В настоящее время всё больше регистрируется детей с диагнозом «умственная отсталость». В статье представлены результаты изучения речемыслительных операций младших школьников с лёгкой умственный отсталостью: 1) у школьников отмечается неразвитость процессов кратковременной и долговременной памяти: 2) когнитивные процессы (восприятия и мышления) не соответствует физиологическим и психическим показателям, характерным для детей школьного возраста; 3) письменная речь сформирована частично (умеют либо писать, либо читать), либо не сформирована вообще, 4) в устной речи наблюдается либо речевой негативизм либо не владение способами словообразования и словоизменения; 5) активный словарь преобладает над пассивным; 6) эмоционально-волевая сфера характеризуется неустойчивостью и повышенной эмоциональной лабильностью. Дети нуждаются в коррекционно-педагогической помощи со стороны специалистов психолого-медико-педагогического профиля.
В России 92,9 тысяч детей в возрасте от 1 до 14 лет состоят на учёте в лечебно-профилактических организациях, при этом у 8,9 тысяч детского населения умственная отсталость была диагностирована впервые (данные Федеральной государственной статистики за 2018 год). Следовательно, необходимо усиление мер со стороны педагогического и психологического сообщества в области диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий с лицами, имеющими нарушения интеллектуального развития.
Особого внимания заслуживает изучение и дальнейшая коррекция речемыслительных операций у детей с умственной отсталостью.
Изучением речемыслительной деятельности и речемыслительных операций занимался Л. С. Выготский со своими сотрудниками. Именно Выготский разработал концепцию, в которой подробным образом объяснялась неразрывная связь таких высших психических процессов как мышление речь. Да, Выготский признаёт, что мышление и речь имеют различные генетические корни возникновения и идут по различным линиям развития независимо друг от друга [1, с.110].
Однако, кроме того, что мышления и речь различны по своей генетической природе, они имеют общую линию пересечения. Пересечение может происходить в разные временные отрезки, совершаться сразу или нарастать постепенно. Но факт пересечения мышления и речи констатируется совершенно отчётливо [1, с.124].
«Теорию поэтапного формирования умственных действий» разработал П. Я. Гальперин. Гальперин выделяет основные этапы, которые проходит ребёнок при обучении. При четвёртом этапе формирования умственных действий происходит переход действия в план громкой речи без опоры на предмет. То есть в данной ситуации речь становится самостоятельной: она сама по себе определяет задание и действие. Учащийся в процессе обучения ориентируется не только на конкретную предметную деятельность, а также обращает внимание и на семантическое оформление речевого высказывания, которое не всегда соответствует реальной предметной деятельности [2, с.148–152].
Таким образом, изучив концепцию Л. С. Выготского, можно выявить само понимание термина «речемыслительной деятельности». Речемыслительная деятельность в данном случае представляет из себя процесс, который происходит во время индивидуального развития ребёнка, который демонстрирует неразрывную связь мыслительной деятельности и процессов порождения и развития речи.
Для детей с умственной отсталостью характерно тотальное недоразвитие мышление. Это недоразвитие в дальнейшем влияет на развитие всех физиологических и психологических механизмов человеческой личности. Вторичным дефектом при умственной отсталости является нарушение речи. Вторичное нарушение подлежит коррекции, поэтому педагогам-логопедам необходимо проводить коррекцию речемыслительных операций. Коррекционно-развивающая помощь, оказанная специалистом в необходимый сензитивный период, способна сгладить трудности в развитии ребёнка.
Цель исследования: изучение речемыслительных операций у детей с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
- Определить методики исследования уровня сформированности речемыслительных операций у младших школьников с умственной отсталостью.
- Организовать и провести исследования по изучению сформированности речемыслительных операций у детей с умственной отсталостью.
- Проанализировать результаты исследования.
Исследование проведено на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 2 города Тюмени.
В исследование приняло 10 обучающихся младшего школьного возраста с диагнозом: «Лёгкая умственная отсталость». Заключение о диагнозе было выдано психолого-медико-педагогической комиссией.
Для диагностики состояния речемыслительных операций у детей с умственной отсталостью были выбраны следующие показатели: состояние вербальной памяти, состояние восприятия и мышления, состояние устной речи, состояние письменной речи, состояние словарного запаса, исследования поведения и эмоционально-волевой сферы ребёнка, состояние связной речи.
