Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Лодвикова, Е. А. Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Лодвикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103564/ (дата обращения: 02.05.2024).



Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интересов у старших дошкольников в процессе совместной работы детской дошкольной организации (ДОО) и родителей. Доказана эффективность таких форм и методов совместной работы как проведение конкурса семейных чтецов и фотографий, составление перечня художественных произведений для чтения детям в семье.

Ключевые слова: читательский интерес, дошкольники, семья, совместная работа семьей.

Современные дети легко осваивают компьютер, совершенно естественной для них является окружающая среда, наполненная огромным количеством техники и информации о ней. Но при этом современные дети поразительно мало и плохо читают. Эта задача не может быть решена без серьезной работы с книгой. В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в детском саду, т. к. он является основой развития устойчивого интереса к литературе.

Современная методика располагает значительными исследованиями, посвященными различным аспектам развития юного читателя, между тем родители оказываются редко включены в процесс развития читательского интереса у детей. Родители, рассказывая или читая детям, тем создают в семье теплую и уютную атмосферу, обсуждение прочитанного — благоприятная почва духовного сближения детей и родителей.

Поэтому, несмотря на существующую в методике теоретическую базу, вопрос о формировании читательского интереса детей в совместной работе ДОО с родителями остается открытым.

Основная часть. Для полного раскрытия темы было организовано опытно-практическое исследование на базе МБДОУ «Детский сад№ 17» г. Нижнекамска. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы (20 детей) и их родители (20 человек).

Целью опытно-практического исследования стало определение эффективных форм и методов совместной работы ДОО и родителей по формированию читательских интересов у старших дошкольников.

Исследование включало три этапа:

1 этап Оценка уровня сформированности читательского интереса дошкольников.

2 этап организация совместной работы педагогов ДОО и родителей по формированию читательских интересов дошкольников.

3 этап Оценка эффективности проведенной работы путем повторной диагностики сфомированности читательского интереса дошкольников.

Первоначально была проведена диагностика читательского интереса дошкольников. С этой целью была составлена анкета, позволяющая оценить читательский интерес старших дошкольников.

Распределение старших дошкольников по уровню сформированности читательского интереса

Рис. 1. Распределение старших дошкольников по уровню сформированности читательского интереса

Из данных рисунка 1 видно, что высокий уровень сформированности читательского интереса отмечается у 20 % дошкольников — у этих детей есть любимые книги, которые им читают родители, сформирована детская библиотека дома, проявляют высокую мотивацию научиться читать. У 45 % детей оказался средний уровень сформированности и читательского интереса — эти дети любят слушать чтение книг взрослыми, однако затрудняются назвать любимую книгу, не проявляют инициативны к научению чтению. Остальные 35 % детей показали низкий уровень сформированности читательского интереса — они предпочитают чтению игру в телефон, у них нет любимых книг, отсутствует детская библиотека дома.

Следующим этапом стала организация совместной работы педагогов ДОО и родителей по формированию читательских интересов дошкольников. С родителями были проведены: открытые занятия по чтению художественной литературы; подготовили годовой перечень художественных произведений для чтения детям в семье и ДОО, проведен конкурс семейных чтецов, конкурс фотографий «Читаем вместе».

Заключительным этапом стала повторная диагностика читательского интереса детей после проведенной работы с родителями. Результаты диагностик представлены на рисунке 2.

Распределение старших дошкольников по уровню сформированности читательского интереса после проведенной работы с родителями

Рис. 2. Распределение старших дошкольников по уровню сформированности читательского интереса после проведенной работы с родителями

Заключение. Подводя итоги, можно сделать вывод об эффективности проведенной работы с родителями: увеличилось число детей с высоким и средним уровнем сформированности читательского интереса, а также число родителей, заинтересовавшихся данной проблемой и принявших активное участие в ее решении.

Литература:

  1. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11–18.
  2. Зобинина А. Б. Как пробудить у дошкольника интерес к чтению // Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С. 35–43.
Основные термины (генерируются автоматически): читательский интерес, совместная работа, читательский интерес дошкольников, проведенная работа, ребенок, родитель, детская библиотека дома, Детский сад, повторная диагностика, совместная работа педагогов.


Ключевые слова

семья, читательский интерес, дошкольники, совместная работа семьей

Похожие статьи

Формирование у дошкольников интереса к чтению через...

 С каждым годом снижается интерес у взрослых к совместному чтению с детьми, теряется

Связано это с такими причинами, как высокая занятость родителей на работе и дома, влияние

Работа «Клуба семьи» в детском саду также будет способствовать повышению

Вначале родители с детьми знакомятся с библиотекой в целом и библиотечным делом.

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей...

Читать детям должны не только воспитатели в детском саду, но и родители дома.

Начальный этап приобщения детей к чтению, чтение-слушание литературных произведений.

При формировании интереса к чтению у дошкольников используются как традиционные, так и

Работа базируется на основе алгоритма использования буктрейлера в работе с детьми

Формирование читательского интереса у дошкольников...

В нашем детском саду во всех группах есть стационарные библиотеки.

Родители совместно с ребенком могут выбрать книгу и взять ее домой почитать.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре, повышению читательского интереса совместно с

Совместная работа ГБДОУ № 5 и Охтинской библиотеки состоит в...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию...

Библиографическое описание: Лодвикова, Е. А. Формы и методы совместной работы с

Ключевые слова: читательский интерес, дошкольники, формы и методы совместной работы с семьей.

– Организация детских конкурсов рисунков, поделок по теме прочитанных книг. При создании выставочных работ происходит объединение детей и родителей. Заключение.

Современные формы работы с родителями по приобщению...

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.

Интересной формой работы является работа над проектом.

Интересной формой работы клуба может быть создание семейных библиотек.

При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители.

Дружим с книгой с детства | Статья в журнале «Вопросы...»

Удачной находкой в работе с родителями и детьми является акция «Читательский автобус».

Продвиженческая акция проводится в интересной форме «Читательский автобус».

С целью развития интереса детей к акции, проведена данная игра.

Дети торопили тот момент, когда взрослые их познакомят с домом книг — библиотекой.

Взгляд родителей дошкольников на воспитание будущего...

Для выявления литературного предпочтения детей и родителей, уровня сформированности интереса к семейному чтению, как одной из традиций семейного воспитания был проведен опрос среди родителей КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования г.Лисаковска УОАКО.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению...

В течение года мы посещали библиотеку, где велась культурно-просветительская работа с детьми.

В группе детского сада также была организована минибиблиотека, созданы читательские формуляры, где ребёнок может

— показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой

Большинство детей родители записали в детскую библиотеку.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Библиографическое описание: Колобова, О. А. Эффективные формы и методы работы по

1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в

Проводила индивидуальную работу над ролью. В ходе своей работы по развитию у детей

- Посещение семей детей с целью изучения их читательских интересов и выяснения...

Похожие статьи

Формирование у дошкольников интереса к чтению через...

 С каждым годом снижается интерес у взрослых к совместному чтению с детьми, теряется

Связано это с такими причинами, как высокая занятость родителей на работе и дома, влияние

Работа «Клуба семьи» в детском саду также будет способствовать повышению

Вначале родители с детьми знакомятся с библиотекой в целом и библиотечным делом.

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей...

Читать детям должны не только воспитатели в детском саду, но и родители дома.

Начальный этап приобщения детей к чтению, чтение-слушание литературных произведений.

При формировании интереса к чтению у дошкольников используются как традиционные, так и

Работа базируется на основе алгоритма использования буктрейлера в работе с детьми

Формирование читательского интереса у дошкольников...

В нашем детском саду во всех группах есть стационарные библиотеки.

Родители совместно с ребенком могут выбрать книгу и взять ее домой почитать.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре, повышению читательского интереса совместно с

Совместная работа ГБДОУ № 5 и Охтинской библиотеки состоит в...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию...

Библиографическое описание: Лодвикова, Е. А. Формы и методы совместной работы с

Ключевые слова: читательский интерес, дошкольники, формы и методы совместной работы с семьей.

– Организация детских конкурсов рисунков, поделок по теме прочитанных книг. При создании выставочных работ происходит объединение детей и родителей. Заключение.

Современные формы работы с родителями по приобщению...

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.

Интересной формой работы является работа над проектом.

Интересной формой работы клуба может быть создание семейных библиотек.

При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители.

Дружим с книгой с детства | Статья в журнале «Вопросы...»

Удачной находкой в работе с родителями и детьми является акция «Читательский автобус».

Продвиженческая акция проводится в интересной форме «Читательский автобус».

С целью развития интереса детей к акции, проведена данная игра.

Дети торопили тот момент, когда взрослые их познакомят с домом книг — библиотекой.

Взгляд родителей дошкольников на воспитание будущего...

Для выявления литературного предпочтения детей и родителей, уровня сформированности интереса к семейному чтению, как одной из традиций семейного воспитания был проведен опрос среди родителей КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования г.Лисаковска УОАКО.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению...

В течение года мы посещали библиотеку, где велась культурно-просветительская работа с детьми.

В группе детского сада также была организована минибиблиотека, созданы читательские формуляры, где ребёнок может

— показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой

Большинство детей родители записали в детскую библиотеку.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Библиографическое описание: Колобова, О. А. Эффективные формы и методы работы по

1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в

Проводила индивидуальную работу над ролью. В ходе своей работы по развитию у детей

- Посещение семей детей с целью изучения их читательских интересов и выяснения...

Задать вопрос