The peculiarities of physical qualification of elder preschool children with impaired mental function are depicted in the article. The indicators of physical qualities of children with impaired mental function in comparison with the preschoolers with normal rate of mental development have been analyzed.
Keywords: impaired mental function, physical qualification, elder preschool children, physical qualities.
В последние годы увеличилось рождение детей с отклонениями в психофизическом развитии и среди них достаточно многочисленную группу составляют дети с задержкой психического развития. В физическом развитии таких детей, хотя и не зафиксировано тяжелых двигательных нарушений, однако, обнаруживается отставание, недостаточность таких двигательных качеств, как выносливость, гибкость, координация движений. Они недостаточно ловки, точны в движениях, им плохо удаются упражнения на сохранение равновесия (Борякова Н. Ю.). Физическое развитие и двигательные качества детей с задержкой психического развития отличаются от здоровых сверстников более низкими показателями (Никашина Н. А.).
На наш взгляд, своевременно начатая и систематически проводимая работа по физическому воспитанию с этой категорией дошкольников способствует более эффективному формированию у них основных движений, координации движении, а также укреплению их соматического здоровья и приближения их физического развития к средней возрастной норме.
Исследование показателей физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР мы проводили по оценке следующих физических качеств: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Обследование детей проводилось на физкультурной площадке в течение нескольких дней, так как было теплое время года. Одежда была удобной, легкой и чистой (спортивные костюмы), обувь была на резиновой подошве. Все данные обследования заносились в диагностическую карту данной возрастной группы. После обследования нами анализировались показатели каждого ребёнка и сопоставлялись с нормативными данными.
Приопределении уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста мы ориентировались на следующие факторы:
степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости;
общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
Для получения полной картины о детях, участвующих в исследовании мы использовали педагогическое наблюдение за ними как в рамках организованной образовательной деятельности (ООД), так и на прогулках, утренней гимнастике и в самостоятельной двигательной деятельности.
На основании проведенного исследования по изучению показателей физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР, по предложенным тестам, были получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Исходные показатели средних значений физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР
|
Бег на 30 м., сек |
Бег зигзагом, сек |
Бег на дистанцию 150 м, сек |
Наклон туловища вперед, см |
Прыжок в длину с места, см |
Метание набивного мяча, см |
мальчики |
7,4±0,02 |
8,6±0,05 |
37±2 |
3,6±1 |
98,3±4,7 |
170,2±0,02 |
девочки |
7,8±0,02 |
8,9±0,02 |
37,5±1 |
6,0±6 |
87,5±13 |
165,2±0,02 |
Таблица 2
Исходные показатели средних значений физической подготовленности старших дошкольников с НПР
|
Бег на 30 м., сек |
Бег зигзагом, сек |
Бег на дистанцию 150 м, сек |
Наклон туловища вперед, см |
Прыжок в длину с места, см |
Метание набивного мяча, см |
мальчики |
6,7±0,02 |
7,8±0,02 |
34,8±0,06 |
5,05±0,3 |
117,5±8,9 |
184,6±0,02 |
девочки |
7,4±0,06 |
8,2±0,02 |
35,6±0,4 |
7,6±0,5 |
111,8±3,6 |
179±0,05 |
Мы выявили, что дети с нормальным темпом психического развития имеют достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. У детей с задержкой психического развития, отмечается общая пассивность, застенчивость, обидчивость. Они предпочитают посидеть в сторонке, чтобы их никто не беспокоил. Некоторые дети отдают предпочтение быстрым и непродолжительным по времени движениям, очень быстро теряют интерес к той или иной игрушке, часто не доводят игру или начатое дело до конца. Можно сделать вывод, что интерес к двигательной активности, а также возможности детей различны. Показатели физических качеств детей с ЗПР, как у мальчиков, так и у девочек не дотягивают до возрастной нормы. Они многие упражнения и тестовые задания выполняли с определенным трудом, у них имеются значительные ошибки, отступления от заданной модели. Эти дети задавали поверхностные вопросы, не стремились проникнуть в сущность упражнения, выполнять его технически грамотно. Так, например, при беге на 30 метров дети сильно наклонялись вперед и у них не получался быстрый вынос бедра маховой ноги под углом примерно на 60–80 градусов, что соответствует возрастной норме. При прыжке в длину с места у дошкольников не получалось приземление одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с переходом с пятки на всю ступню. Они прыгали сразу на обе ноги и часто падали вперед. При метании большую часть упражнения они выполняли правильно, но не получалось хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль вверх, они бросали вдаль и вперед.
Таким образом, в ходе нашего исследования было установлено, что показатели физической подготовленности детей с ЗПР отличаются от показателей здоровых сверстников более низкими показателями. Все это дает основание для целенаправленной систематической работы с дошкольниками с ЗПР по развитию у них физических качеств.
