Взаимосвязь эмоционального выгорания, тревожности и стрессоустойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.10.2021

Статья просмотрена: 848 раз

Библиографическое описание:

Литуева, Е. В. Взаимосвязь эмоционального выгорания, тревожности и стрессоустойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения. / Е. В. Литуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 164-168. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84370/ (дата обращения: 17.12.2024).



Синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно, как правило, неблагоприятные ситуации на работе являются причиной продолжительного стресса, который запускает механизм психологической защиты в виде данного синдрома. Чрезмерный стресс проявляется в виде утомления, раздражительности, напряжённости, эмоциональным отстранением от профессиональных обязанностей, приводит к негативным последствиям, таким как ухудшение психического и физического здоровья, нарушение межличностных отношений, снижение эффективности профессиональной деятельности, развитие негативных установок по отношению к другим людям. Описанные проявления приводят к снижению социальной адаптации, к личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов [3, с. 2].

Педагогическую деятельность принято рассматривать как одну из самых стрессовых. Профессия педагога дошкольного образовательного учреждения предполагает высокую ответственность, сопровождается значительной напряженностью, эмоциональной насыщенностью. Учебная нагрузка, интенсивность труда воспитателя, а также большое количество межличностных контактов, нагрузки на зрительный, слуховой и голосовой аппараты — это факторы, вызывающие стресс. Стрессовые ситуации неизменно сопровождают педагогического работника ДОУ в ходе всего воспитательно-образовательного процесса.

Педагоги с синдромом эмоционального выгорания обычно испытывают усталость от всего, незащищенность, подавленность, страх ошибок, страх показаться недостаточно компетентными, недостаточно совершенными, страх неразрешимых ситуаций. Недостаточная ценность окружающими собственных профессиональных усилий, заниженный статус своего положения в обществе, несправедливость решений по отношению к себе, собственное несовершенство формирует установки эмоционально выгоревшего педагога. Это непременно оказывает влияние на психологическое состояние, эмоциональное и физическое самочувствие, профессиональную деятельность, работоспособность.

Эмоциональное выгорание как профессиональная деформация возникает под действием ряда факторов, нравственная ответственность за жизнь и здоровье детей, низкая оплата труда, несоответствие полученных результатов затраченным усилиям, отсутствие умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией образовательного учреждения, неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

От воспитателя зависит качество воспитательно-образовательного процесса, соответственно сохранение его эмоционального, психического и физического здоровья это профессиональный долг. Важным качеством для педагога является устойчивость к различным источникам стресса, которые могут находиться как в себе самом, так и в других людях и окружающем мире. Стрессоустойчивость воспитателя проявляется в межличностных взаимоотношениях, в достижении поставленных целей, в способности к социальной адаптации, в успешной самореализации, в сохранении трудоспособности. Имея симптомы эмоционального выгорания, педагог несет в себе опасность негативно повлиять своим поведением и эмоциональным состоянием на всех участников дошкольной образовательной организации, на воспитанников и их родителей, а также на коллег по совместной деятельности.

Таким образом, важнейшим качеством для профессиональной деятельности педагога ДОУ является стрессоустойчивость.

Частым симптомом эмоционального выгорания является тревога. Тревога как состояние — это реакция на различные стрессоры, которой присуща различная интенсивность, изменчивость во времени, наличие осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы [9, с.57]. По мнению Г. М. Бреслава тревожность — личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессовым агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность — это склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальности [2, с. 473]. Интенсивность тревоги зависит от уровня стресса. Тревоге и тревожности может быть подвержен любой человек при различных жизненных обстоятельствах. В норме состояние тревоги позволяет человеку обнаружить источники угрозы, оценить сложившуюся ситуацию, предвидеть последствия своих действий, регулировать свое поведение. О. Х. Маурер определил, что основная функция тревожности — сигнализирующая, она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции и такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх. Личностная тревожность влияет на все уровни человеческой активности, на эффективность профессиональной деятельности, на коммуникативную сферу, на взаимоотношения с коллегами, воспитанниками и их родителями.

Проявление личностной тревожности характеризуется такими эмоциональными состояниями как: чувство неудовлетворенности работой и собой, напряжение, агрессия, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе и своих способностях.

Для того, чтобы определить влияние синдрома эмоционального выгорания на личностную тревожность и стрессоустойчивость педагогов ДОУ, нами была изучена взаимосвязь эмоционального выгорания, тревожности и стрессоустойчивости. Выборку исследования составляли педагоги дошкольного образовательного учреждения, имеющие стаж от менее года до 42 лет профессиональной деятельности. Общее количество исследованных педагогов составляет 105 человек в возрасте от 24 до 72 лет.

Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 228 «Теремок» общеразвивающего вида г. Барнаула, Алтайского края, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 231» г. Барнаула, Алтайского края, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 157 «Тополёк» общеразвивающего вида г. Барнаула, Алтайского края.

Гипотеза исследования заключалась в следующем: Чем сильнее выражено эмоциональное выгорание у педагогов ДОУ, тем выше у них тревожность и ниже стрессоустойчивость.

Для исследования использовались следующие методики:

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко), личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова), шкала устойчивости к источникам стресса (Е. В. Распопин).

В результате обследования по методике В. В. Бойко, количество педагогов ДОУ, имеющих сформированный синдром эмоционального выгорания составляет 54,3 %. В стадии формирования синдрома эмоционального выгорания находится 29,5 % педагогов. И лишь у 16,2 % испытуемых выраженности синдрома не наблюдается.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у подавляющего большинства педагогов дошкольного образования в изучаемой выборке сформировались все фазы синдрома эмоционального выгорания.

Таким образом, результаты диагностики испытуемых по методике В. В. Бойко свидетельствуют о том, что для педагогов дошкольного образования характерен выраженный синдром эмоционального выгорания.

Результаты диагностики испытуемых по личностной шкале проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).

Отметим, что шкала лжи, вошедшая в опросник, позволила нам понять, что педагоги искренне подошли к ответам на предложенные вопросы, а также убедило в отсутствии вероятности обмана.

Результаты распределения выборки педагогов по уровню тревожности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики испытуемых по личностной шкале проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова)

Уровни тревоги

Испытуемые

очень высокий уровень тревоги

1

высокий уровень тревоги

46

средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги

41

средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги

15

низкий уровень тревоги

2

Как видно из полученных данных, очень высокий уровень тревожности, так же, как и низкий уровень тревожности находится на уровне ниже пяти процентов графика. Средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому) уровню имеют 14,3 % педагогов. Средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому) уровню у 39 % педагогов. Высокий уровень тревожности имеют 43,8 % педагогов.

Результаты диагностики по «Шкале устойчивости к источникам стресса» (ШУИС). Е. В. Распопин.

Результаты, полученные по «Шкале устойчивости к источникам стресса» (ШУИС). Е. В. Распопин, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики педагогов ДОУ по «Шкале устойчивости к источникам стресса» (ШУИС). Е. В. Распопин

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Я сам

59

24

22

Другие люди

36

31

38

Мир вокруг

39

24

42

Общий уровень стрессоустойчивости

36

25

44

В таблице 2 мы видим распределение количества педагогов по степени устойчивости к источникам стресса.

Из представленных данных в таблице у 34,3 % испытуемых был выявлен высокий уровень стрессоустойчивости как личности, у 23,8 % испытуемых был выявлен средний уровень личностной стрессоустойчивости, и у 41,9 % испытуемых был определен низкий уровень стрессоустойчивости. При этом наибольшее количество педагогов — 59 % имеют высокий уровень устойчивости к источнику стресса «Я сам». Менее всего испытуемых — 34,3 % имеют высокий уровень устойчивости к источнику стресса «Другие люди». Показатели «Я сам»: высокий — 56 %, средний — 22,8 %, низкий -20,9 %; «Другие люди»: высокий — 34,3 %, средний — 29,5 %, низкий — 36,2 %; «Мир вокруг»: высокий — 37 %, средний — 22,8 %, низкий — 40 %.

Далее были подсчитаны коэффициенты ранговой корреляции r-Спирмена между показателем эмоционального выгорания, тревожности, стрессоустойчивости (Таблица 3).

Таблица 3

Достоверная корреляционная связь между показателями эмоционального выгорания, тревожности, стрессоустойчивости

