Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 12.10.2018

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Огурцова И. А., Зайцева Е. Г. Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №6. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/103/3635/ (дата обращения: 21.10.2019).



Вот и наступило время, когда книги отошли на второй план, а на их место пришло время информационных технологий. В свободное время дети предпочитают смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры. А так хочется вновь увидеть детей, листающих книги, рассматривающих иллюстрации, увидеть огонек желаний в их глазах, просящих почитать сказку или рассказ. Поэтому наша роль, роль детского сада, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, пробудить в них интерес к литературным произведениям, учить их размышлять над прочитанным сюжетом, домысливать, фантазировать, умение думать самостоятельно.

В нашем детском саду во всех группах есть стационарные библиотеки. Где книгу можно взять посмотреть или почитать. Но проанализировав детей, воспитатели сделали вывод, что в самостоятельной игровой деятельности дети редко берут книги, они предпочитают играть в конструкторы, в настольные или сюжетно — ролевые игры.

Поэтому наш детский сад поставил перед собою цель в создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей для решения следующих задач:

– Повысить интерес взрослых и детей к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, работников библиотеки

– Заинтересовать детей и взрослых посещать библиотеку

– Вернуть в семью традицию семейного чтения

– Показать родителям важность приобщения детей к книге

– Показать на примере, как чтение книг способствует развитию памяти, речи, внимания, словарного запаса

Для того, чтобы реализовать поставленные задачи, мы решили применить нетрадиционный метод приобщения дошкольников к книгам, к чтению. В детском саду в холле была создана мини — библиотека. В этой библиотеке размещается детская художественная литература: сказки, рассказы, стихи, загадки, пословицы и поговорки. Родители совместно с ребенком могут выбрать книгу и взять ее домой почитать. Для того чтобы книги не потерялись и долго не находились у одних читателей мы сделали формуляры читателей. Родители записывали книги, которые они взяли. Как и в любой библиотеке, мы составили правила пользования мини-библиотекой. Наша библиотека стала пополняться за счет родителей. Родители приносили книги из своего детства. Таким образом, дети смогли увидеть очень старые экземпляры книг, книги-малютки и книги-великаны, журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Ребята с удовольствием узнавали, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. С помощь создания мини — библиотек мы добились того, что педагоги и родители стали равноправными партнерами в воспитании детей.

Описание: http://mdou76.beluo31.ru/wp-content/uploads/2018/03/IMG-c7dcb005a3f3dfda17cf5f468c5c2b86-V-225x300.jpg Описание: http://mdou76.beluo31.ru/wp-content/uploads/2018/03/IMG-d54fd7a8c5c3e0e2ebf929fc3e14c12a-V-225x300.jpg

Следующий наш шаг был в создании мини — библиотек в группе. Но там книги подбирались с учетом темы недели. Их было немного, но их рекомендовали воспитатели для семейного чтения. Например, тема недели в старшей группе «Откуда хлеб пришел?». В мини — библиотеки появились следующие книги: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», украинская народная сказка «Колосок», В. А. Сухомлинский «Как из зернышка вырос колосок», В. В. Коноваленко «Откуда хлеб пришел», загадки про хлебобулочные изделия, пословицы и поговорки о труде. В конце темы по прочитанным дома литературным произведениям проходила выставка рисунков или поделок.

Описание: http://mdou76.beluo31.ru/wp-content/uploads/2018/04/IMG_20180423_110955-278x300.jpg Описание: http://mdou76.beluo31.ru/wp-content/uploads/2018/04/IMG_20180423_111451-300x265.jpg

В течение года мы устраивали в холле детского сада творческие выставки работ по определенной тематике. Например: «Сказки Пушкина», «Богатыри русской земли», «По дороге добрых сказок», устраивали поэтические вечера, фольклорный праздник «Смех да веселье».

Таким образом, мы не только повысили интерес к чтению, вернули традицию семейного чтения, но и приобщили родителей и детей к совместному творчеству. Совместное чтение и творчество сблизила взрослых и детей. Такая система работы помогла лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

В старших группах был внедрен проект по созданию семейного портфолио «Книга — друг семьи». Где дети рассказывали, как они вместе с родителями читают книги, рисуют по сказкам, отгадывают кроссворды, ходят на выходных в библиотеку.

Следующая форма работы — создание детьми книг — самоделок совместно с родителями. Одно дело — прочитать книгу, и совсем другое — сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. Например: «Мой котенок», «В деревне у бабушки», «Мои друзья», «Сказка про пуговку».

В летний оздоровительный период в детском саду появилась мини — библиотека на колесах. Где все воспитанники детского сада могли самостоятельно взять книги, посмотреть, почитать на прогулке. В мини — библиотеки были собраны книги для разных возрастов.

Наш детский сад не остановился на достигнутом результате. Мы решили приобщить родителей к посещению городской библиотеки совместно с детьми. В результате общения и анкетирования родителей, выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.

