночный бег 3х10 метров – что составило 6,2% у мальчиков и 6,8% у девочек, наклон вперед из положения сидя у мальчиков 7,2% и у девочек 5,3%, самый большой прирост показателей был зафиксирован в тестировании 6-минутного бега у девочек 8,3% и 10,1% у мальчиков, это говорит о том, что предложенная методика проведения занятий в контрольной группе младших школьников, более эффективно влияет на силовые качества испытуемых, на координационные и выносливость.
Недостоверный прирост показателей (Р>0,05), обнаружен в таких тестах, как - бег 30 метров, прыжки в длину с места, и в подтягивании на высокой перекладине из виса (мальчики); на низкой (девочки), что составило у мальчиков 4,1%, а у девочек 3,8 %,
Результаты исследования в экспериментальной группе рис.2 показали, достоверным прирост показателей (Р<0,05), бег 30 метров – у мальчиков 7,2%, у девочек 6,3%, Челночный бег 3х10 метров, у мальчиков достоверен (Р<0,05) - 5,6%, а у девочек недостоверен (Р>0,05) - 3,7%, прыжки в длину с места, так же недостоверен (Р>0,05) у мальчиков – 4,2% и у девочек 3,8%, 6-минутный бег - достоверен (Р<0,05) мальчики – 8,4%, девочки 7,9%, наибольший прирост в процентах был зафиксирован в тесте - подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) – 9,5%, на низкой (девочки) – 7,4% достоверно (Р<0,05), наклон вперед из положения сидя достоверно (Р<0,05), мальчики -10,1%, девочки – 8,3%.
Рис. 1 Прирост результатов тестирования в процентах после проведения эксперимента (контрольная группа)
Примечание: 1- Бег 30 метров (секунды); 2- Челночный бег 3х10 метров (секунды); 3- Прыжки в длину с места (сантиметры); 4- 6-минутный бег (метры); 5- Наклон вперед из положения сидя (сантиметры); 6- Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), количество раз; на низкой (девочки).
Рис. 2 Прирост результатов тестирования в процентах после проведения эксперимента (экспериментальная группа)
Примечание: 1- Бег 30 метров (секунды); 2- Челночный бег 3х10 метров (секунды); 3- Прыжки в длину с места (сантиметры); 4- 6-минутный бег (метры); 5- Наклон вперед из положения сидя (сантиметры); 6- Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), количество раз; на низкой (девочки).
Говоря о динамике развития у мальчиков, такого физического качества, как ловкость - челночный бег 3 х 10 метров, мы определили, что конечные результаты этого показателя в экспериментальной группе статистически достоверны, в то же время, несмотря на определенную динамику этого показателя в контрольной группе, мы не наблюдаем статистическую достоверность различий. Такую закономерность сдвигов мы объясняем тем, что использование в уроках по физической культуре вальдорфские подвижные игры в экспериментальной группе как раз и содействовало такой статистически значимой закономерности. Это подтверждает, что вальдорфские игры подвижного характера обладают существенным потенциалом при развитии физической подготовленности учащихся- младших классов.
В силовом показателе – подтягивание на высокой перекладине из положения виса - в обеих группах мальчиков младших классов, мы выявили, что в экспериментальной группе, где использовались вальдорфские игры, этот рост существенен и статистически значим по отношению к результатам мальчиков контрольных классов. Это говорит о том, что развитие силы верхнего пояса у учащихся младших классов, зависит от использования на уроке физической культуры вальдорфских подвижных игр.
Рассматривая динамику скоростно-силовой подготовленности - прыжок в длину с места - мы больших различий в динамике этого показателя в контрольных и экспериментальных классах не наблюдаем.
Анализируя показатели физического качества скорость – бег на 30 м у девочек в контрольной и экспериментальной группе, мы видим, что прирост результатов происходит во всех группах (контрольной и экспериментальной), но наибольший прирост мы наблюдаем у девочек в экспериментальной группе, что, несомненно, указывает на положительное воздействие применения вальдорфских подвижных игр прыжковой и беговой направленности.
Развитие физического качества ловкость у девочек (челночный бег 3 по 10 метров в экспериментальной группе мы не наблюдаем значительного прироста показателей в экспериментальных классах по сравнению с контрольными, что говорит о том, что применяемые подвижные игры на основе вальдорфской педагогики были в основном прыжковой и беговой направленности.
Резюмируя результаты, полученные в экспериментальной группе начальной школы у девочек и мальчиков - можно сказать, что существенные сдвиги в физической подготовленности детей произошли, несомненно, вследствие использования в уроках физической культуры вальдорфских игр подвижного характера. Это позволяет нам сделать вывод, что вальдорфские игры обладают высоким двигательным потенциалом, и их применение в современном образовательном процессе на уроках физической культуры позволит не только поддерживать достаточный уровень физической подготовленности школьников младших классов, но и способствовать ее значительному росту.
Литература:
Басова, Н.В. Вальдорфская педагогика. Педагогика и практическая психология: учебное пособие / Н.В. Басова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 416 с.
Василевская, Е.С. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня начальной школы: пособие для учителей начальных классов / Е.С. Василевская. – Мозырь : Белый ветер, 2007. – 54 c.
Жуков, М.Н. Подвижные игры : учебник для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. – М. : Издательский центр "Академия", 2000. – 160 с.
Матвеев, А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры / А.П. Матвеев. – М. : ФОН, 1997. – 47 с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО, 2003. – 507 с.