Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (29) февраль 2020 г.

Дата публикации: 19.01.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Галкина И. А., Тепер Е. М. Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — №2. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/155/4811/ (дата обращения: 29.01.2020).

Препринт статьи



Рассмотрим такое понятие как условие. В философском словаре понятие «условие» рассматривается как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условия представляют ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются» [7, с. 118].

Основным условием для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования являются: психолого-педагогические, материально-технические, кадровые, финансовые условия и развивающая предметно-пространственная среда.

Развитее интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования. Начинать этот процесс надо с раннего детства. Он требует кропотливой работы от педагогов. Ребенок дошкольного возраста должен общаться с книгой ежедневно в домашней обстановке, а в условиях дошкольного образовательного учреждения постоянно [4, c. 151].

Одним из главных условий в развитии интереса к детской книге у детей является предметно-пространственная развивающая среда и квалифицированные педагоги. Психолого педагогическим условиям и требования к кадрам предусматривают ряд компетенций педагога.

Вовлечение детей в разные формы деятельности, развитие любознательности детей, интереса ребенка к собственной активности. Для каждого конкретного ребенка, педагог должен уметь выбрать формы педагогической поддержки, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определено как индивидуальный подход и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка» [6]. Так же педагог должен уметь грамотно организовать предметно-пространственную развивающую среду, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации и создать условия для свободной детской игры.

Предметно-пространственная развивающая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

– содержательно-насыщенной;

– трансформируемой;

– полифункциональной;

– доступной;

– безопасной [3].

В группе детского сада создается книжный уголок с целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитанию бережного отношения к книге. Располагается книжный уголок, на уровне роста детей и по мере их подрастания уголок регулируется. Литературу для уголка подбирают соответственно возрастным особенностям и потребностям детей [6]. Книги должны быть с небольшим количеством текста, крупными красочными иллюстрациями, по несколько экземпляров одного названия.

Материалы для ремонта книг лучше хранить рядом. Книги для детей дошкольного возраста должны быть разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать рассказы, стихи, следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Внимание детей обращают на образность языка сказок, рассказов, стихотворений, привлекают детей к повторению запомнившихся отдельных слов, выражений, песенок персонажей [2, с. 237]. Образцы ритмической речи дают народные сказки, песенки, потешки, загадки, они знакомят детей с красочностью и образностью родного языка [4, с. 34].

Детям очень важно показать, множество приятных дел связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения. Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. «Незаинтересованное, но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека» [5, с. 47].

Развивать интерес и любовь к книге, воспитывать будущих читателей помогают формы работы по ознакомлению детей с художественной литературой вне занятий. Развитие и совершенствование способностей к пониманию литературных произведений и формирование интереса и любви к книге, происходит в течение всего периода детства. В старшем возрасте начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Он приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их собственном опыте. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

Возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического воспитания и понимания произведений художественной литературы. Интеграция учебно-воспитательного процесса является важным условием его эффективности. Восприятие литературы детьми неотделимо от игры, и других видов детской деятельности. Образные впечатления, полученные при прослушивании художественных произведений, закрепляются в игре. Проводить игру можно под музыкальное сопровождение, которое вводит в атмосферу литературных произведений.

Читать детям должны не только воспитатели в детском саду, но и родители дома. Семье отводиться ведущая роль в воспитании подрастающего поколения — именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению С. А. Денисовой, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге [6, с. 31].

Именно в семье зарождается привычка к чтению. Хорошая книга в руках родителей и их детей — добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. В семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению [4, с. 391]. Сближает и помогает лучше усваивать содержание произведения совместные чтения детей и родителей, необходимые для развития интереса и любви к книгам.

Начальный этап приобщения детей к чтению, чтение-слушание литературных произведений. Рассматривая вместе со взрослыми иллюстрации и слушая чтение, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Взрослых и детей сближает совместное чтение, оно стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце [3, с. 19].

Для воспитателя и родителей важнейшей задачей становится отбор художественных произведений, помогающих формированию литературного вкуса у детей. Родителям не всегда просто сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детского чтения. Выбирая книгу для детей, необходимо придерживаться следующих правил:

– целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;

– принадлежность произведения к подлинному искусству;

– художественность иллюстраций и их соответствие содержанию произведения, предпочтительней издания с иллюстрациями, где изображение животных, людей максимально реалистичны.

