Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 19.11.2017

Статья просмотрена: 3439 раз

Библиографическое описание:

Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 291-293. — URL https://moluch.ru/archive/180/46525/ (дата обращения: 26.05.2019).



Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль.

Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе?

В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка как будущего читателя затруднено. Не способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к детской литературе со стороны родителей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.

Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Основная цель этого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников.

Задачи в организации семейного чтения следующие:

‒ познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприятия произведений детской художественной и познавательной литературы

вовлекать семьи в атмосферу чтения

расширять их представления о детской литературе

знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников

‒ научить родителей руководить воспитанием детей как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

‒ дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях.

Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

К информационным относятся

‒ Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье»; «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

‒ «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).

Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.

Познавательные формы работы призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формируют практические навыки взаимодействия с детьми.

Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи).

Очень важно консультируя родителей показать, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке.

На родительских собраниях педагог знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освящает имеющиеся проблемы, рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, смотреть все подряд. Основное внимание обратить на то, как важны для воспитания дошкольника — зрителя совместный с родителями просмотр детских телепередач, спектаклей и их последующее обсуждение. И самое главное условие для приобщения детей к чтению — собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания

Важной формой работы по приобщению детей к чтению является семинар — практикум. На семинаре рассматриваются и обсуждаются различные вопросы, посвященные детскому чтению, рассказывается о его значении, качестве современной детской литературы и других проблемах. Например, на семинаре — практикуме на тему «Учим стихи с детьми» родителям предоставляется информация и практические рекомендации о том, как подобрать стихи соответственно возрасту детей, как учить стихи с детьми дома, как развивать интонационную выразительность речи. Многие сталкиваются с проблемой — дети не умеют выразительно читать стихи, родители учат их только запоминать механически текст, не обращая внимания на интонацию.

По ходу встречи родители участвуют в практическом выполнении заданий — прочитать выразительно, с разной силой голоса, темпом различные отрывки детских стихотворений.

В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например «Нужно ли прививать интерес к книге?».

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть, как взаимодействуют педагоги с детьми в процессе ознакомления с произведениями детской литературы.

В этот день родители могут познакомиться с тем, каких успехов достиг ребенок в чтении стихов, умении рассказывать сказки, принимать участия в драматизации детских произведений. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, продуктивной деятельности.

Посещение на дому также относится к познавательным формам взаимодействия с семьей. Воспитатель может оказать конкретную помощь, например, посоветовать, где разместить книжный уголок в соответствии с необходимыми требованиями: освещение, доступность его для самостоятельного использования ребенком. Педагог на месте может посоветовать, как обращаться с книгой, какие книги оставить в детском уголке, а какие убрать, как не подходящие по возрасту ребенка.

Интересной формой работы является работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги К. И. Чуковского». В результате работы над проектами узнают много нового о творчестве Чуковского, его биографии, рисуют иллюстрации к его стихам, изготовляют книжки — малышки по его сказкам, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски. Затем на заседаниях читательского клуба или на родительских собраниях представляют свой проект, рассказывают о том, что нового узнали, как выполняли творческую работу.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. Очень эффективно решаются задачи приобщения дошкольников к литературе в детско-родительских читательских клубах.

В ходе работы клуба могут проводиться консультации, открытые мероприятия с участием родителей, выставки детских работ, литературы, совместное придумывание сказок детьми и родителями, совместные вечера-развлечения, например «Вечер С. Я. Маршака», «Вечер стихов о зиме», концерт «Поющие герои сказок», инсценировки детских произведений.

На заседание клуба можно пригласить работников библиотеки, которые дадут консультации по воспитанию будущего читателя, обогатят представления родителей о детской литературе или посетить библиотеку вместе с родителями.

Раньше существовала традиция семейного чтения вслух, когда все члены семьи высказывали свое мнение о прочитанном, отвечали на вопросы ребенка.

К сожалению, сейчас эта традиция практически не сохранилась. Педагогу необходимо показать значение такого вида чтения для развития ребенка. Нужно отметить, что очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Если у маленьких почемучек будут возникать вопросы из мира техники, природы, всегда можно вместе почитать справочную литературу.

