Особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 04.06.2023

Статья просмотрена: 502 раза

Библиографическое описание:

Коваль, В. Г. Особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР / В. Г. Коваль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103594/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена выявлению уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР. В работе проведен анализ понятий «тяжелые нарушения речи», «мыслительные операции», представлены результаты диагностической работы.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, диагностики развития (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения).

«Мыслительные операции — умственные действия, совершаемые в процессе мышления» [3].

Выделяют следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, систематизация. Рассмотрим каждую мыслительную операцию подробнее.

«Анализ — это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон» [7, с. 347]. Синтез — соединение частей в целое.

«Сравнение — мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями» [4, с. 9].

«Абстракция — это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных» [7, с. 348].

«Обобщение –мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств, и признаков, процесс сведения менее общих понятий к более общим» [4, с. 9].

«Конкретизация — мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе — мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю» [4, с. 9].

«Классификация (систематизация) мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий (деление категорий по существенному признаку)» [4, с. 10].

В дошкольном возрасте необходимо вести работу по развитию мыслительных операций. Однако у детей с нарушениями речи отмечают трудности в овладении мыслительными операциями.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [6].

К тяжелым нарушениям речи относят следующие нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; общее недоразвитие речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т. д.

Многие авторы отмечают, что при общем недоразвитии речи у детей отмечают своеобразие отдельных сторон мышления (несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации). Филичева Т. Б. и Чиркина Г. В. отмечают: «Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления» [8, с. 16].

Артищева Л. В. говорит о том, что у детей с алалией выделяют следующие характерные особенности мыслительных операций: при осуществлении операций невербального образного и понятийного мышления со знакомыми предметами детям требуется большее, по сравнению с нормой, число попыток при выполнении мыслительных операций; характерно нарушение функционально-операционной стороны мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, исключения лишнего понятия и другое): бедность логических операций, снижение способности к символизации, низкий уровень обобщения, замедленный темп усвоения причинно-следственных связей и закономерностей; замедленность мыслительных процессов [1, с. 36].

Мы провели исследование, целью которого являлось выявление уровня сформированности мыслительных операций старших дошкольников с ТНР.

Исследование проводилось на базе муниципального детского образовательного учреждения комбинированного вида. В проведении констатирующего эксперимента приняли участие дети старшего дошкольного возраста в составе 11 человек.

Цель констатирующего эксперимента определялась постановкой следующих задач:

1)подобрать и реализовать диагностики в соответствии с возрастом;

2)выполнить анализ результатов работ.

Обследование проводилась с каждым ребенком индивидуально.

Для определения уровня развития мыслительных операций мы подобрали следующие методики:

— «Складывание разрезных картинок»

Автор: Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Цель: исследование аналитико-синтетической характеристик мышления, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть синтез на предметном уровне (конструктивный праксис).

Материал: четыре картинки (в качестве картинок взяты изображения: мяч, кастрюля, варежка, пальто).

— «Невербальная классификация» [5].

Автор: Марцинковская Т. Д.

Цель: изучение словесно-логического мышления и операции классификации.

Материал: 20 картинок, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (например: фрукты и овощи, одежда и обувь и т. д.). количество картинок в каждой группе по 10.

— «Самое непохожее».

Автор: Венгер Л. А

Цель: выявить уровень развития операций анализа и сравнения.

Материал: набор геометрических фигур (8 фигур, из них 4 круга, 4 квадрата), которые отличаются тремя признаками (размер, форма, цвет).

— «Исключение предметов» (выявление уровня обобщения) [2].

Автор: Белопольская Н. Л.

Цель: исследование категориального мышления; выявление уровня обобщения.

Материал: набор карточек с изображением четырёх предметов. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории.

Анализ результатов диагностики «Разрезные картинки» показал, что у 55 % детей уровень сформированности операций анализа и синтеза в норме, у 45 % ниже нормы. При выполнении заданий у некоторых обследуемых были трудности. Например, при сборе картинки, состоящей из 6 элементов, дети переставляли два элемента местами или говорили, что один из элементов лишний.

Результаты методики «Невербальная классификация», направленный на выявление уровню сформированности операций классификации, показал следующие результаты: у 64 % детей уровень сформированности операции классификации в норма, у 36 % нет, дети не поняли принцип разложения картинок. Стоит отметить, что 3 человека просто хаотично раскладывали картинки не задумываясь.

Проанализировав результаты диагностики «Самое непохожее», мы выяснили, что только у 9 % обследуемых высокий уровень сформированности операций анализа и сравнения, 18 % средний уровень и у 73 % — низкий уровень.

Последняя методика «Исключение предметов» была направлена на выявление уровня сформированности различных обобщений (простых, стандартных, дифференцированных и обобщений более сложных по существу и по названию). Результаты мы представим в виде таблицы.

Таблица 1

Результаты диагностики «Исключение предметов»

Сформировано (кол-во человек)

Частично сформировано (кол-во человек)

Не сформировано (кол-во человек)

Простые обобщения

9

2

-

Стандартные обобщения

7

3

1

Дифференцированные обобщения

5

5

1

Обобщения более сложные по существу и по названию

-

10

1

По данным таблицы 1 мы видим, что большинство детей способны понять задания на простые обобщения и владеют стандартными обобщениями. Однако мы видим, дифференцированные обобщения и обобщения более сложные, по существу, и по названию у большинства сформированы только частично, это говорит о том, что дети частично способны к дифференцировке стандартных обобщений и самостоятельному анализу, поиску обобщающего признака.

Вывод. На основании результатов диагностик мы можем сделать вывод: 1) у половины обследуемых уровень сформированности операции анализа и синтеза ниже нормы; 2) способность классифицировать только у 36 % недостаточно сформирована; 3) 73 % обследуемых имеют низкий уровень операции сравнения; 4) дифференцированные обобщения и обобщения более сложные, по существу, и по названию у многих сформированы частично.

Мы считаем, необходимо проводить специальную работу по развитию мыслительных операций старших дошкольников.

Литература:

  1. Артищева, Л. В. Логопсихология: учебно-методическое пособие / Л. В. Артищева. — Казань: Издательство Казанского университета, 2016. — 60 с.
  2. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию / Н. Л. Белопольская. — 3-е изд., стереотип. — Москва:Когито-центр, 2009. — 53 с.
  3. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. — 2-е изд. — Москва: Джангар, 2012. — 864 с.
  4. Зефиров, Т. Л. Физиологические основы мышления: учебно-методическое пособие / Т. Л. Зифиров, Н. И. Зиятдинова, А. М. Купцова. — Казань: КФУ, 2015. — 42 с.
  5. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. — Москва: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. — 176 с.
  6. Пханаева С. Н. Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / С. Н. Пханаева, Б. Х. Хамукова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — № 5/3. — С. 30–35.
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 712 с.
  8. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — Москва: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): обобщение, ребенок, операция, операция анализа, операция классификации, тяжелое нарушение речи, выявление уровня, выявление уровня обобщения, мыслительная операция старших дошкольников, общее недоразвитие речи.


Ключевые слова

классификации, сравнения, тяжелые нарушения речи, диагностики развития (анализа, синтеза, обобщения)

Похожие статьи

Особенности пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются особенности пространственных представлений детей с тяжелым нарушением речи. Осуществляется сравнение особенностей пространственных представлений у младших школьников с ТНР и нормальным речевым развитием. Производится...

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи

В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Похожие статьи

Особенности пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются особенности пространственных представлений детей с тяжелым нарушением речи. Осуществляется сравнение особенностей пространственных представлений у младших школьников с ТНР и нормальным речевым развитием. Производится...

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи

В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Задать вопрос