Новейшая детская литература | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 14.11.2015

Статья просмотрена: 5726 раз

Библиографическое описание:

Кирпичёва, О. А. Новейшая детская литература / О. А. Кирпичёва, Н. И. Шефер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23193/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Литература, книги – это то, без чего немыслима жизнь человека. Книга является духовной пищей, которая обогащает детей в различных сферах: творческой, коммуникативной, познавательной, эстетической, эмоциональной. Кроме того, она играет огромную роль в социальном развитии ребёнка, прививает ему те или иные навыки общения, оказывая влияние на социализацию.

В России сегодня издаётся много детских книг в различных жанрах: сказки, стихотворения, фэнтези, роман, фантастика, детектив, очерки, новелла. Однако в современных условиях роль книги утрачена. В связи с развитием информационно-коммуникативных технологий спрос на книги, к сожалению, уменьшается.

Выделяют следующие функции новейшей детской литературы:

  •                  развлечение (ребёнок не станет читать или будет читать с неохотой любую неинтересную для него книгу);
  •                  воспитание (можно и нужно читать малышу «правильные книги», которые научат ребёнка добру и борьбе со злом);
  •                  детская книга должна привить ребенку художественный вкус, поэтому эстетическая функция является не менее важной, так как знакомит ребенка с лучшими примерами художественного слова;
  •                  до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь. Таким образом, данный возрастной период является сензитивным для познавательной функции новейшей детской литературы.

В современной детской литературе учитываются те перемены, те события, которые сейчас происходят в мире: «Это оказался какой-то митинг. Люди были одеты разнообразно, в разноцветную одежду. Мы стали рассматривать плакаты, которыми они размахивали, как большими веерами» (Евдокимова Н. «Конец света»).

В книгах для детей можно заметить стирание границы между детским и взрослым миром, ускоренный темп взросления малыша. Пример тому – последние повести Э. Успенского, в которых Крокодил Гена превращается в бизнесмена, а Дядя Федор общается с многочисленными родственниками и знакомыми на самые последние темы.

В детской литературе можно прочитать информацию о бандитах (Н. Гейман), экологических проблемах (Э. Успенский), о предательстве и корысти (К.C. Льюис), о взяточничестве (К. Функе) и о многом другом. Причем некоторые авторы используют данную информацию лишь для привлечения внимания детей, играя на детской тяге ко всему пугающему, запретному. Другие же освещают эту тему с целью показа насущных проблем, которые требуют решения [4].

Несмотря на то, что в произведениях детской литературы описываются далеко недетские события, происходящие в современном мире, главным персонажем этих произведений остаётся ребёнок. Однако в произведениях для детей последнего периода преобладает изображение ребенка в семье, в повседневной действительности, что неизменно влечет за собой углубление в тонкости семейных отношений как позитивные, так и негативные.

Современная литература дает ребенку довольно разнообразную картину вариантов отношений отцов и детей. В целом можно говорить о том, что в изображении современных писателей дистанция между родителями и детьми значительно сократилась [3. с.128].

Пример тому – книга Ю.Б. Вийры «Мой папа Мюнхгаузен» (2000). По жанру это цикл сказок. В книге автор не только формулирует неудобные для взрослых вопросы детей, но и отвечает на них нетрадиционным образом, в результате вывод делает либо маленькая героиня в тексте, либо его должен сделать сам ребенок. Например, в сказке с сомнительным названием «О вреде и пользе курения» папа и рассказчица разрешают противоречия, почему учительница говорит, что курить вредно, а папа курит.

Оказавшись в явно затруднительном положении, папа придумывает завирательную (он ведь Мюнхгаузен) историю, в которую тем не менее включает элементы достоверной информации о вреде курения, в том числе и очень важные именно для девочки: курение портит цвет лица и вредно для органов дыхания. В сказке людоед отказывается есть курильщицу: «Клара Карловна – учительница, заядлая курильщица и пиратка одновременно, попала к людоедам. Погнался за ней один: бежит по пляжу, по щиколотку в песок проваливается и пыхтит как паровоз – людоед тоже курил, но меньше Клары Карловны. Догнал, конечно. Взмолилась пиратка: «Дайте перед смертью трубку выкурить». Отшатнулся от нее людоед: «Курильщица! Нет, такое мясо я не ем – оно горькое. А легкие черные, как смола». Посидели, покурили и разошлись» (Вийра Ю.Б. «Мой папа – Мюнхгаузен»). Автор признает за ребенком – читателем право знать, что курение вредно, укоренено в традиции, поэтому каждый делает выбор добровольно.