В качестве методик исследования были определены следующие методики:
— адаптированный вариант методики «Заучивание10 слов» А. Р. Лурия. Методика, предложенная А. Р. Лурия, многофункциональна и, может быть, применена в обследовании как взрослых, так и детей. Благодаря этой методике возможно выявить уровень сформированности вербальной памяти у младших школьников с умственной отсталостью [5, с.116];
— адаптированный вариант методики «Обследование познавательного развития», разработанный Е. А. Стребелевой. Методика Е. А. Стребелевой учитывает основные показатели в развитии мыслительной деятельности ребёнка и её можно использовать при обследовании когнитивной сферы младших школьников с умственной отсталостью. Эта методика может быть использована при работе с детьми младшего школьного возраста (с 1-й по 4-й класс), имеющими нарушение в интеллектуальной сфере [6, с.104];
— «речевая карта для обследования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья», разработанная Д. Л. Лейзеровой, может быть использована для проведения обследования детей с умственной отсталостью, расстройствами эмоционально-волевой сферы, множественными нарушениями развитиями. В качестве диагностического инструментария из этой карты был взят и адаптирован раздел, направленный на «исследование поведения и эмоциональной сферы ребёнка» [4];
— «альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой представляет из себя наиболее полный инструмент получения знаний о речевом развитии детей различных возрастов и с разными особенностями развития. Из данного альбома были взяты разделы, направленные на изучение устной речи, изучение словарного запаса, а также на исследование связной речи [3];
При изучение вербальной памяти применялась методика А. Р. Лурия «10 слов». Результаты исследования состояния вербальной памяти свидетельствуют, что у 4 школьников наблюдается низкий уровень её сформированности: учащиеся только после 5-го предъявления речевого материала запомнили 2 слова. У 3 человек наблюдается уровень сформированности вербальной памяти на уровне ниже среднего: учащиеся способны воспроизвести от 3 до 5 слов после 5-го предъявления речевого материала. У 1 школьника вербальная память находится на среднем уровне сформированности: обучающийся способен воспроизвести от 6 до 7 слов после 5-го предъявления речевого материала. У 2 школьников отсутствует вербальная коммуникация: воспроизводить слова они не способны, поэтому их уровень вербальной памяти можно считать очень низким: обучающиеся не способны воспроизвести ни одного слова после пятикратного предъявления речевого материала.
При исследовании сформированности восприятия и мышления использовалась методика, разработанная Е. А. Стребелевой и Г. А. Мишиной. Результаты исследования свидетельствуют, что 2 школьника имеют низкий уровень сформированности данных характеристик: обучающиеся не вступают в речевой контакт, доступные для их понимания задания выполняют с ошибками. Каждый второй школьник продемонстрировал сформированность таких показателей как восприятие и мышление на уровне ниже среднего: дети с удовольствием вступают в речевой контакт, однако их ответы на поставленные вопросы и задачи зачастую были неадекватны ситуации. У 3 школьников был выявлен средний уровень сформированности показателей восприятия и мышления: дети с удовольствием идут на контакт со взрослым и вступают в речевую коммуникацию. Их ответы соответствуют ситуации и не отличаются выдуманными подробностями.
Для исследования устной речи, письменной речи и состояния связной речи была использована методика обследования речи О. Б. Иншаковой. Исследование понимание устной речи продемонстрировало, что у 2 школьников уровень понимания крайне низок: дети реагируют на речь, однако понимают и принимают требование экспериментатора частично. У 8 школьников состояние понимания устной речи находится на среднем или низком уровне сформированности: обучающиеся с низким уровнем сформированности понимают речь в пределах их бытового словаря, с трудом способны поддержать беседу на произвольную тему. Школьники со средним уровнем сформированности данного навыка: способны поддерживать простую беседу в вопросно-ответном стиле изложения (Как тебя зовут? Кто твои родители? Расскажи о них. У тебя есть братья или сёстры? И т. д.).
Исследование письменной речи показало, что у всех школьников данный вид речи находится на низком уровне сформированности: обучающиеся либо не умеют читать, либо писать. Иногда школьники способны выполнить одну из перечисленных операций, но при выполнении письменных заданий или заданий на проверку чтения наблюдались многочисленные ошибки. Оптическая дисграфия, дизорфография сопровождает письмо исследуемой группы детей. При чтение наблюдается пропуск слогов, замена букв или слогов, а также «перескакивание» на строки, семантически не связанные с текстом.
