Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сентюрёва Т. Ю., Пантелеева Г. М. Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 124-128. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13809/ (дата обращения: 22.06.2018).



Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей. Воспитательная роль художественной литературы была отмечена российскими педагогами издавна.

К. Д. Ушинский [10, с.488] отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку. К. Д. Ушинский уделял большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность. Для многих поколений детей с книгами К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» была связана радость открытия красоты и силы родного языка, мудрости и богатства родной литературы.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. В 20-е годы прошлого века серьезное внимание работе с детской книгой уделяла Е. А. Флерина [11, с.334]. Она отмечала, что эстетическое воспитание средствами художественного слова — важнейшая часть всестороннего воспитания детей. Свой опыт работы с детьми Е. А. Флерина отразила в пособии «Живое слово в дошкольном учреждении». Основные разделы этого пособия были посвящены разговорной речи и беседе, художественному чтению и рассказыванию детям. Е. А. Флерина отмечала, что произведения для дошкольников в основном небольшого размера, и одно такое произведение, прочитанное на занятии, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что объединять произведения для чтения на одном занятии нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные одному нравственному понятию (честности, смелости, любви к матери, скромности и др.). Е. А. Флерина отмечала, что овладение искусством выразительного чтения — профессиональная обязанность воспитателя. Е. А. Флериной была детально разработана методика использования художественной литературы в детском саду. Ценно то, что Е. А. Флерина подчеркивала значение художественного произведения как произведения искусства, обосновывала требования бережного отношения к тексту, использования разнообразных приемов (например, беседы по прочитанному).

Ученица Е. А. Флериной М. М. Конина продолжала развивать идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. М. М. Конина выделяет несколько типов занятий по ознакомлению детей с художественной литературой: чтение или рассказывание одного произведения; чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой; чтение в сочетании с музыкой и др. Она углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания.

Н. С. Карпинская [6, с.152] отмечала, что глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании художественных произведений, развивают у них эмоциональную отзывчивость, способствуют усвоению точности и красоты родного языка. С учетом специфики детской литературы ею был определен круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений: произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы; произведения русской и зарубежной классической литературы; произведения современной русской и зарубежной литературы.

В дальнейшем проблема приобщения к чтению художественной литературы в дошкольном возрасте нашла свое отражение в работах М. К. Боголюбской, Л. М. Гурович, Э. П. Коротковой, В. В. Шевченко и др., в современных образовательных программах.

Л. М. Гурович [5, с.324] рассматривает возрастные особенности восприятия, дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда для ребенка характерна наивность детского восприятия, он еще недостаточно отделяет жизнь от искусства, в его восприятии герой должен быть удачлив, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

Э. П. Короткова [7, с.128] исследует влияние художественной литературы на развитие речи детей, обогащение их словарного запаса, усвоение новых понятий, образцов связной речи, ее грамматического строя, выразительности речи.

А. Арушанова [1, с.73] отмечает, что художественная литература при определенных условиях способствует развитию творческих, коммуникативных способностей детей. С этой целью автор предлагает использовать таких форм и методов работы с произведениями художественной литературы, как театрализованная игра, рассказывание сказок детьми, обсуждение, моделирование и др.

Современные исследователи детского чтения важное значение придают воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое развитие детей, обращая при этом особое внимание на психолого-педагогические особенности ознакомления детьми дошкольного возраста с художественной литературой.

Целью работы ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой направлена на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса [9, с.10].

Э. П. Короткова [7, с.128] видит возможность наиболее полной реализации развивающе-образовательного потенциала художественной литературы в детском саду в свободном подборе воспитателями художественных текстов для конкретной группы детей, свободной, непринужденной форме организации чтения и через органичное соединение чтения с другими формами совместной деятельности взрослого с детьми в целостном образовательном процессе. Принципиальным для нее является тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и не принудительным. Свой тезис она подкрепляет высказыванием, известного российского ученого Д. С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но это дается только тогда, когда вы читаете с удовольствием. «Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека». Эта цитата настолько убедительна, что дополнительные комментарии кажутся излишними.

Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить дошкольника в художественные тексты, которые раскрывают перед ним богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.

Во всех странах дошкольное литературное образование и воспитание базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.

Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать возрастные особенности их восприятия художественной литературы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4–5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Работа по ознакомлению с произведениями художественной литературы должна служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в программу вводятся специальные литературные произведения, отобранные с учетом их художественной ценности и доступности детям того или иного возраста.

При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения — систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением [2, с.224].

Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.). Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Таким образом, задачи и содержание работы ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой, направлены на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Психолого-педагогическая работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы. К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы в процессе образовательной деятельности и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).

К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:

‒ интегрированные НОД, объединяющие содержание разных образовательных областей

‒ театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

‒ обсуждение произведений известных художников на тему сказок,

‒ «перевирание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

‒ «салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;

‒ проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»),

‒ занятия с использованием мультимедийных средств,

‒ занятия-экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.

Образовательная деятельность по ознакомлению с художественными произведениями детей разных возрастных ступеней организуются педагогом по-разному:

с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2–6 человек;

группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя необходимо разделить по подгруппам;

в средней и старшей группах занимаются одновременно со всеми детьми.

При чтении художественного произведения используются разнообразные методы и приемы работы с детьми: это и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя, и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения.

А. М. Бородич [3, с.276] выделяет среди таких приемов следующие:

выразительность чтения или рассказывания;

повторность чтения. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1–2 раза;

выборочное чтение;

рассматривание иллюстраций в книге;

беседа по прочитанному.

В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказывание детьми содержания услышанного. Могут быть использованы следующие приемы обучения пересказу: образец чтения произведения, вопросы к детям, объяснения, указания. Значительное место могут занимать также упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор интонации.

Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность: подсказ слова или фразы, пересказ по частям, оценка, вопросы. Если в тексте есть диалог, можно использовать пересказ по ролям.

Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра — драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т. д.

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, праздники книги — комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы — беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. Литературные праздники могут быть посвящены юбилейной дате любимого детского писателя, а также определенной теме («Поздравляем маму», «Посмеемся вместе с писателем» и др.) Эффективным средством приобщения детей к книге, чтению являются экскурсии в детскую библиотеку, встречи с детскими писателями. Так, в детских садах города Новокузнецка становятся традиционными встречи с детским поэтом Э. Гольцманом, в ходе которых дети не только послушают и сами прочитают стихи поэта, но и могут задать ему вопросы, пообщаться.

В практике работы ДОУ получили распространение игры типа «В библиотеке», «Книжкина больница», ролевые игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке.

Таким образом, в работе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, существует разнообразие как традиционных, так и инновационных форм, методов и приемов приобщения детей дошкольного возраста к книге, чтению. При этом многое здесь зависит от педагога, от его знаний, умений, творческого подхода.

Как отмечается в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

Художественная литература выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста. Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия педагога — воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

В ходе интеграции происходит взаимосвязанное, комплексное ознакомление детей с определенной темой, привлекаются сведения из различных отраслей знаний, что способствует эмоциональному восприятию детьми художественного произведения, воспитывает эстетические, духовно-нравственные чувств дошкольников, формирует в них эстетический вкус.

Изучив литературные источники по данной теме, мы представили в работе основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике, определили задачи и содержание работы ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой.

Литература:

  1. Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения [Текст] /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 2003.- № 10.- С.73 -80.
  2. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. — М.: Просвещение, 1980.- 224с.
  3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 1981. — 276с.
  4. Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [Текст] / О. Гризик // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5. — С. 5–10.

5. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. — СПб.: Питер, 1996. — 324с.

  1. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская — М.: Педагогика, 1972. — 152с.
  2. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. — М.: Просвещение, 1982. — С.128
  3. Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание.- 2010. — № 7. — С. 6–14.
  4. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. — 2010. — № 8. — С. 10–18.
  5. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский — М.: Просвещение, 1978. — 488с.
  6. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] /Е. А. Флерина. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 334с.
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос