В статье автор пытается узнать, как связано логическое мышление и информационно-коммуникационные технологии.
Ключевые слова: логическое мышление, дошкольник, информационно-коммуникационные технологии.
Мы сейчас находимся в условиях быстрого роста информационного потока, развития новых информационных технологий.
Под информационно-коммуникационными технологиями понимается использование интернета, компьютера, видео, DVD, телевизора, интерактивных досок, планшетов, программируемых игрушек и других устройств, то есть тех технологий, которые могут представлять, большие возможности для познавательного развития дошкольников.
Ни для кого не является секретом, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Звук и движение мультипликации надолго привлекает внимание детей, и позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и игровой форме, достигнуть нового качества знаний, которые развивают логическое мышление дошкольников.
Возможность системного усвоения логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л. Ф. Обуховой, Х. М. Веклеровой, Л. А. Левитова, С. А. Ладымир, и Н. Н. Поддъякова. Ими была доказана возможность формирования отдельных логических действий у дошкольников.
Логическое мышление нужно развивать начиная со старшего дошкольного возраста, так как умения и навыки, приобретенные детьми в дошкольный период, послужат ему фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Самым важным из навыков является навык логического мышления, то есть способность «действовать в уме». Овладев всеми логическими операциями, дошкольник будет внимательным, научится мыслить четко и ясно [1].
Играя в интерактивные игры, ребенок учится выстраивать, планировать логику элемента конкретных представлений. У ребенка развивается способность к планированию результата своего действия. Ребенок думает потом делает. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.
Ребенка необходимо обучать приемам логического мышления, чтобы он мог успешно решать задачи в плане представления. Внимание дошкольника при выполнении обычно направленно на конечную цель, в меньшей степени — на способы ее выполнения.
Игры на формирование количественных представлений: «Найди цифру», «Угости ёжика грибами», «Морковки для зайчат», «Бабочки и цветы», «Жучки на листиках», «Найди пару».
Игры на формирование умений устанавливать причинно — следственные связи: «Разложи картинки по порядку». «Чего на свете не бывает? «Кто кем будет?» «Почему это произошло?» «Что может произойти, если…» «Продолжи предложения» «Невероятные фантазии» «Состав предметов и явлений».
Нетрадиционные задания: «Подбираем узор», «Продолжаем цепочку», «Логические пары», «Логические ряды», «Круги Эйлера».
Использование загадок-шуток и загадок-ловушек создает у детей эмоциональный и положительный настрой, повышает умственную деятельность, способствует уточнению и закреплению знаний. Для их решения необходимо проявить находчивость, смелость, смекалку в предположениях. Результат решения зависит от развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать непривычное в привычном. Например «Сколько ягод клубники в пустом стакане?».
Игры-головоломки («Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра»). В эти игры с детьми нужно играть вне занятий. На успешность усвоения игр влияет уровень сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, и отличительные признаки. Они должны владеть способами обследования форм: зрительным и осязательно — двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. Способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг него, открывать существенные стороны связи в предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения, решать различные задачи [2].
Ребенку, который не смог овладеть приемами логического мышления, будет труднее даваться учеба, то есть: на выполнение упражнений потребуется больше времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, и может угаснуть интерес к учению. Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических игр способствует более успешному формированию у детей основных приемов логического мышления. Логические игры — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.
Подводя итог, хочу сказать, что развитие логического мышления с помощью ИКТ, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию творческих и умственных способностей, познавательного интереса, воображения, речи, восприятия, памяти. Логическое мышление является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.
Литература:
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников/ Е. А. Носова — М.: Детство-Пресс, 2007.
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников/ Л. Ф. Тихомирова. — Ярословль: Академия развития, 2007.
- Шалаева Г. П., Большая книга логических игр/ Г. П. Шалаева — М.: АСТ, Слово, 2013.