Экспериментальная работа по приобщению детей младшего возраста к книге и чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Фарвазова В. В., Ховякова А. Л. Экспериментальная работа по приобщению детей младшего возраста к книге и чтению // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/archive/113/29615/ (дата обращения: 20.09.2018).



Ключевые слова: чтение в младшем дошкольном возрасте, книга в младшем дошкольном возрасте.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

В связи с этим, вопросы воспитания интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, обогащения духовного и культурного уровня детей посредством чтения становятся актуальными для родителей и педагогов дошкольных учреждений. Вместе с тем, при изучении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью приобщения детей младшего возраста к книге и чтению и недостаточной разработанностью педагогических условий в практике дошкольного воспитания [1- 3]. И в качестве рабочей гипотезы была сформулирована следующая:приобщению детей младшего дошкольного возраста к книге и чтению будет способствовать создание педагогических условий: учет особенностей читателей-дошкольников младшего дошкольного возраста; создание развивающей среды, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к чтению; использование различных форм, методов, приемов работы для формирования у детей умения слушать и понимать художественный текст; включение родителей в работу по развитию у детей интереса, способности к восприятию и интерпретации литературных произведений.

На формирующем этапе эксперимента мы реализовали педагогические условия, сформулированные в гипотезе. В эксперименте приняли участие 60 детей (по 30 в экспериментальной и контрольной группах). Работа по приобщению детей младшего возраста к книге и чтению проводилась с ноября 2015 г. по апрель 2016 г.

Мы попытались ответить на вопросы: как привить детям любовь к художественной литературе? Сколько и когда лучше читать? Какой найти мотив, чтобы повысить интерес ребенка к чтению? Какие формы работы с детьми наиболее эффективны? Как привлечь родителей? и др. И вот к каким выводам пришли:

  1. Литературный центр для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями вначале необходимо создавать с учетом выявленных читательских интересов детей. Постепенно книжный фонд центра необходимо обогащать программными произведениями, хрестоматиями, книжками-самоделками, детскими журналами, иллюстрационными альбомами, наборами серийных открыток и т.п.
  2. При организации книжного уголка необходимо придерживаться следующих правил: в книжном уголке должны быть книги большого формата и маленькие, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с большим количеством картинок, книжки-игрушки, книги с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д.; книжное окружение, оформляемое для чтения детям, должно соответствовать интересам и возрасту детей; книги должны быть доступны для ежедневного пользования.
  3. Приучение детей к самостоятельному общению с книгой предполагает сначала совместное с детьми рассматривание иллюстраций, ежедневно, в свободной форме чтение, рассказывание о правилах пользования книгой. Затем необходимо предлагать детям самостоятельно рассматривать, исследовать, изучать книги, раскрашивать раскраски.
  4. При проведении выставок книги самая первая выставка должна представлять набор книг с ярким оформлением и красочными иллюстрациями. Далее тематика выставок должна быть разнообразной: выставка авторской книги: выставка книг, оформленных известными художниками-иллюстраторами; выставка русских народных сказок, потешек и песенок; выставка сборников стихотворений о природе, т.п.
  5. Знакомство детей со стихотворными текстами необходимо проводить на занятиях, а также во время прогулок, одевания, умывания, кормления. Приобщение детей к миру детской литературы должно происходить ежедневно. Для приобщения детей к книге и чтению следует использовать различные приемы: для поддержания непосредственного отклика и эмоциональной заинтересованности выбирать небольшие по объему произведений, с динамичным сюжетом, повторами. Для более быстрого запоминания текста, установления простейших (последовательных) связей в произведении использовать простейшие модели; для научения детей мысленно представлять события и героев произведения использовать рассматривание иллюстраций, иллюстративный комментарий, опору на личный опыт детей; для научения слушать литературное произведение, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения использовать отраженный пересказ. После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой; с целью формирования интереса к книге и чтению у детей младшего возраста проводить вечера сказок, вечера загадок, драматизацию любимых детских произведений; для формирования бережного отношения к книге привлекать детей к «скорой помощи», подбирая для этого необходимый материал.
  6. Привлечение родителей к работе по приобщению детей к книге и чтению предполагает: знакомство родителей с возрастными особенностями ребенка раннего возраста как читателя; расширение представлений родителей о детской литературе; научение родителей руководить воспитанием детей как читателей, привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ через различные интерактивные формы работы.

Эффективность выявленных и реализованных нами условий была подтверждена данными контрольного этапа экспе римента. Перспективным направлением дальнейших исследований считаем работу по развитию у детей умений мысленно представлять события и героев произведения и устанавливать простейшие последовательные связи в произведении (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей, схем и др.).

Литература:

  1. Тюнников Ю., Мазниченко М. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31-38.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2014.
  3. Ховякова А.Л. К вопросу о формировании социальной компетентности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения // Актуальные проблемы модернизации российского образования: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Тверь, 30.12.2009.
  4. Tyunnikov Yu.S., Krylova V.V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54-64.
  5. Krylova V.V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix – early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139-143.
  6. Moisya M.K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11-17.
  7. Мушкина И.А., Бородина Н.В., Садилова О.П. Современные направления развития института инклюзивного образования в России // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 106-108.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, ребенок, приобщение детей, чтение, младший возраст, личный опыт детей, младший дошкольный возраст, книжный уголок, детская литература, герой произведения.


Ключевые слова

чтение в младшем дошкольном возрасте, книга в младшем дошкольном возрасте

Похожие статьи

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Чтение художественной литературы как средство...

ребенок, художественная литература, Ваш ребенок, дошкольный возраст, родитель, произведение, народное творчество, образовательная область, дошкольное образование, семейное воспитание.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Педагогическую работу по приобщению детей к художественной литера-туре

Мало внимания уделяется чтению книг из — за загруженности детей другими видами деятельности.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста.

Влияние детской художественной литературы на формирование...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

художественная литература, ребенок, произведение, практическая помощь, нравственный опыт, нравственное воспитание, дошкольный возраст, дошкольное образование, бережное отношение, родная страна.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, как основного средства развития их связной речи, обусловлено следующими причинами: во-первых...

Развитие понимания текста художественного произведения...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: — зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; — установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Чтение художественной литературы как средство...

ребенок, художественная литература, Ваш ребенок, дошкольный возраст, родитель, произведение, народное творчество, образовательная область, дошкольное образование, семейное воспитание.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Педагогическую работу по приобщению детей к художественной литера-туре

Мало внимания уделяется чтению книг из — за загруженности детей другими видами деятельности.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста.

Влияние детской художественной литературы на формирование...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

художественная литература, ребенок, произведение, практическая помощь, нравственный опыт, нравственное воспитание, дошкольный возраст, дошкольное образование, бережное отношение, родная страна.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, как основного средства развития их связной речи, обусловлено следующими причинами: во-первых...

Развитие понимания текста художественного произведения...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: — зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; — установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом

Задать вопрос