В данной статье описывается процесс логического мышления и приводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие предпосылок логического мышления младших школьников.
Ключевые слова: способности, логическое мышления, психология, упражнения на развитие.
Одной из самых важных способностей человека принято считать логическое мышление, которое помогает ему анализировать различные ситуации, с которыми он сталкивается, находить взаимосвязи между событиями и явлениями, которые он наблюдает и выделять необходимую ему информацию из всего многообразия знаний. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию этой способности, на протяжении всей жизни.
Особенно это актуально в дошкольном и школьном возрасте, так как в это время ребенок учится познавать мир сам, и, если в процессе его взросления его навыки логического мышления не будут тренироваться, он не сможет в дальнейшем успешно усваивать знания.
Перед тем как говорить о конкретных играх и упражнениях, направленных на развитие этой способности, необходимо дать теоретические знания по процессу мышления.
Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [1].
В своей работе «О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения» Е. Г. Ревина, писала, что мышление — это высшая ступень познания человеком действительности. Основными чувственными пластами мышления считаются представление, ощущение и восприятие окружающего мира и событий. Только органы чувств позволяют иметь человеку связь с окружающим миром и получать из него информацию. Самой важной формой переработки информации является мышления. В процессе решения задач мышления, которые возникают перед человеком во время его жизни, он размышляет, выделяет главное и тем самым познаёт порядок вещей и структуру явлений. Мышление формируется на основе восприятий и ощущений. Процесс преобразования ощущения в мысль очень сложен, он состоит в выделении и признака конкретного предмета, единичного из всего многообразия предметов [2].
Психолог Л. Ф. Тихомирова [3] в своей работе, посвященной психолого-педагогическим основам обучения в школе, пишет, что логическое мышление не дано человеку при рождении. Человек овладевает им в процессе во время обучения на протяжении жизни. Выделяя важную значимость математики в развитии логического мышления, психолог выделяет общие положения организации восприятия:
– описание продолжительности процесса воспитания культуры мышления, постоянное его проведение;
– недопущение неточностей в логике рассказа и описания; -привлечение детей в постоянную работу по улучшению своего логического мышления, которая воспринималась бы ими как личная значимая цель;
– внедрение в состав обучения совокупности явных теоретических знаний, знаний о способах ориентирования при выполнении умственных действий.
Далее будут представлены различные игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления младших школьников.
Игра «Разложи фигуры» [4]. Игра состоит из 24 карточек (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и маленького размера.
1-й вариант. В этой игре устная инструкция не используется. Взрослый молча раскладывает карточки на группы по какому- либо признаку (по форме, цвету, размеру). Разложив 8–12 карточек, передает остальные ребенку. Если он не понял, что надо делать, поясняет: «Клади подходящее к подходящему». Затем карточки раскладываются по другому признаку.
2-й вариант. Карточки делятся поровну между играющими. Взрослый выкладывает на стол карточку, ребенку нужно положить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Например, первая карточка — маленький красный круг, ребенку нужно положить большой красный круг, или маленький синий круг, или маленький красный квадрат и т. д.
Упражнение «Что не подходит?» выполняется в двух вариантах: с предметными картинками и с геометрическими фигурами [5].
1-й вариант. Используются карточки с изображением знакомых ребенку предметов. Поочередно взрослый выкладывает 4 карточки и говорит: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя?».
2-й вариант. Используются карточки с изображением геометрических фигур. Перед ребенком выкладывают поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему.
Игра «Назови одним словом» проводится с предметными картинками либо с игрушками небольшого размера [5]. Смысл упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, относящиеся к одной родовой категории, и просит ребенка назвать их, одним словом.
Игра «Похож — не похож» позволяет учить детей сравнивать предметы, находить сходство по форме, величине, цвету, материалу; развивает наблюдательность, мышление и речь ребенка [5].
1-й вариант. Детям предлагают найти в комнате два похожих предмета и доказать их сходство. Задача взрослого — обратить их внимание на скрытые свойства предметов, недоступные непосредственному восприятию.
2-й вариант. Играющие садятся в кружок. Взрослый предлагает детям загадать два предмета, а затем, не называя их, рассказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Все отгадывают, что было задумано.
В данной статье была раскрыта актуальность развивающей работы над таким познавательным процессом, как мышление. Были приведены примеры различных игр и упражнений на развитие данного познавательного процесса.
Литература:
- Мышление. Словесные субтесты // Программа исследования детей на готовность к школьному обучению. — М.: Просвещение, 1991. — С.9–13.
- Ревина, Е. Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения. — М.: Межвузовский сборник научно-технических статей. — Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2007. — С. 141–145.
- Тихомирова, Л.Ф., А. В. Басов. Развитие логического мышления детей — М.: Ярославль: Академия развития, 1996. — С. 254.
- Иванова А. Я. Методика исследования обучаемости — М.: «ИМАТОН», 2010. — С. 8–10.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.