Другой интересный пример - книга «Телефонные сказки Маринды и Миранды» М. Я. Бородицкой(2001), где главные действующие лица – одинокие мамы: «Одну Мариндой звали, другую Мирандой. И дети у них были: у Миранды две девочки, у Маринды два мальчика. А вот пап ни одного. Сами знаете, как бывает: хороших пап давно расхватали, а плохеньких Маринда с Мирандой за версту обходили, такие уж они были переборчивые» (Бородицкая М.Я. «Телефонные сказки Маринды и Миранды»). Может показаться, что автор этой книги – феминистка, которая собирается пропагандировать свои идеи. Но вскоре выясняется, что этих успешных мам по вечерам одолевает тоска, и тогда они начинают сочинять друг другу сказки.

Тематика сказок такова: кошачья свадьба и сорвавшаяся в связи с этим вылазка бандитов: домушника Филимона и мокрушника Родиона; тоска богатого знатного и ужасно одинокого графа; хорошенькая и одинокая принцесса по причине высокого роста не могла себе найти жениха, а потом благополучно вышла замуж за мужчину маленького роста; дороговизна школьных принадлежностей; опять красивая и образованная принцесса, но чуточку одинокая, на которой боялись жениться знаменитые женихи (у нее было слишком много достоинств), и тогда она слепила себе принца из пластилина, влюбилась в него и оживила, как Пигмалион, и т.д. Как видно скрытый мотив сказок – женское одиночество, чего в литературе для детей еще не было.

Эту же тему затрагивает в своей сказке «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь» (2013) известная современная писательница Л.Е. Улицкая, которая в последнее время стала писать для детей.

В современных детских произведений мы можем встретить не только сеть и бизнес (Э. Успенский; Д. Емец), барабашку, инопланетян (А. Усачев), «джингликов» (О. Рой), бандитов (Н.Гейман), мать-одиночку, плохого мужа (М.Бородицкая), летающие тарелки (А.Усачев; Н.Гейман), пиратов, фотомоделей (Ю. Вийра; Д. Емец), и т.д., но и обычных лесных или домашних животных: «Лили и Джес подружились с котенком Беллой Когтилло, которая мечтает стать знаменитой исследовательницей» (Дейзи Медоус «Котенок Белла или любопытный носик»);

«Случилось так, что Ёжик и Заяц залезли на высокое дерево и не смогли спуститься» (Емелина А. «Лестории, или 27 волшебных сказок для друзей»).

Что касается второстепенных героев, в детских книгах царит огромное разнообразие: говорящие животные, превращающиеся в человека при определённых обстоятельствах (К. Функе); оживающие предметы, такие как камень, посуда; мифические существа; инопланетяне и т.д.: «Вы совершенно точно не встретите внутри капельных зелено-планетянцев, галактическую полицию, пиратов, бушующий вулкан, требующий приношений» (Нил Гейман «Но молоко к счастью»).

Также в детских книгах можно встретить и привычные сюжеты: дом, семья, детский сад, дружеский коллектив, школа, одноклассники. Например, в книге Д. Емеца «Бунт пупсиков» автор знакомит нас с большой семьей, которая живет в небольшом приморском городке, и жизнь их напоминает веселую чехарду из приключений.

Всеми любимые персонажи из книг прошлых лет также не забываются: богатыри (А. Усачев), эльфы (Д. Роулинг), цари и принцессы (К. Функе), драконы: «Далеко-далеко в песках мрачной пустыни, жил дракон. Он чувствовал себя очень одиноким, потому что у него не было друзей. Когда-то много лет, дракоша хотел поселиться среди людей. Но там, где он появлялся люди бежали из своих домов в страхе и ужасе» (Онисимова О.И. «Добрый дракон, или 22 волшебные сказки для детей»).

