Как лучше поддерживать оптимальный уровень двигательной активности учащихся? | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 16.06.2015

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Гневнова, Г. Р. Как лучше поддерживать оптимальный уровень двигательной активности учащихся? / Г. Р. Гневнова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8364/ (дата обращения: 19.12.2024).

Ключевые слова: гиподинамия, координационные способности, принцип «лесенка», круговая тренировка.

 

Современная жизнь школьника состоит — занятия в школе, приготовление уроков, чтение, компьютер, телевизор — предполагает малоподвижный образ жизни. Около 18 часов (включая сон) подросток находится в неподвижности (в год — 972 часа). Лишь 6 часов у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Недостаток движений сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становится высоким или низким), кости становятся хрупким, быстро утомляется, настроение резко падает.

Проводили анкетирование среди старшеклассников и в среднем звене. Всего опрошено по 72 учеников среди 8 и 11 классов.

1.                  Нравится ли вам уроки физкультуры?

2.                  Выполняете ли утреннюю зарядку?

3.                  Посещаете ли вы спортивные секции?

4.                  Занимаются ли спортом ваши родители?

5.                  Согласны ли вы с выражением: «Активное движение — признак здорового образа жизни»?

6.                  Хотели бы вы, чтобы физкультура не являлась школьным предметом?

7.                  Хотели бы вы связать свою дальнейшую жизнь со спортом, физкультурой?

По результатам анкетирования около 100 % детей согласны с тем, что «Активное движение — это признак здорового образа жизни». Но мало кто дружит с физкультурой. Утром зарядку выполняют 28 % старшеклассников, а восьмиклассников ещё меньше, всего 14 %. Да и родители не особо привлекают своим примером к занятиям спортом. Старшеклассники это объясняют, что заняты на курсах, подготовкой к экзаменам, нехваткой времени, из-за этого бросают спортивные секции, перестают заниматься спортом. Для восьмиклассников — 78 % составляет, которые посещают спортивные залы. Эта цифра с каждым годом уменьшается. Только с каждым годом растёт число заболеваний среди наших детей. Кто виноват?

В современном обществе человек уже с детских лет страдает от недостатка двигательной активности (гиподинамии). Это ведет к нарушению согласованной деятельности систем организма. В первую очередь неблагоприятно отражается на сердечно — сосудистой системе и высшей нервной деятельности детей. Гиподинамия отрицательно влияет на физическое развитие. Такие дети обычно жалуются на утомляемость, слабость, головные боли. Больных и физически слабых детей становится всё больше. Особенно рост заболеваний растёт опорно — двигательного аппарата, с нарушением зрения, НФР.

К сожалению, мы забываем, что труд создал человека, а в движение — жизнь. Учёными установлены, что у нетренированных людей сердце сокращается в четырнадцать тысяч раз больше, чем у физически активных, а значит, такое сердце быстрее изнашивается. Компенсировать недостаток необходимой физической активности можно при помощи занятий спортом и физкультурой.

Чтобы устранить недостаток движений у школьников, необходимо повысить эффективность уроков физической культуры и потребности учащихся в занятиях физической культурой: сколько времени школьники проводят за партой в школе и дома за компьютером и пока тренажеры, и гимнастические устройства индивидуального пользования и велотренажеры, беговые дорожки, в наших в детских мечтах и проектах.

Предложили детям самый дешёвый «тренажёр» — скакалка. Так как многие дети не любят бегать, а купить тренажёр нет возможности. Скакалка — очень доступный и полезный гимнастический снаряд и на уроках физкультуры служит отличным простейшим спортивным инвентарём:

-                   для развития мышц ног;

-                   служат профилактикой плоскостопия;

-                   способствуют формированию правильной осанки;

-                   укрепляют связки внутренних органов;

-                   развивают дыхательную, сердечно — сосудистую системы;

-                   для развития выносливости;

-                   прекрасно развивает координацию движений;

-                   тренирует вестибулярный аппарат; способствует избавлению от лишнего веса.

По своей физической нагрузке прыжки через скакалку можно сравнить с интенсивной ходьбой или даже ускоренным бегом. При этом происходит быстрая накаляемость организма человека необходимым кислородом. Но в процессе прыжков тренируются также мышцы рук, причём 30 раз сильнее, чем при интенсивных занятиях бегом.

Исследование проводилась с октября по декабрь.

Мы поставили перед собой задачи:

-                   можно ли прыгая через скакалку улучшить общую выносливость?

-                   как лучше поддерживать оптимальный уровень двигательной активности?

