Взаимосвязь тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 04.06.2023

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Юрьева, А. С. Взаимосвязь тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей / А. С. Юрьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 476-479. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103587/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: тревожность, стрессоустойчивость, горноспасатели, нервно-психическая устойчивость, ситуативная тревожность, личностная тревожность.

В современном мире люди постоянно подвержены стрессу. Сейчас сложно встретить человека, который был бы полностью уравновешен, ведь стресс пагубно влияет на состояние здоровья человека и его психику. Очень сложно управлять эмоциями, поэтому чаще всего люди приходят к саморазрушению при стрессе. Устраиваясь на работу, можно увидеть, что одно из главных профессионально важных качеств — это стрессоустойчивость.

Молодым сотрудникам в два раза тяжелее справляться со стрессом в экстренных ситуациях, так как они только набираются опыта и еще не привыкли справляться с ней экологичным путем.

Сотрудники спасательных подразделений ВГСЧ в большей степени подвержены возникновению стресса, так как работают в экстремальных условиях: занимаются ликвидацией последствий взрывов в шахтах, тушением пожаров, спасением людей и т. д.

Вследствие длительного нервно-психического напряжения может возникнуть стресс и тревожность, которые губительно сказывается на организме и здоровье сотрудника: это может привести к слабости, напряжению мышц, головокружению и нарушению питания и сна. Горноспасателям очень важно иметь хорошие физические данные и физиологическое состояние, так как их деятельность направлена на работу в экстремальных ситуациях. Если вовремя не выявить проблему, то любая ошибка может привести к серьезным проблемам: гибели большого количества людей, разрушению памятников культурного наследия и различных территорий. Важно своевременно выявить и устранить проблему.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать различные ситуации как угрожающие, а реакцией на эти ситуации является тревога. З. Фрейд один из первых, кто сделал попытку объяснить природу тревожности [1]. Согласно его учению, какие-либо определенные переживания, которые были в жизни человека: импульсы, воспоминания, действия или мысли, — болезненные или порождающие сильную тревогу, вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению, мобилизуются и препятствуют их восстановлению в сознании. Когда вытесненные идеи грозят вырваться на сознательный уровень, то они снова подавляются из-за чего происходит постоянный подсознательный конфликт.

Ч. Д. Спилбергер и Ю. Л. Ханин считают, что понятие «тревожность» применяется для обозначения сравнительно стабильных индивидуальных отличий в желании индивида прочувствовать это чувство. Данное отличие проявляется непосредственно в поведении, но уровень можно установить исходя из того, насколько многократно человеку свойственно чувство тревоги. Индивид с проявляющийся тревожностью склонен чувствовать окружающий мир, который содержит опасность или угрозу, чем личность с низким уровнем тревожности [4].

Если рассматривать феномен тревожности в отечественной литературе, то А. М. Прихожан рассматривает тревожность как предчувствие грозящейся опасности, чувство эмоционального дискомфорта. Тревожность — личностное устойчивое образование, которое сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени. Возникновение и закрепление тревожности связаны с тем, что ведущие возрастные потребности ребенка не удовлетворены, которые вследствие приобретают гипертрофированный характер [5].

Г. М. Бреслав считает, что тревожностью является личностная характеристика, которая отражает понижение порога чувствительности к различным стрессовым ситуациям. Проявляется тревожность в частом чувстве угроза собственному «я».

Р. С. Немов считал, что тревожность — это либо постоянно, либо ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать тревогу или страх в специфически социальных ситуациях.

Феномен стресса и стрессоустойчивости интересовал как отечественных, так и зарубежных ученых всегда. Г. Селье рассматривал стресс с позиции физиологической реакции на химические, физические и органические факторы. Согласно его концепции, под стрессом понималось совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма [2].

Английский психолог И. Духмен определил стресс как совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящим адаптационные ресурсы человека давлением.

Существуют различные точки зрения того, что же такое стрессоустойчивость. В современной науке для описания способности личности противостоять каким-либо стрессорам, сохранять адекватность психического состояния используют различные термины:

— «стрессоустойчивость» (О. А. Ахвердова, И. В. Боев);

— «психологическая устойчивость» (С. А. Козлов, В. В. Аршинова, С. А. Шувалова);

— «нервно-психическая устойчивость» (А. М. Столяренко, П. П. Дорогов);

— «эмоционально-волевая устойчивость» (В. Ф. Власов, И. И. Рудской) [6];

— «морально-психологическая устойчивость» (Н. Ф. Феденко).

В основе перечисленных видов находятся утверждения, что это:

  1. Способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных для человека ситуациях;
  2. Способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.

Б. Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию индивида к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных долговременных или кратковременных последствий для здоровья как психического, так физического [3].

П. Б. Зильберман определяет стрессоустойчивость как интегративное свойство личности, которое характеризуется таким воздействием волевых, эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают, в сложной эмотивной обстановке, успешное достижение цели деятельности.

Исследование взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости проводилось среди членов горноспасательного отряда в различных подразделениях по Кемеровской области, всего выборка включает в себя 20 человек. Возрастное соотношение выборки можно увидеть на рисунке 1.

Возрастное соотношение выборки, %

Рис. 1. Возрастное соотношение выборки, %

В данной выборке, процент мужчин, которые находятся в возрасте от 25 до 33-х лет составляет 15 % (3 человека), самый большой процент выборки находится в возрасте от 34 до 45 лет и составляет 45 % (9 человек), а в возрасте больше 46 лет находится 40 % данной выборки (8 человек).

Методики, которые использовались в исследовании :

  1. Методика многофакторного исследования личности Р. Б. Кеттелла;
  2. Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина;
  3. Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В. Ю. Рыбникова.

