Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фролова, Ю. Р. Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения / Ю. Р. Фролова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4576/ (дата обращения: 27.04.2024).

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных образовательных программ для обучения и воспитания детей. Методы и формы работ в процессе образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям.

Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой с целью их воспитания и развития освещается не в каждой программе. В основном авторы программ используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей: умственного развития, воспитания коллективизма, экологического воспитания и др. При этом литература не всегда рассматривается как явление искусства, к которому надо приобщать дошкольников.

Наибольший интерес для нас представляют программы, предполагающие реализацию таких задач, которые связаны с воспитанием грамотного читателя и реализующие следующие цели:

-          формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

-          формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-          развитие литературной речи;

-          приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

-          развивать способность слушать литературные произведения разных жанров;

-          принимать участие в рассказывании знакомых произведений;

-          формировать потребность слушать чтение и рассказывание.

Каждая из программ, анализ которых будет представлен ниже, своеобразно подходит к литературному развитию дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.

Раздел «Ребенок и книга» программы «Детство» (авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.), одной из главных задач которой является воспитание основ литературного развития детей, становления их как будущих читателей, достаточно глубоко и методически интересно освещает данную проблему. Содержание раздела направлено на воспитание у детей интереса и любви к книге, умение ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. На протяжении всего дошкольного детства воспитывается тяготение детей к постоянному общению с книгами, обучение их ориентировке в содержании и стиле произведений (сказочных, приключенческих, исторических, лирических, фантастических и др.) Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения литературы как искусства слова, развитием их художественно-речевой деятельности. Программа предлагает использовать следующие формы работы: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок. При создании сказки используются ее специфические особенности, зачины, концовки; при сочинении загадок — выразительно-изобразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры; ритмическое строение текста. Практикуется совместное обсуждение прочитанного, пересказы детьми произведений.

В специальных методических пособиях, которые опубликованы авторским коллективом программы, раскрываются содержание и особенности работы с детьми всех возрастов по приобщению их к книге. Также можно познакомиться с рекомендациями для литературного образования ребенка в семье: подбор домашней библиотеки для ребенка, организация литературных игр и домашних спектаклей и т. д. В целом можно сказать, что программа «Детство» очень широко и открыто решает задачи воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении.

Выделяется из общего ряда программа «Развитие» (авторы А. А. Венгер и О. М. Дьяченко), основными целями которой являются: развитие умственных и художественных способностей ребенка; специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию. Программа включает серьезную объяснительную записку и детальную характеристику работы.

В организации работы с детской книгой выделяются три направления: ознакомление с художественной литературой; освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации.

При ознакомлении с художественной литературой предусматривается развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение им морально-этических норм, при работе с детской книгой: чтение стихов, сказок, рассказов; бесед о прочитанном; игровые драматизации.

Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности авторы предлагают через знакомство детей со средствами выразительности звуковой стороны речи: эпитетами, сравнениями и т. д. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений причем, в старшем дошкольном возрасте предлагается отмечать наглядные признаки: форму, цвет, но и эмоциональные характеристики: грустный, веселый и др.; дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок.

Для построения наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации рекомендуется отбирать материал из детских книг и хрестоматий в соответствии с принципами усложнения и соответствия временам года.

Следующая программа, в которой предполагается большая работа по приобщению к книге ичтению ребенка, программа «Радуга» (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.). В разделе «Приобщение к книге» предлагается ежедневно читать детям произведения детской литературы. Одними из основных критериев отбора произведений для чтения является понятность и доступность т. е. содержание и поступки героев должны быть близки и понятны детям.

В программе обосновывается необходимость чтения детям произведений разных жанров: сказок — народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т. д. и ставятся определенные педагогические задачи:

-          извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей;

-          при чтении стихотворений, при драматизациях совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жесты, мимика);

-          развивать интерес детей к детской литературе;

-          совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;

-          учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги;

-          развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка;

-          учить замечать жанровые особенности произведений сказки, рассказа, стихотворения.

Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг для рассматривания и слушания, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, учувствовать в подготовке выставок и т. д.