Исследуемая группа (10 учащихся с основной медицинской группой 7 г класса) дополнительно на каждом уроке физкультуры после разминки выполняли со скакалкой в течение 5 минут определённые упражнения. Каждый третий урок — круговая тренировка. А контрольная группа (учащиеся 7 а класса) занималась по школьной программе.

В программу занятий входили следующие средства тренировки:

Для развития координационных способностей выполняли следующие упражнения (прыжки через скакалку):

-                   прыжки на обеих ногах;

-                   на одной ноге;

-                   на полу приседе;

-                   в приседе, со скрестным положением рук и со с крестным положением ног;

-                   с попеременным прыжком на одной, другой ноге;

-                   с выполнением бегового шага;

-                   с двойным вращением скакалки на один прыжок;

-                   с двумя прыжками на одно вращение, и эти же упражнения выполняем назад.

Чтобы качественно усвоили упражнения, выполняем с закрытыми глазами.

Затем, чтобы интереснее было прыгать со скакалкой, выполняли такие задания: прыжки с мячом, зажатым между ступнями ног; на ограниченной поверхности (на гимнастической скамейке); на мягком мате; с использованием предметов (спрыгивания и запрыгивания на гимнастическую скамейку).

-                   Работая по принципу «лесенка»- выполняли 10 прыжков, отдых 10 сек.

Дальше 20,30,40, 50 и т. д. прыжков. Фаза отдыха каждый раз увеличивается на 5 секунд. Кто хорошо прыгает (более подготовленные) дополнительно выполняют «лесенку» вниз.

-                   А для развития скоростной выносливости применяли, повторные серии прыжков по 30 сек.- отдых 30 сек.; прыжки 1минута-отдых 1 минута — работа парами.

-                   Для развития скорости устраивали соревнования — кто больше прыжков выполнит за 10, 20, 30сек.,1 минуту? — работа парами.

-                   Представляют интерес прыжки со скакалкой вдвоём:

·         прыжки лицом друг к другу;

·         стоя друг за другом;

·         скакалка у стоящего за спиной;

·         стоя боком, взявшись за руку партнёра, один конец скакалки у каждого;

·         стоя спиной друг к другу.

Результаты исследования:

Для определения физических качеств было проведено тестирование для контрольной и исследуемой групп.

Данные упражнения позволили выявить физические способности, такие как скоростно-силовые, координация, выносливость.

Исходные данные двух групп по результатам тестирования существенно не отличаются.

Для исследования мы выбрали тесты: челночный бег 4х15 м.; прыжки через скакалку на скорость; прыжки через скакалку на выносливость; круговая тренировка:

-                   1 станция: лёжа на спине, руки за головой, ноги согнуты в колени. Наклон вперед, локтями задеть колени.

-                   2 станция: прыжки через скакалку с вращением её вперёд.

-                   3 станция: разгибать и сгибать руки в упоре сзади, опираясь руками на гимнастическую скамейку.

-                   4 станция: вис, стоя спиной к гимнастической стенке поднимать прямые ноги до горизонтального положения.

-                   5 станция: упор присев, упор лёжа (упражнение «Лягушка») и выпрыгивание вверх.

-                   6 станция: сгибание, разгибание рук в упоре лёжа. Девочки выполняют от скамейки, мальчики — ноги на скамейке.

-                   7 станция: темповые прыжки двумя ногами через скамейку змейкой с продвижением вперед.

-                   8 станция: стойка ноги врозь лицом к стенке на расстоянии 4 м, баскетбольный мяч вверху. Броски двумя руками из-за головы с последующей ловлей мяча.

Через 3 месяца было проведено тестирование, которое показало, что результаты контрольной группы отличаются от результатов исследуемой группы.

Координация (челночный бег).

В среднем у двух групп исходные результаты одинаковые 15.7 с.

А конечные результаты у исследуемой группы улучшился на 0,7 с. По данным литературных источников развитие координации завершается в основном до 15 лет. Уровень развития координации у школьников высокий. Группы по развитию координации существенно не отличаются друг от друга.

Выносливость (прыжки через скакалку).

У контрольной группы средний результат 1 минута 35 с. — остался на таком же уровне.

У исследуемой группы улучшился на 3 минуты. В таблице видно значительное увеличение среднего результата исследуемой группы. У первой группы средний уровень развития выносливости, а у второй превышает высокий уровень. Группы по развитию выносливости существенно отличаются друг от друга.

Скоростно- силовые качества (прыжок в длину с места).

У контрольной группы средний результат 171 см, у исследуемой группы -180 см.

У контрольной группы уровень развития скоростно — силовых качеств средний.

У исследуемой группы скоростно — силовые качества превышает средний уровень. Группы по развитию скоростно — силовых качеств отличаются друг от друга.