По окончании формирующего этапа эксперимента, направленного на развитие физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР была проведена повторная диагностика с помощью методик, идентичных ранее использованных в констатирующем эксперименте. Представим результаты контрольного эксперимента в сравнении с данными констатирующего этапа исследования.
Таблица 3
Показатели физической подготовленности мальчиков с ЗПР за период исследования
№ |
Показатель |
До исследования |
После исследования |
р |
1. |
Бег на 30 м. |
7,4±1,9 |
6,9±1,9 |
≤0,01 |
2. |
Бег зигзагом |
8,6±2,4 |
8,0±2,4 |
≤0,01 |
3. |
Бег на дистанцию 150 м. |
37,0±8,2 |
34,9±8,2 |
≤0,05 |
4. |
Наклон туловища |
3±6 |
5±6 |
≤0,05 |
5. |
Прыжок в длину |
97,0±20 |
103,2±20 |
≥0,05 |
6. |
Метание набивного мяча |
173,0±23 |
176,0±23 |
≤0,05 |
Таблица 3 иллюстрирует полученные сравнительные количественные данные мальчиков с ЗПР по итогам выполнения всех тестов. Из нее видно, что проведенная нами работа по развитию физической подготовленности оказалась в целом эффективной. Так, если на начало исследования средние показатели не попадали в рамки возрастных нормативов, то теперь эти показатели улучшились и соответствуют возрастной норме. Больший положительный эффект отмечен по методикам «Бег на 30 метров» (tрасч= 11,9; tтабл= 5,84; p≤0,01), «Бег зигзагом» (tрасч= 8,6; tтабл= 5,84; p≤0,01). Недостоверным оказался результат по тесту «Прыжок в длину» (tрасч= 2,9; tтабл= 3,18; p ≥ 0,05)Если мы сравним полученные результаты со средними показателями детей с НПР, то мы увидим некоторую разницу. У детей с ЗПР показатели соответствуют крайним показателям нормы, а у детей с НПР они более высокие. По качественному анализу хотелось бы отметить, что у большинства детей этой категории все еще страдает качество выполнения техники того или иного упражнения.
Таблица 4
Показатели физической подготовленности девочек с ЗПР за период исследования
№ |
Показатель |
До исследования |
После исследования |
р |
1. |
Бег на 30 м. |
7,8±2,1 |
7,3±2,1 |
≤0,05 |
2. |
Бег зигзагом |
8,9±2 |
8,4±2 |
≤0,05 |
3. |
Бег на дистанцию 150м |
37,5±8,4 |
35,4±8,4 |
≤0,01 |
4. |
Наклон туловища |
6,0±5 |
7,3±5 |
≥0,05 |
5. |
Прыжок в длину |
87,5±14 |
91,0±14 |
≤0,05 |
6. |
Метание набивного мяча |
165,2±13 |
168,3±13 |
≥0,05 |
Сравнительные результаты у девочек по итогам констатирующего и формирующего экспериментов дают основания сделать вывод в целом о позитивной динамике изучаемых показателей. Так, если на начало исследования по тесту «Бег на 30 метров» средний показатель был равен 7,8 сек., то после формирующей программы этот показатель сталсоответствовать возрастному нормативу — 7,3сек. (tрасч= 5,8; tтабл= 3,18; р≤ 0,05); по тесту «Бег зигзагом» средний показатель был-8,9 сек., то теперь-8,4сек. (tрасч= 5,6; tтабл= 3,18; р ≤ 0,05);«Бег на дистанцию 150м» — был 37,5сек., стал — 35,4(tрасч= 6,2; tтабл= 5,84; р ≤ 0,01); «Наклон туловища» — показатель равнялся 6,0см., стал 7,3см. (tрасч= 2,7; tтабл= 3,18; р ≥ 0,05), но результат оказался недостоверным; «Прыжок в длину» — средний показатель равнялся 87,5см, после нашей работы стал 91,0 см (tрасч=4; tтабл= 3,18; р≤0,05); результаты по тесту «Метание набивного мяча» не выявили положительной динамики у девочек (tрасч= 2,2; tтабл= 3,18; р≥ 0,05). Это упражнение для них оказалось достаточно трудным и такой результат мы связываем с тем, что в нашей работе с детьми, мы не использовали систематически целенаправленных упражнений на развитие скоростно-силовых возможностей плечевого пояса, а использование большего объема подвижных игр в деятельности детей способствовало в большей степени развитию таких физических качеств, как: быстрота, ловкость, выносливость.
Литература:
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1984. — 256 с.
- Коротенко И. В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития.- Дисс…канд. псих. наук.- Нижний Новгород, 2005.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: 5–7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.: Мозаика — Синтез.- 2000. -256 с.