Исследование состояния словарного запаса позволило выяснить, что у 7 обучающихся словарный запас низкий и не соответствует возрастной норме: в данном случае пассивный словарного запаса у школьников несколько шире, чем их активный словарный запас. Используемые ими слова и речевые конструкции отличаются скудностью и ограниченностью. Несколько шире словарный запас в категориях, связанных с повседневным бытом ребёнка (досуг, школьные предметы, предметы домашнего обихода и т. п.). У 3 школьников можно диагностировать средний уровень состояния словарного запаса: помимо бытовой лексики обучающиеся владеют более расширенным словарём прилагательных и глаголов, за счёт своего словарного запаса способны составлять более длинные и логичные словесные конструкции.
Для обследования эмоционально-волевой сферы и поведения учащихся была применена методика Д. Л. Лейзеровой. Исследование состояние эмоциональной сферы и поведения позволило установить следующие закономерности. У 3 школьников эмоционально-волевая сфера находится на низком уровне сформированности: обучающиеся легко отвлекаются, с трудом контролируют своё поведение и эмоции или же не контролируют вовсе. Иногда они выполняют стереотипные движения или зацикливаются на определённых деталях кабинета или одежды специалиста.
У каждого второго школьника эмоционально-волевая сфера и поведение находятся на среднем уровне сформированности: обучающиеся способны держать себя в руках, их внимание сосредоточено на предлагаемых логопедом заданиях. Во время занятия они могут незначительно отвлекаться, но самостоятельно исправляют своё поведение. У 2 школьников наблюдается высокий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы: дети контролируют своё поведение, не отвлекаются в процессе выполнения заданий, а также во время занятия благодушно настроены к педагогу и с радостью принимают и выполняют задания.
Исследование связной речи позволило выявить, что у 6 школьников связная речь сформирована на низком уровне: дети способны к краткому составлению рассказа по сюжетной картинки. Однако при работе с серией сюжетных изображений дети допускают множество смысловых ошибок. Им трудно установить закономерность событий, выявить главных героев, а также чётко и последовательно описать и рассказать, что происходит на представленной к рассмотрению картинной серии. Также свободный диалог оказывается сложен, а в некоторых ситуациях, и невозможен (2 человека) вовсе. Пересказ прочитанного педагогом или самостоятельно самим ребёнком текста тоже вызывает трудности. Учащиеся не способны самостоятельно осуществлять пересказ. Опорные вопросы помогают лишь частично, и школьник из данной категории либо путается в прочитанном тексте, либо вовсе не в состоянии ответить на вопросы по тексту. У 4 школьников наблюдается средний уровень сформированности связной речи: обучающиеся из данной категории способны к установлению простейших логических цепочек в сюжетных картинках. В свободном диалоге такие учащиеся могут проявлять инициативу и пытаться «диктовать» педагогу свои идеи или «перескакивать» на иные темы. Школьники из данной категории способны отвечать на опорные вопросы по тексту. Однако самостоятельный пересказ представляет для них некоторые трудности.
Выводы.
Таким образом при изучение речемыслительных операций у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью отмечаются следующие результаты. У половины учащихся наблюдается средний уровень развития эмоционально-волевой сферы, у 3 — низкий уровень сформированности и только у 2 школьников отмечен высокий уровень сформированности эмоционально-волевых реакций. Все учащиеся продемонстрировали низкий уровень сформированности письменной речи. Измерение показателей устной речи показало, что 8 учащихся имеют низкий и средний уровни сформированности данного показателя, а у 2 человек полностью отсутствует вербальная коммуникация. Изучение словарного запаса показало, что у 7 человек данная речемыслительная операция находится на низком уровне сформированности, а у 3 человек на среднем уровне сформированности. Исследование вербальной памяти показало, что у 9 учащихся сформированность данной операции находится на низком и ниже среднего уровня. Только у 1 учащегося данный критерий сформирован на среднем уровне. У 5 обучающихся операции восприятия и мышления сформированы на уровне ниже среднего, у 2 отмечается низкий уровень и лишь у 3 человек данный показатель приближен к среднему уровня развития. Результаты обследования, представленные в статье, могут помочь в установление определённых речевых и мыслительных закономерностей, свойственных младшим школьником с умственный отсталостью.
Литература:
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Национальное образование.2016. 368 с.
- Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа. 2002. 400 с.
- Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М.: Владос. 2017. 279 с.
- Лейзерова Д. Л. Речевая карта для обследования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Литера ИД. 2019. 48 с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение. 1986. 192 с.
- Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. М.: ВЛАДОС. 2010. 144 с.