Библиографическое описание:

Мазурова О. Р. Детская книга в жизни маленького человека // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 17-18. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2195/ (дата обращения: 23.02.2018).



Хорошая книга – одно из драгоценнейших

сокровищ жизни

Смайлс С.

С момента рождения ребенка, книга сопровождает его на протяжении всей жизни. Чтение книг является предпосылкой грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

В современном мире большую роль в нашей жизни играет компьютер. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства не развиты. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь недостаточно сформирована, словарный запас очень беден. Резко снизился интерес детей к чтению. Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. Пока он еще совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг. Книги расширяют представление ребенка о мире, знакомят его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно общаться с малышами и грамотно анализировать произведения. Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас все обстоит иначе: на прилавках огромный выбор книг, нужно просто грамотно подойти к выбору книги для своего ребенка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.

Целью нашей работы является – приобщение детей дошкольного возраста к чтению, развитие коммуникативной активности каждого ребенка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие включает в себя знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы» [7].

В утреннее время мы стараемся ежедневно выбирать время для чтения книги, способные не только расширять познания ребенка, но и развивать его речь, мышление, память. Ведь именно педагог воплощает задачу приобщения детей к книге, формирует в них интерес к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения.

В Центре «Библиотека» находятся книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки. Некоторые книги помогают в решении проблем поведения детей (детская агрессивность, замкнутость, нежелание идти в детский сад и т. д.). Очень часто после прочтения детской книги ребенок начинает анализировать поведение персонажей, осмысливать их поступки, мысли, сравнивая их с собой. Ведь многие художественные произведения тем и хороши, что добро всегда побеждает зло; объясняют, что хорошо, а что – нет. Именно это, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогает им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряет чуткость ко всему плохому и хорошему, побуждает самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Доброй традицией в нашей группе, совместно с родителями, стало проведение литературных вечеров, деловых игр. Их целью является – важность семейного чтения для детей. Родители активно вступают в диалоги с детьми, обсуждая различные литературные произведения; знакомят их с новыми произведениями российских и зарубежных писателей.

В проектной деятельности мы проводим викторины по сказкам; загадывание загадок про сказочных героев; выставки детских рисунков по сказкам; изготовление книжек – малышек. В вечернее время дети очень любят инсценировки любимых книг; игры – драматизации, творческие ролевые игры на литературные темы; просмотры кукольного и теневого театров. Участие ребенка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге.

В результате проектной деятельности дети очень часто сами пытаются создать самодельные книжки, поэтапно распределяя свою работу и ставя перед собой определенные задачи. Яркий пример изготовление книжки – раскладушки «Мои любимые животные». Материал для этих книг дети берут из использованных раскрасок, цветной бумаги, карандашей, фломастеров, из бросового материала (фантики, коробки, и т.д.). Задачей изготовления данной книжки является – закрепление знаний диких и домашних животных, развитие речи, мышления, воображения, творчества и фантазии.

Когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать или сочинять сказки, истории, проявляя творчество. В группе создана картотека придуманных детских сказок и историй, которой дети дали интересное название «Чепушказки», и каждый ребенок может нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке или истории. Для детей это огромное достижение в развитии детского творчества.

Родители принимают активное участие в жизни своих детей. Вместе мы проводим «Дни обмена детскими книгами», «Библиотеку здоровья» для книг, выставки книг разных авторов, тематические родительские собрания.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей и педагогов – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. Можно сделать определенный вывод: что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сближает!

Литература:

  1. Гриценко З. А. Первые шаги ребенка. Практические советы педагога. – М., 2005 г.
  2. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения. – М., 2004 г.
  3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2001.
  4. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. СПб., 2007.
  5. Николаева Е. И. 111 баек для детских психологов. – СПб., 2009.
  6. Особенности восприятия книги ребенком раннего возраста// Дошкольная педагогика, май, 2007.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, семейного чтения, семейного чтения ребенок, детской книги ребенок, момента рождения ребенка, дошкольного образования, Проблемы маленького ребенка, чтения книги, приобщение детей дошкольного, Гриценко З, ребенка живые представления, представление ребенка, важность семейного чтения, книги разных жанров, познания ребенка, Монина Г, проектной деятельности, книги ребенком раннего, Участие ребенка, практику совместного чтения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос