Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе с использованием развивающего обучения

Педагогика
18.10.2019
537
Поделиться
Библиографическое описание
Пермякова, Н. В. Развитие логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе с использованием развивающего обучения / Н. В. Пермякова, А. Ю. Терентьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63132/.


Статья посвящена описанию исследования по развитию логического мышления в начальной школе с использованием развивающего обучения. Доказана высокая результативность реализации программы развивающего обучения для развития логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе

Актуальность исследования обусловлена тем, что образование в начальной школе всегда было и остается одними из важнейших для образовательных организаций. Основные образовательные программы, по учебным предметам, программы формирования универсальных учебных действий, а также построение собственной системы оценки качества образовательных достижений и внедрения новых образовательных технологий является необходимым условием для успешной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Отметим, что задача современной начальной школы состоит в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно ориентироваться в учебной информации, добывать и обрабатывать ее, формировать новые знания, а для этого необходимо организовать такое образование, которое имеет развивающий характер.

Еще семидесятых годах прошлого столетия начала формироваться теория развивающего обучения. Наиболее фундаментально она была изложена в работах ученых Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.

Н. В. Бордовская и А. А. Реан определяют развивающее обучение как обучение, главная цель которого состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также развитию личностных универсальных учебных действий [3].

Основой развивающего обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития школьников вызывает появление личностных новообразований в содержательной стороне психики, развивает сферу и способы деятельности. Роль педагога в таком случае сводится к организации поискового учебного процесса. Он организует процесс, активизирующий развитие когнитивных процессов, которым относится мышление как психический познавательный процесс. Развивающее обучение имеет три вектора:

  1. Педагог предлагает задания, не опасаясь, что школьники их не выполнят, но дает возможность вариативности решения
  2. Педагог предлагает обучающимся «увидеть глубину во внешне простом и привычном».
  3. Педагог ориентирует на развитие логического мышления [].

Развитие логического мышления с использованием развивающего обучения описано многими учеными (А. К. Артемов, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Н. Д. Есипова, Н. С. Махина и др.).

Однако, недостаточно изучено интегрированное использование развивающего обучения для развития логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе.

В связи с этим определена цель исследования — практико -методологическое обоснование роли развивающего обучения на уроках русского языка и математики для развития логического мышления у младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе с использованием развивающего обучения.

Предмет исследования: логическое мышление младших школьников/

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся двух третьих классов МБОУ лицей № 4 г. Воронежа. Всего участвовали в эксперименте 65 обучающихся. Исследование началось в апреле 2019 г и продолжается в настоящее время.

Методы исследования: математические задания модельного характера. Это различные задачи, состоящие из буквенного и цифрового материала. При решении задач теста у ребенка создается внутренняя модель, с помощью которой он проигрывает в уме задание, выдвигает гипотезы и пробует новые подходы к решению. На пути правильного решения логических задач возникают промежуточные ответы, невидимые педагогом, но осознаваемые школьниками.

Примеры некоторых заданий:

  1. Найди лишнее слово:

а) слово, корень, суффикс, приставка, окончание.

Правильный ответ — слово. Оно лишнее, так как другие слова являются частями слова.

б) запятая, точка, двоеточие, тире, союз.

Правильный ответ — союз. Оно лишнее, так как не являются знаком препинания.

  1. Решите анаграммы. Анаграммы — это новые слова, которые получаются путем перестановки букв в слове. Тема — флора.

Бумбак -, Дикавозг -, Азор -, Ватра

Правильные ответы: бамбук, гвоздика, роза, трава.

  1. На выполнение этого задания отводится 5 мин. Ниже под номерами 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 приведены фигуры, разбитые на части. Вам следует мысленно соединить эти части и определить, какая из фигур — под номерами 1, 2, 3, 4 или 5 [1].

4. Развитие логического мышления: Даны прямые в правой и левой части. Сделайте так, чтобы равенство было верным. Для этого перенесите одну прямую на другое место. Задание не требует решения.

а) VI — IV = IX б) II = VI

Правильный ответ: в примере «а» из правой части (IX) переносим в левую часть (I) и ставим перпендикулярно на знак вычитания. Получится верное равенство VI + IV = X.

В примере (б) из левой части (II) берем одну прямую и переносим ее в правую, таким образом, чтобы получилось I=.

  1. Надо разделить 5 груш между 5 девочками так, чтобы одна груша осталось в корзине. Как это сделать?

Правильный ответ: одна девочка должна взять грушу вместе с корзиной.

Такие задания входят в программу для внеклассной работы и как дополнение к основной образовательной программе.

Исследования нейропсихологов доказывают, что основой успешного овладения математикой и русским языком является сформированность пространственных представлений, сформированность пространственного анализа и синтеза у школьников.

Формирование приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индукция и дедукция) осуществляется в процессе учебной деятельности и использованием задач с опорой на сенсорное восприятие.

Результаты исследования

Реализация программы, направленной на развитие логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе с использованием развивающего обучения, показала свою целесообразность. Мышление ребенка находится в тесной взаимосвязи с речью, поэтому выбор интегрированных занятий оправдан повышением уровня развития когнитивных процессов у третьеклассников.

По результатам мониторинга в начале октября 2019 года можно сделать следующее заключение: целенаправленность, систематичность и непрерывность использования развивающего обучения для развития логического мышления на уроках русского языка и математики способствует более успешному достижению образовательных результатов.

Литература:

  1. Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности Chek your own IQ Педагогика-Пресс, 1992 г. — 177 с. ISBN 5–7155–0635–2
  2. Артемов А. К. Обучение математике во втором классе. Программа развивающего обучения: Пособие для учителей. Пенза, 1996. — 115 с.
  3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Питер, 2000, — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)
  4. Виноградова Н. Ф. и др. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2016. 224 с.
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Педагогика, 1986. — 240 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 284-286):
Часть 4 (стр. 247-325)
Расположение в файле:
стр. 247стр. 284-286стр. 325

Молодой учёный