Для детского чтения подбирают произведения, помогающие раскрыть богатство окружающего мира и человеческих отношений, красоту, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное мнение. Выбирают те произведения, герои которых близки и понятны детям. При выборе произведений учитываются особенности детей: восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.

Важным условием развития интереса к книге у детей является работа с родителями, которую проводят в форме тематических собраний, индивидуальных бесед, консультаций, привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации.

Родителям рассказывают о вреде раннего приучения ребенка к телевизору и компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Способствовать формированию интереса к книге может организация в группе детского сада заседаний читательского клуба, куда можно будет пригласить родителей и устроить сочинение сказок детьми и родителями [3, с. 96].

В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей [6, с. 128]. На сайте детского сада размещается постоянно обновляющийся список литературных произведений для домашнего чтения.

В период детства происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, развитие интереса и любви к книге, ребенок формируется как читатель. Специфика работы с детьми, заключается в том чтобы, формируя новые ценные качества, не погубить уже имеющиеся: творческую активность, не шаблонность восприятия, эмоциональность, искренность, радость и добровольность занятий.

При формировании интереса к чтению у дошкольников используются как традиционные, так и инновационные методы и приемы.

Чтение или рассказывание воспитателя по книге или наизусть относятся к традиционным методам. Чтение передает мысли писателя, сохраняет язык автора. Эмоциональный контакт с детьми, заинтересованность воспитателя и выразительность, повышают воздействие художественного слова на детей. Повторение чтения является одним из приемов углубляющих понимание содержания. Повторяют чтение отдельных, наиболее значимых частей. Стихи, потешки, короткие рассказы повторяются чаще. Знакомые рассказы и сказки дети любят слушать много раз. При повторном чтении важно точно воспроизводить первоначальный текст. Но одним из современных технологий сегодня для повышения читательского интереса дошкольников является бук трейлер- небольшой видеоролик (длительностью до 3 минут), рассказывающий в художественной форме о какой-либо книге [1]. Цель буктрейлеров — воспитания интереса к чтению (рассказать о книге, заинтересовать читателя), привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам [2].

Он может быть в трех основных вариантах: фильм или мультфильм, презентация или комбинация этих форм. Яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость — отличительные особенности буктрейлеров.

В современном образовании буктрейлер достаточно широко используется в библиотечной среде, а также в школьном обучении — как инновационный метод повышения интереса к литературе и чтению. В практике дошкольного образования вопрос применения буктрейлера, по результатам анализа литературных и интернет-источников, остается неизученным, отсутствует технология работы с детьми дошкольного возраста.

Всё это привело нас к разработке технологии использования буктрейлера как средства формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста, что предполагает включение буктрейлеров в процесс восприятия литературных произведений, где он выступает мотивацией для дальнейшего знакомства с произведением.

Основные этапы реализации технологии:

  1. Эпизодическое использование буктрейлера как мотивационного средства в рамках круга детского чтения.
  2. Включение буктрейлера как средства в разные структурные компоненты деятельности: ООД (организованная образовательная деятельность), круг детского чтения (режимные моменты), вечерние развлечения для детей (досуговые мероприятия)
  3. Создание буктрейлера с детьми (с помощью педагога)
  4. Взаимодействие с родителями по использованию буктрейлеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста: мастер-класс для родителей по созданию буктрейлеров, помощь и сопровождение педагога на этапе самостоятельного создания родителями буктрейлера.

Первый этап реализации технологии включал эпизодическую демонстрацию буктрейлеров в режимных моментах — круг детского чтения в вечернее время. Отбор произведений, на основе которых демонстрировались буктрейлеры, проводился в соответствии с планом воспитательно- образовательного процесса. Работа базируется на основе алгоритма использования буктрейлера в работе с детьми:

  1. Просмотр буктрейлера
  2. Беседа по содержанию буктрейлера, нацеленная на дальнейшее восприятие
  3. Восприятие художественного произведения (чтение)

Перед восприятием литературного произведения детям предлагалось просмотреть буктрейлер по данному произведению. После просмотра педагог организовывал беседу с детьми по буктрейлеру, которая позволяла уточнить первоначальные представления и нацеливала на дальнейшее восприятие. Далее осуществлялось непосредственное восприятие литературного произведения (слушание) Подобное эпизодическое включение буктрейлеров в образовательный процесс позволило увидеть реакцию детей, оценить уровень их заинтересованности. Для демонстрации брались готовые буктрейлеры, которые были адаптированы для детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап предусматривал включение буктрейлера в разные структурные компоненты деятельности (ООД, режимные моменты, досуговые мероприятия). При включении буктрейлера в режимные моменты (круг детского чтения) отбирались литературные произведения, не обладающие ярким и динамичным сюжетом, а так же произведения, предназначенные для длительного чтения.

