Развитие логического мышления у дошкольников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.08.2019

Статья просмотрена: 1083 раза

Библиографическое описание:

Новак, О. В. Развитие логического мышления у дошкольников / О. В. Новак. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4392/ (дата обращения: 16.12.2024).



Логика — необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку.

Н. К. Анохин

Развитие логического мышления — это очень важный и необходимый процесс для всех!

Но мы скажем, зачем же логика ребенку, дошкольнику? Да в том-то и дело, что приобретенные навыки и умения в дошкольном возрасте будут началом для развития и получения знаний в школе. Способность «действовать в уме», т. е. по-другому сказать навык логического мышления, и есть один из важнейших навыков. Если у ребенка не развиты приемы логического мышления, ему труднее будет даваться учеба, что в результате может пострадать здоровье ребенка. И как часто нам, воспитателям приходится слышать, что у ребенка не развита логика. Желание научить детей, мыслить ясно и четко, приводит к тому, что необходимо взять за основу логические игры. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. В связи с этим была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через игровые ситуации, а именно через дидактические игры и упражнения, которые предлагает В. В. Воскобович.

Для этого нужно, во-первых, создать педагогические условия учитывая индивидуально-возрастные характеристики, стимулировать каждого ребенка при организации игровой деятельности с использованием поисковых, занимательных вопросов. Во-вторых, поставить перед собой задачи проанализировав уровень развития логического мышления у детей путем использования игровых ситуаций; продумать и создать предметно-развивающую среду и разработать систему выполнения действий по данной проблеме.

Для того, чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы В. В. Воскобовича и неоднократно посещались семинары на тему «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича в условиях реализации ФГОС»

В основу развивающих игр Воскобовича положены два принципа обучения — это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей:

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания — ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей.

В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.

В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с детишками, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Самым главным условием является применение системы игр и упражнений. Ребенок совершает умственные действия — сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение.

Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую.

В своей работе я использую игры на развития логического мышления.

В рамках направления работы по развитию логического мышления посредством игр В. В. Воскобовича проводятся индивидуальные, групповые занятия с учетом поставленных задач.

G:\11 группа фото\IMG_0002.JPG

Методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс, это и есть главная особенность технологии В. В. Воскобовича.

Дети, которые занимались по методике Воскобовича, рано выучивают названия цветов, рано обучаются счету, знают геометрические фигуры, ориентируются на плоскости.

G:\11 группа фото\IMG_0007.JPG

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:

− Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку — ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

− Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

− Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся» от игры.

− Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

G:\11 группа фото\IMG_0003.JPG

Из опыта своей работы могу с уверенностью сказать, что применение игр по технологии В. В. Воскобовича, дает эффективный результат в развитии логического мышления у дошкольников. Поэтому рекомендую воспитателям детей дошкольного возраста применить в своей практике по обучению детей математике развивающие игры Воскобовича.

В заключении хочется важным отметить, что возможность успешного развития математических способностей у ребенка определяется уровнем профессиональной компетенции педагогов.

Литература:

  1. ВоскобовичВ.В, Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича. «ТЦ Сфера» 2015г
  2. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. — М., 2007
  3. Никитины Б. П. и Л. А. Мы и наши дети — М.: Молодая гвардия 1990
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, игра, ребенок, дошкольный возраст, время занятий, развитие.
Задать вопрос