В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: мыслительные операции, тяжелые нарушения речи, дидактические игры, моделирование.
This article describes the relationship between thinking and speech, discusses methods and techniques for the development of mental operations of older preschoolers with severe speech disorders.
Keywords: mental operations, severe speech disorders, didactic games, modeling.
«Мыслительные операции — это совокупность умственных действий, обеспечивающих решение актуальной задачи» [8, с. 299].
Выделяют следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, абстракция. Все операции взаимосвязаны и протекают в сочетании друг с другом. Развивать мышление и овладевать операциями мышления необходимо с раннего детства.
Развитие мыслительных операций для детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение, т. к. они готовятся поступать в школу. Забродина Н. А. отмечает, что низкий уровень мыслительных операций старших дошкольников снижает эффективность обучения и замедляет развитие познавательных процессов [2]. Следует отметить, что Поддьяков Н. Н. в своих трудах выделял старший дошкольный возраст как сензитивный период для формирования основных приёмов логического мышления (сравнение, сериация и классификация) [2].
В связи с этим мы можем сделать вывод, что старший дошкольный возраст является важным периодом для развития операций мышления.
Мышление и речь — взаимосвязаны. Проанализировав научно-методическую литературу, мы сделали вывод, что многие авторы отмечают, трудности в овладении мыслительными операциями и замедленный темп развития мышления у детей с нарушениями речи.
Поэтому проблема развития мыслительных операций у детей с тяжелыми нарушениями речи является актуальной.
В связи с этим мы предлагаем рассмотреть методы и приёмы, которые будут способствовать развитию мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР:
«Дидактические игры — специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры» [6, с. 71].
Игра является ведущим видом деятельности детей в данном возрасте. Дидактические игры составляют огромную роль для развития ребенка и операций мышления. Тихеева Е. И. утверждала, что дидактические игры предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение) и совершенствование речи.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. утверждают, что дидактическая игра имеет две цели: первая обучающая, данную цель преследует взрослый, вторая — игровая, из-за которой действует ребенок [3].
Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача (определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность); игровая задача (определяет игровые действия ребенка); игровые действия (внешние практические действия и умственные, которые выражаются в процессе целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения); правила игры [7].
Приведем примеры игр направленных на развитие мыслительных операций: «Принеси такие же», «Сделай целое», «Угадай, о чем я рассказала», «Сделаем книжку», «Найди общий признак» и т д.
Следующий метод, который мы хотим представить — это моделирование. «Моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой» [5, с. 202].
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться логическое мышление, однако ведущим видом мышления является наглядно-образное. Поэтому представить и усвоить абстрактные понятия такие как: звук, слово, предложение и др. ребенку будет легче используя этот метод. Также составляя модель или читая её ребенок использует операции анализа и синтеза.
Выделяют три вида моделей: предметная модель (такая модель точно воспроизводит объект), предметно-схематическая модель (компоненты и связи объекта обозначаются с помощью предметов-заместителей или графических знаков) и графическая модель (схемы, чертежи).
При введении в свою практическую деятельность метода моделирования педагог должен учитывать следующие требования: модель должна быть хорошо видна всем учащимся; соответствие возрасту, быть доступной ему, а также соответствовать задачам логопедического занятия; речь при составлении/обсуждении должна быть четкой [5].
Приёмы, направленные на развитие операций мышления:
— «Загадывание и отгадывание загадок». Данный приём направлен на развитие мыслительных операций, расширение словарного запаса, овладение выразительными средствами языка, углубление и уточнение знаний о предметах/явлениях. М. М. Алексеева М. М., В. И. Яшина указывают на что необходимо обратить внимание педагогу: усложнение загадок (постепенно); при отгадывании загадки необходим наглядный материал, т. к. ребенку в дошкольном возрасте необходимо соотносить словесный образ с реальным предметом; отгадывание должно сопровождаться объяснениями образного описания; прежде чем начинать работу по созданию загадок дошкольниками необходимо провести предварительную работу в процессе которой дети будут рассматривать и описывать предметы [1].
— «Лови ошибку». Цель приёмы: формирование умения анализировать и критически оценивать полученную информацию. Суть приёма: педагог намеренно допускает ошибку (в каком-либо задании или при изучении темы), детей предупреждают о наличии ошибки, просят найти её и исправить и объяснить свои действия;
— «Вопросы к детям». Данный метод направлен на: активизацию мышления, осмысление изучаемой темы и развитие речи. В педагогике существует классификация вопросов: репродуктивно-мнемонические; репродуктивно познавательные; продуктивно познавательные.
Требования к вопросам: точность, логическая последовательность, разнообразие формулировок, подбор репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала; цель вопроса — развитие мышления, выделение требуемого, проведение анализа, сравнение, сопоставление, обобщение; небольшое количество вопросов; педагогу необходимо подсказывающих и альтернативных вопросов [4].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что все представленные методы и приёмы направленны на развитие операций мышления, таких как: анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Они могут быть использованы на логопедических занятиях.
Литература:
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — Москва: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
- Забродина, Н. А. Формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности: учебное пособие / Н. А. Забродина. — Ульяновск: УлГПУ, 2013, 76 с.
- Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — Москва: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с.
- Михайлова, 3. А. Методы формирования элементарных математических представлений / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 2. — С. 26–30.
- Настольная книга педагога-дефектолога / под ред. Т. О. Епифанцева. — 2-е изд. — Ростов на Дону: Феникс, 2007. — 486с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — Москва: Большая рос. энцикл., 2002. — 527 с.
- Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / А. И. Сорокина. — Москва: Просвещение, 1982. — 96 с.
- Человек. Анатомия. Физиология. Психология: энциклопедический иллюстрированный словарь / под ред. А. С. Батуева, Е. П. Ильина, Л. В. Соколовой. — Санкт-Петербург: Печатный двор им. А. М. Горького, 2007. — 672 с.