Для диагностики стрессоустойчивости (нервно-психической устойчивости) в данном исследовании использовалась анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В. Ю. Рыбникова.Процентное соотношение результатов по данной методике можно увидеть на рисунке 2.

Для выявления взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции К. Пирсона.

В результате проведенного анализа были выявлены следующие значимые корреляционные связи и представлены в виде корреляционных плеяд (рисунок 2).

Корреляционный анализ позволил выявить сильные положительные статистически значимые связи при p≤0,01 ситуативной тревожности с фактором «F1» (тревожность), а также личностной тревожностью. В данном исследовании, по характеристике фактора «F1» сопоставили его с личной тревожностью. Поэтому можно допустить, что если индивиду присуща личностная тревожность, то и ситуативная тревожность будет повышаться в случаях стрессовой ситуации. Кроме того, была выявлена значимая взаимосвязь при p≤0,01 между фактором «F1» и фактором «O». В данной научно-исследовательской работе мы поставили синонимичными фактор «О» и личностную тревожность. Корреляционная связь между этими факторами показывает, как и в предыдущем случае, что личностная и ситуативная тревожности между собой связаны.

Выявлены положительные статистические значимые связи при p≤0,05 между ситуативной и личностной тревожностью и фактором «Е» (конформность/доминантность). Тревожные люди не уверены в себе, имеют повышенную раздражительность и агрессию, из-за своей неуверенности в своих поступках в той или иной ситуации, им проще «идти за другим» и «быть как все», такие люди пассивны и легко выводятся из равновесия авторитетным руководством.

Установлена статистически значимая корреляционная связь при p≤0,01 между нервно-психической устойчивостью и фактором «C» (слабость «Я»/сила «Я»). Чем выше уровень нервно-психической устойчивости, тем больше человек эмоционально устойчивый, спокойный, флегматичный, трезво смотрящий на вещи, эмоционально зрелый и имеет постоянные интересы. Он уверен в себе, реально оценивает обстановку и управляет ситуацией.

Выявлена значимая корреляционная связь при p≤0,01 между фактором «Q4» и фактором «О». Чем сильнее у индивида выраженная эго-напряженность, тем сильнее у него личностная тревожность. Человек с эго-напряженностью возбужденный, раздражительный, несмотря на утомляемость активен, тем самым его тревожность будет увеличиваться, так как необходимо куда-то расходовать свою энергию.

Кроме того, была выявлена обратная взаимосвязь между фактором «С» и личностной (при p≤0,01) и ситуативной (p≤0,05) тревожностью. Чем больше человек эмоционально устойчив, тем меньше у него будет проявляться ситуативная тревожность, и личностная тревожность ему будет присутствовать также в меньшей мере.

Установлена обратная взаимосвязь между нервно-психической устойчивостью и фактором «F1» и фактором «O». Что говорит о том, что чем больше человек переживает различные стрессовые ситуации, имеет «яркую» реакцию в конфликтных ситуациях, не умеет работать при необходимости сверхурочно, то тем больше вероятность того, что в критических ситуациях у него будет высокая ситуативная тревожность, а также может развиться личностная тревожность. Тем самым гипотеза подтвердилась.

Корреляционный анализ взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей

Рис. 2. Корреляционный анализ взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей

Таким образом, в результате проведенного корреляционного анализа не были выявлены статистически значимые связи между показателями тревожности и стрессоустойчивости. Но нами была выявлена взаимосвязь между показателями фактора «F1» и фактора «O», которые синонимичны личностной и ситуативной тревожности. Чем выше тревожность у горноспасателей, тем ниже стрессоустойчивость. Гипотеза подтвердилась.

Литература:

  1. Александрова, Т. И. Тревожность как индикатор эмоционального благополучия личности ученика / Т. И. Александрова // Заметки ученого. — 2021. — № 8. — С. 258–261. — ISSN 2713–0142. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/320858 (дата обращения: 20.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей;
  2. Мириуца, Е. В. Психология стресса и стрессоустойчивого поведения: учебное пособие: в 2 частях / Е. В. Мириуца. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2021 — Часть 2–2021. — 98 с. — ISBN 978–5-00078–398–6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/177102 (дата обращения: 19.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  3. Катунин, А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 243–246. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5363/ (дата обращения: 21.05.2023).
  4. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров. — Текст: электронный // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — 2013. — № 2. — С. 42–52. — URL: https://znanium.com/catalog/product/503870 (дата обращения: 11.05.2023). — Режим доступа: по подписке.
  5. Шевкун, А. В. Понятия школьная тревожность в России и за рубежом / А. В. Шевкун. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-shkolnaya-trevozhnost-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 11.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, нервно-психическая устойчивость, ситуативная тревожность, ситуация, тревожность, стресс, возрастное соотношение выборки, значимая корреляционная связь, корреляционный анализ, обратная взаимосвязь.


Похожие статьи

Связь социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Особенности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы и уровней личностной и ситуативной тревожности у студентов

В статье рассмотрены некоторые закономерности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы, а также особенности личностной и ситуативной тревожности среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Феномен жизнестойкости

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Специфика синдрома эмоционального выгорания медицинских работников

Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинского персонала онкологического отделения

Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами

Похожие статьи

Связь социальной тревожности и жизнестойкости в юношеском возрасте

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Особенности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы и уровней личностной и ситуативной тревожности у студентов

В статье рассмотрены некоторые закономерности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы, а также особенности личностной и ситуативной тревожности среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Феномен жизнестойкости

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Специфика синдрома эмоционального выгорания медицинских работников

Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинского персонала онкологического отделения

Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами

Задать вопрос