Вывод:

Обобщение полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

1.                  Разработана система упражнений для развития выносливости, основанная на использовании упражнений не входящих в школьную программу.

2.                  Полученные исследуемые данные доказывают, что применение разработанного комплекса упражнений для развития выносливости является эффективным.

3.                  В ходе исследования координационные качества, выносливость, скоростно-силовые качества повысились, поэтому работу со скакалкой необходимо продолжить в будущем.

Практические рекомендации:    

В результате проведённого исследования можно предложить следующие практические рекомендации:

1.                  Развитие выносливости необходимо осуществлять, используя прыжки через скакалку в тренировочном уроке физической культуры при прохождении всех разделов программы у школьников 11–12 лет.

2.                  Для развития выносливости целесообразно применять для подростков, прежде всего метод равномерного и переменного выполнения циклических упражнений, широко использовать круговой метод.

3.                  Проведенная работа убедила, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического включения определённых упражнений, независимо от возраста развитие двигательных качеств будет проходить медленнее, что в свою очередь будет влиять на скорость формирования двигательных качеств.

Заключение.

В итоге, хочется сказать: вряд ли найдется такой человек, который не хотел бы быть здоровым, не хотел себя всегда прекрасно чувствовать и быть полным энергии. Но почему желание иметь здоровое тело в корне расходятся с тем, что люди для этого делают, а точнее говоря, не делают. Иными словами, здоровье — это ресурс, который мы день ото дня расходуем, неэкономно, жадно не восполняя запас. Стоит ли удивляться, что с возрастом появляются те или иные заболевания, самочувствие начинает оставлять желать лучшего. Поэтому, какими бы начальными данными не одарила нас природа, нельзя бездумно транжирить этот ресурс. Прогулки, утренняя зарядка, прыжки через скакалку — всё это позволяет держать тело в отличной форме, дарит бодрость и энергию.

В каждом человеке природа заложила потребность в движении. Движение очень важно не только для укрепления здоровья, но и для его сохранения, иначе наше тело может «заржаветь».

Основные термины (генерируются автоматически): исследуемая группа, прыжок, развитие выносливости, контрольная группа, скакалка, друг, гимнастическая скамейка, круговая тренировка, урок физкультуры, физическая культура.

Похожие статьи

Исследование уровня двигательной активности учащихся

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое хочется узнать, всему научиться. В школьной программе появились новые предметы: экология, психология, информатика и вычислительная техника, ОБЖ. А это, значит, увеличилась учебная нагрузка ...

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Адаптивная физическая культура. Здоровье и контроль самоподготовки студентов в высшем учебном заведении

В статье рассматривается оздоровительный эффект адаптивной физической культуры, которая помогает воздействовать силовыми упражнениями на все основные мышечные группы. Таким образом студентами с ограниченными физическими возможностями сохранить и укре...

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Формирование нормативной звукопроизносительной базы дошкольников с ОНР путем оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата, согласно принципу биоэнергопластики

Авторы раскрывают цели биоэнергопластики, рассказывают о ее применении в образовательной работе с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи). Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Развитие силовой выносливости девушек 17–18 лет с помощью упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления

В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.

Развитие математических способностей дошкольников 6–7 лет посредством дидактических игр

Обучающие технологии на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях

В статье авторы приводят влияние оздоровительной аэробики на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.

Эффективность аутогенной тренировки на ранних этапах подготовки спортсменов-стрелков

В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая...

Похожие статьи

Исследование уровня двигательной активности учащихся

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое хочется узнать, всему научиться. В школьной программе появились новые предметы: экология, психология, информатика и вычислительная техника, ОБЖ. А это, значит, увеличилась учебная нагрузка ...

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Адаптивная физическая культура. Здоровье и контроль самоподготовки студентов в высшем учебном заведении

В статье рассматривается оздоровительный эффект адаптивной физической культуры, которая помогает воздействовать силовыми упражнениями на все основные мышечные группы. Таким образом студентами с ограниченными физическими возможностями сохранить и укре...

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Формирование нормативной звукопроизносительной базы дошкольников с ОНР путем оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата, согласно принципу биоэнергопластики

Авторы раскрывают цели биоэнергопластики, рассказывают о ее применении в образовательной работе с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи). Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Развитие силовой выносливости девушек 17–18 лет с помощью упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления

В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.

Развитие математических способностей дошкольников 6–7 лет посредством дидактических игр

Обучающие технологии на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях

В статье авторы приводят влияние оздоровительной аэробики на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.

Эффективность аутогенной тренировки на ранних этапах подготовки спортсменов-стрелков

В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая...