Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Лодвикова, Е. А. Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Лодвикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 411-412. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103565/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы как информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

Ключевые слова: читательский интерес, дошкольники, формы и методы совместной работы с семьей.

С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. Современный ребенок развивается в большом потоке информации, что влечет за собой информационные нагрузки, быстрое утомление, снижение творческой активности и отказ от чтения [1].

Ребенок дошкольного возраста быстрее овладевает навыками управления компьютером и телефоном, чем умением читать книги, быстрее учится ориентироваться в клавиатуре, чем в содержании книги, литературный опыт дошкольника становится крайне ограниченным. Не способствует процессу формирования читательского интереса низкая педагогическая грамотность родителей дошкольников, финансовые сложности в семьях, отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к книгам со стороны родителей. В связи с этим у педагогов дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге [2].

Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Целью теоретического обзора проблемы формирования читательского интереса дошкольника стало изучение современных форм и методов совместной работы педагогов ДОО с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть. Анализ литературы и педагогического опыта педагогов позволил выявить такие формы и методы работы: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные [3].

К информационно-аналитическим были отнесены:

– Проведение анкетирования, тестирования, опросов «О семейном чтении»; «Моя любимая книга», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».

– Организация «Ящика вопросов». Цель: изучение педагогами состояние интереса родителей к теме чтения, приобщенность ребенка к книге в семье, установка контакта с её членами.

– Диагностика детей по определению уровня сформированности читательских интересов.

Познавательные формы и методы:

– индивидуальные и групповые консультации и беседы по темам: «как заинтересовать ребенка к слушанию книг», «книга и развитие интеллекта ребенка», «как ребенку полюбить чтение».

– Родительские собрания. Родителей знакомят с интересами детей в области чтения, выявленными в ходе наблюдения и бесед с детьми, с результатами диагностики, освящают имеющиеся проблемы, рассказывает о вредном воздействии на ребенка телевизора и телефона. Родителям рассказывают о необходимости совместного с ребенком просмотра детских фильмов, детских театральных постановок и их последующем обсуждении, о собственном примере чтения.

– Семинар-практикум. На семинаре родители получают новые знания и обучаются новым формам взаимодействия с детьми. Например, на семинаре — практикуме по теме «Учим стихи с детьми» родители получают информацию и практико-ориентированные рекомендации о том, как подобрать стихи в соответствии с возрастом детей, как легко учить стихи с детьми дома, как развивать интонацию и выразительность чтения.

– Круглый стол. Родители обсуждают интересующие их вопросы воспитания, обмениваются мнениями, например «Для чего современному ребенку читать?».

– Работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги В. Сутеева». В процессе работы над проектом дети и родители узнают много нового о творчестве автора, его биографии, рисуют иллюстрации к его сказкам, изготовляют, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски.

Наглядно-информационные формы и методы:

– подготовка информационных стендов, папок-передвижек, ежедневных информационных листков по теме.

– Формирование списков литературных произведений с указанием, что рекомендуется для домашнего чтения.

Досуговые формы и методы:

– организация читательского клуба. В ходе работы клуба могут проводиться консультации, открытые мероприятия с участием родителей, выставки детских работ, литературы, дети совместно с родителями представляют свой проект, рассказывают о том, что нового узнали, как выполняли творческую работу.

– Проведение вечеров-развлечений, например «Вечер К. И. Чуковского», «Вечер стихов о весне», инсценировки детских произведений.

– Организация детских конкурсов рисунков, поделок по теме прочитанных книг. При создании выставочных работ происходит объединение детей и родителей.

Заключение. Анализ литературы позволил определить, что существуют такие формы и методы совместной работы с родителями по развитию читательского интереса дошкольников: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные. Однако, каждый ребенок уникален, поэтому родительский и педагогический подход должен быть индивидуальным, но совместным и понятным для ребенка. При помощи книг дети учатся интересно мыслить, развивают свою фантазию, обогащаются новыми знаниями и умениями и, конечно же, этот богатый опыт помогает им расти в эру знаний и технологического процветания.

Литература:

  1. Алексеевская А. Т. Формирование читательского интереса у дошкольников. М.: Академия, 2008. 18 с.
  2. Барташева Н. В. Воспитание будущего читателя //Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 28–34.
  3. Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. 2017. № 46 (180). С. 291–293.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, книга, совместная работа, читательский интерес, дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст, современный ребенок, старший дошкольный возраст, читательский интерес детей.


Ключевые слова

читательский интерес, дошкольники, формы и методы совместной работы с семьей

Похожие статьи

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей...

Развитее интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования.

В группе детского сада создается книжный уголок с целью формирования у детей интереса к

Книги для детей дошкольного возраста должны быть разных жанров.