Сотрудничество библиотеки и детского сада — очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Сотрудники библиотеки разработали план мероприятий, где в интересной форме рассказывали о детских писателях и поэтах, знакомили с творчеством Белгородских писателей, разыгрывали сюжеты сказок, устраивали конкурсы выразительного чтения, творческие конкурсы по сказкам.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре, повышению читательского интереса совместно с родителями, работниками библиотеки, сотрудниками детского сада дала ощутимые результаты: дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, книга, ребенок, библиотека, родитель, семейное чтение, городская библиотека, работник библиотеки, сказка.

Похожие статьи

Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках...

Охтинская библиотека открыта в Красногвардейском районе с 1968 года, работает для посетителей округа «Большая Охта», количество читателей — 2909 человек, из них — 460 человек — дети до 14 лет. Совместная работа ГБДОУ № 5 и Охтинской библиотеки состоит в...

Современные формы работы с родителями по приобщению...

Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль.

На заседание клуба можно пригласить работников библиотеки

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Дети «записываются» в библиотеку, выбирают себе книги и журналы, проходят в читальный зал, после просмотра и прочтения возвращают книги в библиотеку. Библиотекарь осматривает книги после пользования, предлагает другие книги, оказывает помощь при выборе детям.

Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ...

- Посещение библиотеки родителей с детьми с целью подбора тематических книг и информации для оформления страницы в

родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы, домашнее чтение, детский сад, будущий читатель.

Возможности сельской библиотеки в коррекции отношений...

Современное положение детской библиотеки осложняется уменьшением влияния на детей

Педагогика сотворчества в деятельности детской библиотеки освещена О.Л. Кабачек, Т.А. и

Библиотекарь отмечает, что у большинства учащихся из 8 классов со своими родителями...

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии...

По оценкам родителей 86% детей не любят читать книги. На лицо признаки «кризиса

Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс

Семейное чтение - предполагает духовное общение членов семьи, возникновение и упрочение...

Электронные ресурсы — современный инструмент формирования...

Меняются основные характеристики детского чтения, статус чтения, продолжительность, характер

Являясь проводниками не только в мире книг, но и в мире электронной информации, педагоги и

Самым лучшим ресурсом, ориентирующим детей, родителей и педагогов, в мире...

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Сказочный мир...»

Учитывая интересы детей, библиотека филиал № 14 г. Волжского организовала выставку, посвященную жизни и творчеству Х. К. Андерсена и пригласила наших воспитанников ее посетить. Нас радушно встретили работники библиотеки, рассказали детям о жизни и...

Что может дать библиотека современному подростку

На примере библиотек г.Арзамаса Нижегородской области рассмотрены формы работы библиотеки, способствующие активизации читательской деятельности подростков. Ключевые слова: библиотека, подросток, чтение, книга, library, teenagers, reading, book.

Похожие статьи

Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках...

Охтинская библиотека открыта в Красногвардейском районе с 1968 года, работает для посетителей округа «Большая Охта», количество читателей — 2909 человек, из них — 460 человек — дети до 14 лет. Совместная работа ГБДОУ № 5 и Охтинской библиотеки состоит в...

Современные формы работы с родителями по приобщению...

Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль.

На заседание клуба можно пригласить работников библиотеки

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Дети «записываются» в библиотеку, выбирают себе книги и журналы, проходят в читальный зал, после просмотра и прочтения возвращают книги в библиотеку. Библиотекарь осматривает книги после пользования, предлагает другие книги, оказывает помощь при выборе детям.

Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ...

- Посещение библиотеки родителей с детьми с целью подбора тематических книг и информации для оформления страницы в

родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы, домашнее чтение, детский сад, будущий читатель.

Возможности сельской библиотеки в коррекции отношений...

Современное положение детской библиотеки осложняется уменьшением влияния на детей

Педагогика сотворчества в деятельности детской библиотеки освещена О.Л. Кабачек, Т.А. и

Библиотекарь отмечает, что у большинства учащихся из 8 классов со своими родителями...

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии...

По оценкам родителей 86% детей не любят читать книги. На лицо признаки «кризиса

Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс

Семейное чтение - предполагает духовное общение членов семьи, возникновение и упрочение...

Электронные ресурсы — современный инструмент формирования...

Меняются основные характеристики детского чтения, статус чтения, продолжительность, характер

Являясь проводниками не только в мире книг, но и в мире электронной информации, педагоги и

Самым лучшим ресурсом, ориентирующим детей, родителей и педагогов, в мире...

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Сказочный мир...»

Учитывая интересы детей, библиотека филиал № 14 г. Волжского организовала выставку, посвященную жизни и творчеству Х. К. Андерсена и пригласила наших воспитанников ее посетить. Нас радушно встретили работники библиотеки, рассказали детям о жизни и...

Что может дать библиотека современному подростку

На примере библиотек г.Арзамаса Нижегородской области рассмотрены формы работы библиотеки, способствующие активизации читательской деятельности подростков. Ключевые слова: библиотека, подросток, чтение, книга, library, teenagers, reading, book.

Задать вопрос