Комплексной программой для дошкольного образовательного учреждения является программа «Из детства в отрочество», над которой работал временный научный авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой. По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать. Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми. В программе широко представлены разные виды и жанры литературных произведений. Ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь детей чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой — так звучат задачи литературного образования детей.

Вызывают интерес советы родителям, а именно: относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми; создавать в семье условия для слушания, не отвлекать ребенка; читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению; обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации. Пути реализации данных задач отражены в методических пособиях 3. А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго», «Положи твое сердце у чтения», «Ты детям сказку расскажи». Автор говорит о необходимости ежедневного чтения детям (не менее 30 минут в день) и предлагает не только план проведения еженедельного ознакомления с детской литературой, но и указывает общие задачи, предлагает содержание видов непосредственно образовательной деятельности: тематической (приобщение детей к ведущим темам детской литературы); теоретической (знакомство с доступными возрастным особенностям детей теоретическими понятиями); творческой (с целью развития литературного творчества детей); аналитической (анализ текста с целью глубокого проникновения в его смысл).

Автор напоминает, что такое эпитет, рифма, сказка, какие виды сказок существуют, при этом рекомендует соответствующую литературу, к которой можно обратиться, что в свою очередь, существенно облегчает работу педагога. Весьма разнообразны формы, методы и приемы работы: здесь и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя, и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения. Также предлагаются игры: «Библиотека», «Книжкина больница», игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке.

Для родителей советуют оформлять «информационные листки», в которых сообщается о том, что читали детям в детском саду и содержатся рекомендации к домашнему чтению.

Особенно хотелось бы отметить необычность программного подбора литературного материала: последовательно и логично представлена литература разных эпох. Интересны вопросы при анализе произведений: они обращены к душе ребенка, к его чувствам. Литературное образование происходит постепенно и незаметно. Ребенок ступенька за ступенькой постигает сложное творение — произведение искусства слова.

Таким образом, анализ образовательных программ для дошкольных учреждений по проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой выявляет не только особенности каждой программы, но и разнообразные подходы к организации педагогического процесса по проблеме в детском саду. Независимо их объединяет от индивидуальности каждой программы, не только желание раскрывать творческий потенциал ребенка, но и содействие становлению его как настоящего читателя.

Необходимо сказать, что главными условием осуществления эффективного руководства знакомством дошкольников с художественной литературой является прежде всего литературная образованность самого педагога. Не в меньшей степени значим и фактор образования родителей, который проявляется в покупке книг для детей, в формировании домашних библиотек. Очень точно подметил А. Токмаков, что «…детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!»

Литература:

1.         Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

2.         Образовательная программа «Развитие»/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. М.: ГНОМ, 2000.

3.         Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. М.: Просвещение, 2010.

4.         Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет/ Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. И. Голубева и др. М.: Просвещение, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, программа, детская литература, художественная литература, детская книга, книга, чтение, грамотный читатель, детский сад, книжный уголок.

Похожие статьи

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель...

ребенок, программа, детская литература, художественная литература, книга, детская книга, чтение, грамотный читатель, детский сад, книжный уголок.

Чтение художественной литературы как средство...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах...

Влияние детской художественной литературы на...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Развитие понимания текста художественного произведения...

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Экспериментальная работа по приобщению детей младшего...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Современные формы работы с родителями по приобщению...

Формирование интереса к художественной литературе...

ребенок, книга, художественная литература, театрализованная деятельность, процесс формирования, вид деятельности, сельская библиотека, образовательный процесс, лучший друг, знание.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Похожие статьи

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель...

ребенок, программа, детская литература, художественная литература, книга, детская книга, чтение, грамотный читатель, детский сад, книжный уголок.

Чтение художественной литературы как средство...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах...

Влияние детской художественной литературы на...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Развитие понимания текста художественного произведения...

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Экспериментальная работа по приобщению детей младшего...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Современные формы работы с родителями по приобщению...

Формирование интереса к художественной литературе...

ребенок, книга, художественная литература, театрализованная деятельность, процесс формирования, вид деятельности, сельская библиотека, образовательный процесс, лучший друг, знание.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.