Я сам

Другие люди

Мир вокруг

Общая стрессоустойчивость

Проявление тревоги

Переживание псих. обстоятельств

-

-

-

r=-0,209

p=0,032

r=0,215

p=0,028

Неудовлетворённость собой

-

r=-0,200

p=0,041

-

-

-

Загнанность в клетку

r=-0,241

p=0,013

r=-0,214

p=0,029

-

-

-

Тревога и депрессия

-

-

-

-

r=0,223

p=0,022

Общее напряжение

r=-0,310

p=0,001

r=-0,258

p=0,008

-

r=-0,269

p=0,006

r=0,207

p=0,034

Неадекватное эмоц. реагирование

-

r=-0,488

p=0,000

r=-0,512

p=0,000

r=-0,622

p=0,000

r=0,529

p=0,000

Эмоц.-нравст. дезориентация

r=-0,463

p=0,000

r=-0,502

p=0,000

r=-0,269

p=0,006

r=-0,424

p=0,000

r=0,338

p=0,000

Расширение сферы экономии

r=-0,363

p=0,000

-

r=-0,221

p=0,023

-

-

Редукция проф. обязанностей

r=-0,437

p=0,000

r=-0,540

p=0,000

r=-0,578

p=0,000

r=-0,653

p=0,000

r=0,508

p=0,000

Общая редукция

r=-0,481

p=0,000

r=-0,638

p=0,000

r=-0,577

p=0,000

r=-0,666

p=0,000

r=0,566

p=0,000

Эмоц. дефицит

r=-0,437

p=0,000

r=-0,346

p=0,000

r=-0,317

p=0,001

r=-0,495

p=0,000

r=0,404

p=0,000

Эмоц. отстраненность

r=-0,351

p=0,000

r=-0,194

p=0,048

r=-0,311

p=0,001

r=-0,351

p=0,000

r=0,284

p=0,003

Лич. отст. (деперсонализация)

-

r=-0,321

p=0,001

r=-0,213

p=0,030

r=-0,289

p=0,003

r=0,377

p=0,000

Прихосам. нарушения

r=-0,308

p=0,001

r=-0,314

p=0,001

r=-0,279

p=0,004

r=-0,334

p=0,000

r=0,414

p=0,000

Общее истощение

r=-0,459

p=0,000

r=-0,464

p=0,000

r=-0,446

p=0,000

r=-0,583

p=0,000

r=0,536

p=0,000

Всего

r=-0,566

p=0,000

r=-0,634

p=0,000

r=0,601

p=0,000

r=-0,741

p=0,000

r=0,617

p=0,000

Значимые коэффициенты корреляции были установлены между показателями эмоционального выгорания и стрессоустойчивостью — прямая отрицательная связь; эмоциональным выгоранием и тревожностью — прямая положительная связь.

Выявлены следующие закономерности: чем выше показатели эмоционального выгорания педагогов, тем ниже устойчивость к источникам стресса. И чем сильнее у педагогов ДОУ выражено эмоциональное выгорание, тем выше уровень личностной тревожности. Эмоционально выгоревший воспитатель имеет высокий уровень личной тревожности и теряет устойчивость к источникам стресса, что приводит к личностной и профессиональной деформации.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, что дает нам возможность сделать вывод — снижая уровень эмоционального выгорания у педагогов ДОУ может повысится стрессоустойчивость и может уменьшиться уровень тревожности.

Следующим этапом будет разработка программы группового консультирования с применением методик арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ. Сравнение данных с результатами, полученными до реализации программы и после, позволит нам выявить эффективность воздействия арт-терапевтических техник на снижение уровня эмоционального выгорания педагогов ДОУ.

Литература:

  1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. -СПб.: Сударыня, 1999. — 32 с.
  2. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. М.: Смысл, 2007. 544 с.
  3. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. — 160 с.
  4. Молчанова Т. В., Путилина Е. К. Особенности и возможности преодоления выгорания специалистов, работающих с детьми, имеющими тяжелые формы дизонтогенеза // Травматический стресс и профессиональная деятельность: Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. З. В. Луковцевой, М. А. Стрижалковской. — Москва, 1 ноября 2010. — М.: Институт психологии и педагогики, 2010. — С. 29–33.
  5. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, № 2
  6. Ронгинская Т. И. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. — 2001. Т.23. -№ 3. — С. 85–95.
  7. Рукавишников АА. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагога Ярославль, 2001. -173 с.
  8. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 512 с.
  9. Ханин Ю. Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 2003.288с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, педагог, источник стресса, уровень тревожности, личностная тревожность, профессиональная деятельность, уровень тревоги, Шкала устойчивости, Алтайский край, Детский сад.


Похожие статьи

Особенности психологической готовности к инновационной деятельности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Формирование эмоциональной культуры и антистрессовой компетенции у учащихся на уроках иностранного языка

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в психологическом сопровождении образовательного процесса

Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности дошкольников

Профилактика эмоционального выгорания педагогов на примере опыта работы муниципальной методической площадки

Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора

Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения

Особенности психологического пространства и личностных границ в межличностном взаимодействии юношей и девушек

Похожие статьи

Особенности психологической готовности к инновационной деятельности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Формирование эмоциональной культуры и антистрессовой компетенции у учащихся на уроках иностранного языка

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в психологическом сопровождении образовательного процесса

Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности дошкольников

Профилактика эмоционального выгорания педагогов на примере опыта работы муниципальной методической площадки

Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора

Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения

Особенности психологического пространства и личностных границ в межличностном взаимодействии юношей и девушек

Задать вопрос