Вместе с новыми детскими персонажами в литературу для детей входят и новые слова. Новейшая детская литературы стала содержать элементы разговорной речи: «Тьфу! Тут такая драма! … а она влюбляется в какого-то несчастного Вадика!..». (Емец Д. «Бунт пупсиков»).

К главной проблеме новейшей детской литературы относят ее невостребованность. В настоящее время многие произведения не публикуются, поэтому некоторые детские авторы начинают писать в других жанрах или вовсе перестают творить. Детские книги с трудом продаются, из-за этого издательства теряют большую часть прибыли.

Несмотря на огромную тематику современных детских книг, не все они соответствуют стандартам качества и моральным требованиям, поэтому современные издательства чаще предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет» - от русских народных сказок до произведений советского времени.

Из выше сказанного, заключаем, что, как и всё в этом мире, литература развивается, преобразуется, становится другой, просто другой – не лучше и не хуже той, которая была ранее.

Так, в настоящее время, наряду с общепринятыми, признанными жанрами появляются новые; проблемы прошлых лет заменяются более «свежими», актуальными на данный момент.

На наш взгляд, произведения новейшей детской литературы - это кладезь важнейшей разнообразной информации, которую нужно уметь раскрыть, разглядеть, прочесть между строк. Таким образом, новейшая литература толкает нас самих искать мораль, скрытый смысл, что ведёт к развитию различных сфер личности.

 

Литература:

  1.           Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
  2.           Гусев Д.А. Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей в дошкольном и младшем школьном детстве в условиях села // Детский сад от А до Я. 2015. № 3. С. 34-40.
  3.           Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 1-1. С. 126-129.
  4.           Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  5.           Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
  6.          Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 11. 2014. С.800-803.
  7.           Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник ЧГУ. 2014. № 3 (56). С. 140-144.
Основные термины (генерируются автоматически): детская литература, книга, ребенок, детская, сказка, автор, литература, Мой папа, произведение.


Похожие статьи

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

В своих произведениях о детях и для детей автор затрагивает именно те нравственные

Автор, берущий на себя ответственность писать детские произведения, должен понимать

Литература: Богатырева, Н. Ю. Социальная направленность сказочных произведений В...

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале...

Детская литература Великобритании никогда не была собственно детской и использовала весь круг образов, метафор и

Другой источник, к которому обращается английская литературная сказка, - это эпос. Например, «Книга Джунглей» Р.Киплинга – это, несомненно, эпос.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень, образовательная деятельность, ребенок интереса, формирование...

Влияние детской художественной литературы на формирование...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Современные формы работы с родителями по приобщению...

родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы, домашнее чтение, детский сад, будущий читатель.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Автор: Космачева Марина Николаевна.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, практическая

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Роль природоведческой литературы в личностном развитии...

Прежде всего, использую литературу, рекомендованную программой детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, внимание детей, книга, родитель, произведение, поэтический образ, сказка, стихотворение, природоведческая книга.

Похожие статьи

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

В своих произведениях о детях и для детей автор затрагивает именно те нравственные

Автор, берущий на себя ответственность писать детские произведения, должен понимать

Литература: Богатырева, Н. Ю. Социальная направленность сказочных произведений В...

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Становление английской литературной сказки | Статья в журнале...

Детская литература Великобритании никогда не была собственно детской и использовала весь круг образов, метафор и

Другой источник, к которому обращается английская литературная сказка, - это эпос. Например, «Книга Джунглей» Р.Киплинга – это, несомненно, эпос.

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень, образовательная деятельность, ребенок интереса, формирование...

Влияние детской художественной литературы на формирование...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Современные формы работы с родителями по приобщению...

родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы, домашнее чтение, детский сад, будущий читатель.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Автор: Космачева Марина Николаевна.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, практическая

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Роль природоведческой литературы в личностном развитии...

Прежде всего, использую литературу, рекомендованную программой детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, внимание детей, книга, родитель, произведение, поэтический образ, сказка, стихотворение, природоведческая книга.

Задать вопрос