В старшем возрасте начинается новая стадия в литературном развитии ребенка.

Формирование у дошкольников интереса к чтению через...

 С каждым годом снижается интерес у взрослых к совместному чтению с детьми, теряется традиция семейного чтения.

Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским.

Рост посещаемости детских библиотек детьми старшего дошкольного возраста.

Родители совместно с ребенком могут выбрать книгу и взять ее домой почитать.

Совместная работа с семьей по формированию читательских...

...по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста / Е. А

Ключевые слова: читательский интерес, дошкольники, семья, совместная работа семьей.

2 этап организация совместной работы педагогов ДОО и родителей по формированию

У 45 % детей оказался средний уровень сформированности и читательского интереса — эти дети...

Формирование читательского интереса у дошкольников...

Родители совместно с ребенком могут выбрать книгу и взять ее домой почитать.

В старших группах был внедрен проект по созданию семейного портфолио «Книга — друг семьи».

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность...

родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы...

Взгляд родителей дошкольников на воспитание будущего читателя

К сожалению, большая часть родителей 86 % не посещают с детьми библиотеку.

В опросе замечен тот факт, что с чтение книг детям напрямую зависит от возраста ребенка. Т. е., чем старше становится ребенок, тем меньше ему читают книги.

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность, жизнь, дошкольный...

Познавательный интерес детей дошкольного возраста...

детский сад, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, начальная школа, познавательный интерес, проектная технология, успешное обучение, познавательный интерес детей, проектная деятельность.

Литературная образовательная среда семей с детьми старшего...

В статье авторы рассматривают вопросы влияния семьи на формирование интереса детей дошкольного возраста к книг, создания в семье

Молодые родители не читают сами и не приобщают ребенка к книге.

Все родители детей старшего дошкольного возраста.

книги, дети дошкольного возраста, литературная образовательная среда, семья.

Современные формы работы с родителями по приобщению...

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.

Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех.

Интересной формой работы является работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над

При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль

При работе с младшим дошкольным возрастом, мы особую роль уделяем иллюстрациям, в осознании текста.

3. Убедитесь, что книжка подходит по возрасту вашему малышу.

Как правило, современные дети неравнодушны к различным техническим новинкам.

Похожие статьи

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей...

Развитее интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования.

В группе детского сада создается книжный уголок с целью формирования у детей интереса к

Книги для детей дошкольного возраста должны быть разных жанров.

В старшем возрасте начинается новая стадия в литературном развитии ребенка.

Формирование у дошкольников интереса к чтению через...

 С каждым годом снижается интерес у взрослых к совместному чтению с детьми, теряется традиция семейного чтения.

Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским.

Рост посещаемости детских библиотек детьми старшего дошкольного возраста.

Родители совместно с ребенком могут выбрать книгу и взять ее домой почитать.

Совместная работа с семьей по формированию читательских...

...по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста / Е. А

Ключевые слова: читательский интерес, дошкольники, семья, совместная работа семьей.

2 этап организация совместной работы педагогов ДОО и родителей по формированию

У 45 % детей оказался средний уровень сформированности и читательского интереса — эти дети...

Формирование читательского интереса у дошкольников...

Родители совместно с ребенком могут выбрать книгу и взять ее домой почитать.

В старших группах был внедрен проект по созданию семейного портфолио «Книга — друг семьи».

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность...

родитель, ребенок, детская литература, книга, семейное чтение, семья, форма работы...

Взгляд родителей дошкольников на воспитание будущего читателя

К сожалению, большая часть родителей 86 % не посещают с детьми библиотеку.

В опросе замечен тот факт, что с чтение книг детям напрямую зависит от возраста ребенка. Т. е., чем старше становится ребенок, тем меньше ему читают книги.

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность, жизнь, дошкольный...

Познавательный интерес детей дошкольного возраста...

детский сад, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, начальная школа, познавательный интерес, проектная технология, успешное обучение, познавательный интерес детей, проектная деятельность.

Литературная образовательная среда семей с детьми старшего...

В статье авторы рассматривают вопросы влияния семьи на формирование интереса детей дошкольного возраста к книг, создания в семье

Молодые родители не читают сами и не приобщают ребенка к книге.

Все родители детей старшего дошкольного возраста.

книги, дети дошкольного возраста, литературная образовательная среда, семья.

Современные формы работы с родителями по приобщению...

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.

Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех.

Интересной формой работы является работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над

При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль

При работе с младшим дошкольным возрастом, мы особую роль уделяем иллюстрациям, в осознании текста.

3. Убедитесь, что книжка подходит по возрасту вашему малышу.

Как правило, современные дети неравнодушны к различным техническим новинкам.

Задать вопрос