Развитие логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе с использованием развивающего обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.10.2019

Статья просмотрена: 503 раза

Библиографическое описание:

Пермякова, Н. В. Развитие логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе с использованием развивающего обучения / Н. В. Пермякова, А. Ю. Терентьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63132/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена описанию исследования по развитию логического мышления в начальной школе с использованием развивающего обучения. Доказана высокая результативность реализации программы развивающего обучения для развития логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе

Актуальность исследования обусловлена тем, что образование в начальной школе всегда было и остается одними из важнейших для образовательных организаций. Основные образовательные программы, по учебным предметам, программы формирования универсальных учебных действий, а также построение собственной системы оценки качества образовательных достижений и внедрения новых образовательных технологий является необходимым условием для успешной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Отметим, что задача современной начальной школы состоит в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно ориентироваться в учебной информации, добывать и обрабатывать ее, формировать новые знания, а для этого необходимо организовать такое образование, которое имеет развивающий характер.

Еще семидесятых годах прошлого столетия начала формироваться теория развивающего обучения. Наиболее фундаментально она была изложена в работах ученых Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.

Н. В. Бордовская и А. А. Реан определяют развивающее обучение как обучение, главная цель которого состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также развитию личностных универсальных учебных действий [3].

Основой развивающего обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития школьников вызывает появление личностных новообразований в содержательной стороне психики, развивает сферу и способы деятельности. Роль педагога в таком случае сводится к организации поискового учебного процесса. Он организует процесс, активизирующий развитие когнитивных процессов, которым относится мышление как психический познавательный процесс. Развивающее обучение имеет три вектора:

  1. Педагог предлагает задания, не опасаясь, что школьники их не выполнят, но дает возможность вариативности решения
  2. Педагог предлагает обучающимся «увидеть глубину во внешне простом и привычном».
  3. Педагог ориентирует на развитие логического мышления [].

Развитие логического мышления с использованием развивающего обучения описано многими учеными (А. К. Артемов, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Н. Д. Есипова, Н. С. Махина и др.).

Однако, недостаточно изучено интегрированное использование развивающего обучения для развития логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе.

В связи с этим определена цель исследования — практико -методологическое обоснование роли развивающего обучения на уроках русского языка и математики для развития логического мышления у младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе с использованием развивающего обучения.

Предмет исследования: логическое мышление младших школьников/

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся двух третьих классов МБОУ лицей № 4 г. Воронежа. Всего участвовали в эксперименте 65 обучающихся. Исследование началось в апреле 2019 г и продолжается в настоящее время.

Методы исследования: математические задания модельного характера. Это различные задачи, состоящие из буквенного и цифрового материала. При решении задач теста у ребенка создается внутренняя модель, с помощью которой он проигрывает в уме задание, выдвигает гипотезы и пробует новые подходы к решению. На пути правильного решения логических задач возникают промежуточные ответы, невидимые педагогом, но осознаваемые школьниками.

Примеры некоторых заданий:

  1. Найди лишнее слово:

а) слово, корень, суффикс, приставка, окончание.

Правильный ответ — слово. Оно лишнее, так как другие слова являются частями слова.

б) запятая, точка, двоеточие, тире, союз.

Правильный ответ — союз. Оно лишнее, так как не являются знаком препинания.

  1. Решите анаграммы. Анаграммы — это новые слова, которые получаются путем перестановки букв в слове. Тема — флора.

Бумбак -, Дикавозг -, Азор -, Ватра

Правильные ответы: бамбук, гвоздика, роза, трава.

  1. На выполнение этого задания отводится 5 мин. Ниже под номерами 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 приведены фигуры, разбитые на части. Вам следует мысленно соединить эти части и определить, какая из фигур — под номерами 1, 2, 3, 4 или 5 [1].

4. Развитие логического мышления: Даны прямые в правой и левой части. Сделайте так, чтобы равенство было верным. Для этого перенесите одну прямую на другое место. Задание не требует решения.

а) VI — IV = IX б) II = VI

Правильный ответ: в примере «а» из правой части (IX) переносим в левую часть (I) и ставим перпендикулярно на знак вычитания. Получится верное равенство VI + IV = X.

В примере (б) из левой части (II) берем одну прямую и переносим ее в правую, таким образом, чтобы получилось I=.

  1. Надо разделить 5 груш между 5 девочками так, чтобы одна груша осталось в корзине. Как это сделать?

Правильный ответ: одна девочка должна взять грушу вместе с корзиной.

Такие задания входят в программу для внеклассной работы и как дополнение к основной образовательной программе.

Исследования нейропсихологов доказывают, что основой успешного овладения математикой и русским языком является сформированность пространственных представлений, сформированность пространственного анализа и синтеза у школьников.

Формирование приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индукция и дедукция) осуществляется в процессе учебной деятельности и использованием задач с опорой на сенсорное восприятие.

Результаты исследования

Реализация программы, направленной на развитие логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе с использованием развивающего обучения, показала свою целесообразность. Мышление ребенка находится в тесной взаимосвязи с речью, поэтому выбор интегрированных занятий оправдан повышением уровня развития когнитивных процессов у третьеклассников.

По результатам мониторинга в начале октября 2019 года можно сделать следующее заключение: целенаправленность, систематичность и непрерывность использования развивающего обучения для развития логического мышления на уроках русского языка и математики способствует более успешному достижению образовательных результатов.

Литература:

  1. Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности Chek your own IQ Педагогика-Пресс, 1992 г. — 177 с. ISBN 5–7155–0635–2
  2. Артемов А. К. Обучение математике во втором классе. Программа развивающего обучения: Пособие для учителей. Пенза, 1996. — 115 с.
  3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Питер, 2000, — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)
  4. Виноградова Н. Ф. и др. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2016. 224 с.
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Педагогика, 1986. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развивающее обучение, логическое мышление, начальная школа, русский язык, правильный ответ, развитие, левая часть, задание, математик, обучающийся.


Похожие статьи

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Применение стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования и развития понятийного мышления на уроках истории

В данной статье рассматривается проблема обучения учащихся второму языку (русскому) через применение одной из стратегий технологии CLIL. Инструменты данной технологии используются для формирования понятийного мышления учащихся на уроках всемирной ист...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...

Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также е...

Развитие навыка чтения на уроках английского языка y учащихся начальной школы через использование упражнений на понимание текста

Данная статья посвящена развитию навыков чтения на уроках английского языка у учащихся начальной школы. В статье описываются роль чтения в начальных классах и упражнения, которые помогут учащимся хорошо понять содержание текста. Выявлено несоответств...

Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка)

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных р...

Похожие статьи

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Применение стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования и развития понятийного мышления на уроках истории

В данной статье рассматривается проблема обучения учащихся второму языку (русскому) через применение одной из стратегий технологии CLIL. Инструменты данной технологии используются для формирования понятийного мышления учащихся на уроках всемирной ист...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...

Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также е...

Развитие навыка чтения на уроках английского языка y учащихся начальной школы через использование упражнений на понимание текста

Данная статья посвящена развитию навыков чтения на уроках английского языка у учащихся начальной школы. В статье описываются роль чтения в начальных классах и упражнения, которые помогут учащимся хорошо понять содержание текста. Выявлено несоответств...

Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка)

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных р...

Задать вопрос