В рамках организованной образовательной деятельности (ООД) буктрейлеры мы использовали как яркий мотивационный компонент. Отбор литературных произведений для этого осуществлялся с учетом программного содержания по восприятию художественной литературы. Кроме того, мы включили буктрейлер в план вечерних развлечений с детьми, которые были посвящены творчеству конкретных авторов (Г. Х. Андерсен и др.).

В ходе литературного досуга воспитатель рассказывал биографию автора, демонстрировался буктрейлер по его творчеству, после просмотра которого дети могли высказаться о том, какое произведение понравилось и какое вызвало желание прочесть. Организовывалась литературная игра по творчеству автора, либо — драматизация по мотивам произведений. Кроме того, оформлялась выставка в книжном уголке группы, где дети могли рассмотреть книги и иллюстрации.

Третий этап. Постепенно дети начали проявлять интерес к буктрейлеру, стали задавать вопросы о том, как создается буктрейлер, поэтому детям было предложено стать создателями буктрейлера. Для детей создавалась ситуация выбора — выбор жанра произведения, совместный или индивидуальный буктрейлер мы будем создавать, собирать иллюстрации, либо рисовать свои рисунки, как будет происходить озвучивание ролика. В ходе этой деятельности нами было создано буктрейлер: по мотивам произведений Алиса в стране чудес и Алиса в зазеркалье.

Четвертый этап работы — сотрудничество с родителями по созданию буктрейлера для формирования интереса к художественной литературе. В первую очередь, нами был рассмотрен данный вопрос на тематическом родительском собрании, посвященном проблеме снижения интереса к книге.

Познакомили родителей с новым ИКТ-средством — буктрейлером; была продемонстрирована подборка наиболее удачных буктрейлеров. Для родителей был организован мастер-класс по созданию буктрейлера. Затем родителям было предложено совместно с детьми создать буктрейлер по выбору ребенка. Дети имели представления и первоначальные навыки по созданию ролика, поэтому родители только помогали, подсказывали и производили монтаж. На досуговом мероприятии «Моя любимая книга» были презентованы некоторые буктрейлеры, созданные детьми и родителями.

Практическая реализация технологии позволила определить оптимальные условия её функционирования — в первую очередь, это наличие соответствующих условий, соблюдение этапности реализации технологии и непременно — ориентация на активность ребенка. Эффективность буктрейлера как средства доказана опытно-экспериментальным путем — произошел качественный рост показателей уровня сформированности интереса к художественной литературе. Об успешной реализации технологии свидетельствуют не только результаты экспериментальной части исследования, но и востребованность и положительная оценка представления опыта работы в ДОО города. Разработанные по итогам апробации методические рекомендации являются дополнением к технологии и дают возможность грамотно организовать систему работы, продумать содержание, адаптируя его под конкретную группу.

Литература:

  1. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие Сост. О. В. Рыкова — Вологда: ВОУНБ, 2016. — 23 с.
  2. Буктрейлер как способ продвижения книги: методическое пособие / Нац. б-ка, Рес. Бурятия, Отдел метод. обеспечения муниц. библиотек; — Улан-Удэ, 2015 –16 с.
  3. Гриценко, З. А. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание. - 2008. — № 4. — С. 33–41.
  4. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп./ Л.М. Гурович, Л. Б. Береговая. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.-128 с.
  5. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению, учеб. Пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений /З. А. Гриценко - Москва: Академия, 2004
  6. Ефимова, Л. А. Развитие интереса и любви к книге // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2006. — № 3. — С. 82–88.
  7. Смирнова О. Е. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб.: Питер, 2009–304с.
  8. Зейгарник Б.В . Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 9—15.
Задать вопрос