Интересной формой работы клуба может быть создание семейных библиотек. Предложите родителям воспитанников принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек.

Таким образом, дети смогут увидеть очень старые экземпляры, книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их родители, старые детские журналы. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги.

Кроме того, на родительских собраниях, конференциях родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к книге в семье.

Как правило очень интересно и увлекательно проходят такие мероприятия как викторины, литературные развлечения. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории.

Широко используется такая форма работы, как конкурсы детских рисунков, поделок. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители.

Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений.

Главная задача наглядно-информационных форм работы — познакомить родителей с содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой детей в ДОУ (группе).

Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться в совместной деятельности в детском саду и что рекомендуется для домашнего чтения.

На стендах для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги». Здесь же может быть представлена постоянная рубрика: «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним. Можно предложить родителям памятки, рекомендации, папки-передвижки.

И в заключении отметим, что если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы, домашнее чтение, детский сад, будущий читатель.


Похожие статьи

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии...

семейное чтение, книга, ребенок, семья, совместное чтение, детская литература, литература, время чтения, современный этап развития интереса, особый социальный институт.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Использовала эффективные формы: - Посещение семей детей с целью изучения их читательских интересов и выяснения отношения родителей к вопросу чтения книг дома. - Анкетирование помогло мне сплотить родительский коллектив группы...

Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций...

материнское чтение, семейное чтение, родитель, ребенок, блок, чтение, книга, возрождение традиций, Ваш ребенок, позитивный имидж.

Чтение художественной литературы как средство...

ДОУ использует различные формы и методы работы с родителями своих воспитанников, успехом пользуются совместная

Именно совместное чтение с родителями открывает новые возможности для ребенка и является богатейшим средством духовного развития ребенка.

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

Также в детских книгах можно встретить и привычные сюжеты: дом, семья, детский сад, дружеский коллектив, школа, одноклассники.

Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников...

Детская книга в жизни маленького человека | Статья в журнале...

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность, жизнь, дошкольный возраст, добрая традиция, чтение книг.

Роль книги в жизни ребёнка | Статья в сборнике международной...

Культура же чтения тесно связана с понятием сознательного отношения к книге, умением внимательно и вдумчиво слушать. Интересен приём использования традиций семьи: детям читать то, что читали в детстве их родители.

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных...

ребенок, программа, детская литература, художественная литература, книга, детская книга, чтение, грамотный читатель, детский сад, книжный уголок.

Похожие статьи

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии...

семейное чтение, книга, ребенок, семья, совместное чтение, детская литература, литература, время чтения, современный этап развития интереса, особый социальный институт.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Использовала эффективные формы: - Посещение семей детей с целью изучения их читательских интересов и выяснения отношения родителей к вопросу чтения книг дома. - Анкетирование помогло мне сплотить родительский коллектив группы...

Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций...

материнское чтение, семейное чтение, родитель, ребенок, блок, чтение, книга, возрождение традиций, Ваш ребенок, позитивный имидж.

Чтение художественной литературы как средство...

ДОУ использует различные формы и методы работы с родителями своих воспитанников, успехом пользуются совместная

Именно совместное чтение с родителями открывает новые возможности для ребенка и является богатейшим средством духовного развития ребенка.

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

Также в детских книгах можно встретить и привычные сюжеты: дом, семья, детский сад, дружеский коллектив, школа, одноклассники.

Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников...

Детская книга в жизни маленького человека | Статья в журнале...

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность, жизнь, дошкольный возраст, добрая традиция, чтение книг.

Роль книги в жизни ребёнка | Статья в сборнике международной...

Культура же чтения тесно связана с понятием сознательного отношения к книге, умением внимательно и вдумчиво слушать. Интересен приём использования традиций семьи: детям читать то, что читали в детстве их родители.

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных...

ребенок, программа, детская литература, художественная литература, книга, детская книга, чтение, грамотный читатель, детский сад, книжный уголок.

Задать вопрос