Познавательный интерес детей дошкольного возраста — платформа успешного обучения в школе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.11.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Лукашова, Т. А. Познавательный интерес детей дошкольного возраста — платформа успешного обучения в школе (из опыта работы) / Т. А. Лукашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 384-385. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96152/ (дата обращения: 28.04.2024).



Современные требования ориентируют образовательный процесс на соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы. Развитие познавательных интересов — один из ключевых параметров успешного обучения в школе. Познавательная активность — это проявление в процессе познания, выражается в принятии детьми информации, в желании её уточнить, в самостоятельном поиске ответов на все вопросы, в проявлении творчества. Поэтому я считаю, что необходимо развивать активность познания у детей дошкольного возраста, создавать тем самым платформу успешного обучения в школе. С введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования наша деятельность должна быть направлена на целевые ориентиры детей: развитие любознательности, интереса к изучению заданной темы, формирование доброжелательного взаимодействия с педагогом и свойственниками. Наиболее эффективными формами работы с детьми являются проектная технология, исследовательская деятельность, экспериментирование, что делает ребят активными участниками образовательного процесса. Такие формы работы рассматриваются как практическая деятельность поискового характера.

В экспериментировании дошкольники выступают в роли исследователей, которые самостоятельно или в совместной деятельности с родителями, педагогами активно познают окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования дети осваивают субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками я считаю, необходимо использовать познавательные задачи, под которыми нужно понимать учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов(умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.

Для систематизации знаний детей можно использовать методы ТРИЗ: «мозговой штурм», «свободные ассоциации», «морфологический анализ», игры «Что сначала, что потом», «Наоборот» и другие. Применение этой технологии позволяет сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активизации и развития творческого мышления у детей. Занятия будут познавательными, если дети: думают, внимательны, удивляются новизне, фантазируют.

Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

К эффективным методам познавательного развития воспитанников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектная технология позволяет больший объём изучить информацию. Я считаю, что важным моментом является возможность у детей изучение той или иной темы в свободной деятельности. В проектной деятельности принимают участие не только воспитанники и педагог, но и их родители. Дети вместе со взрослыми познают что-то новое, в экспериментировании убеждаются в том, что говорится на словах или прочитав в книге. Взрослые помогают детям работать в этом направлении. Ребёнок и взрослые сближаются, а это так сейчас необходимо и в воспитании детей. В этом и заключается особенность взросло-детского проекта. Совместная работа сбора информации раскрывает потенциал творческих способностей детей, активно вовлекает родителей в образовательный процесс. Проектирование представляет собой очень важную сферу познавательной деятельности дошкольников и оказывает большое влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, расширяются знания детей о различных областях его деятельности. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов, проводимых в детском саду. Стоит отметить, что в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, умозаключения, рассуждения. Эти качества необходимо развивать, они помогут ребёнку в успешном обучении в школе. Метод проектирования я считаю является самым эффективным условием, построения образовательного процесса с учётом интеграции образовательных областей, чтобы обеспечить преемственность между детским садом и начальной школой. В нашем детском саду разработаны и апробируются на практике различные проекты для детей с привлечением родителей это «Безопасная дорога», «Добрые друзья природы», «Одарённый ребёнок», «За здоровьем в детский сад!», «Мир современных профессий», «Развитие технического творчества детей старшего возраста на основе LEGO-конструирования» и другие. Ребята, совместно со взрослыми осуществляют самостоятельный поиск информации в познавательной литературе, используя другие источники знаний. Итогом реализации проектов становиться его презентация, альбом или выступление. Участие в этих мероприятиях даёт уверенности каждому ребёнку, раскрывает его творческие способности. Таким образом использование проектной технологии в образовательном процессе дошкольника позволяет эффективно решать задачи развития познавательного интереса, формировать целевые ориентиры и ведёт к дальнейшей успешной социализации детей в школе.

В работе с детьми особое значение имеет планомерная подготовка к школе. На практике можно увидеть, что пассивные дети наименее успешны в школе, с недостаточно развитой познавательной активностью. Решать проблему таких детей, я считаю возможно при соблюдении принципа преемственности в обучении и развитии их на дошкольной ступени и в начальной школе. Работая над целью в этом направлении, необходимо создать условия для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка.

Познавательная активность детей — это активность, которая выражается в заинтересованном принятии детьми информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творчества. Чтобы развивать активность познания также нужно опираться на познавательный интерес детей, который тесно связан с эмоциональной жизнью ребёнка. Если ребёнок узнал, научился — он испытывает положительные эмоции, если не получилось — отрицательные эмоции. С отрицательными эмоциями необходимо справляться ребёнку вместе со взрослым, который его всегда поддержит и вдохновит. Если мы взрослые будем игнорировать детские «почему» — то можем загубить, подавить и препятствовать у детей развитию познавательного интереса. Присутствие познавательного интереса у детей дошкольного возраста усиливает эффект воспитания развития и обучения.

Ещё одной из эффективных форм организации работы в детском саду — проведение занятий с применением мультимедийных презентаций. Эта форма оптимизирует педагогический процесс, индивидуализирует обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повышает эффективность психолого-педагогической деятельности.

Мультимедийные презентации являются хорошим и эффектным способом представления информации с помощью компьютерных программ, что сочетает в себе динамику, звук и изображение, это на долго удерживает внимание ребенка.

Мультимедийные презентации мы используем на коррекционно-развивающих занятиях с детьми среднего дошкольного возраста. В результате получаем:

— дети лучше воспринимают материал, понятный ребёнку, не умеющим читать и писать;

— у детей повышается мотивация к работе;

— полученные знания надолго остаются в памяти после повторения;

В этом возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. В связи с этим особенно актуальной является задача повышения эффективности и качества труда педагогов.

Начиная любую работу с детьми, педагог, прежде всего должен начинать с себя: быть постоянно в творческом поиске, иметь большое желание усовершенствовать свою работу, находить новые эффективные формы и методы работы с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, начальная школа, познавательный интерес, проектная технология, успешное обучение, познавательный интерес детей, проектная деятельность.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять

7. Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст

проектная деятельность, вид деятельности, ребенок, развитие, дошкольный возраст...

Организация проектной деятельности как средство развития...

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время

В моей работе именно проектная деятельность помогает связывать процесс обучения и

- служит развитию критического и творческого мышления у детей дошкольного возраста

2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное.

Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения.

В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни.

25. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в...

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития...

 Ключевые слова: старший дошкольный возраст, метод проектов, познавательный интерес. Современная система дошкольного образования ориентирована на применение новых, более перспективных и даже инновационных технологий обучения и воспитания детей.

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

Проектная деятельность является инновационной в работе дошкольных отделений

‒ демонстрировать искренний интерес к любой деятельности ребенка, поддерживая тем

Задача педагога — создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, задача педагога...

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное...

– взрослым удаётся поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Проектная деятельность в ДОО — это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в.

Детям дошкольного возраста важно самим научиться получать информацию, у них должны.

Проектная деятельность – как средство развития...

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного

Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она

Метод проектной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками.

Проектная деятельность как средство развития...

Одним из таких перспективных методов, является проектная деятельность.

‒ развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.

проектная деятельность, ребенок, проект, дошкольник, знание детей, родной край, проектный метод, дошкольный...

Проектная деятельность как современная технология развития...

Учитывая интерес современного дошкольника к цифровым технологиям, все проекты сопровождала

Веракса Н. Е., Веракса Н. А. Проектная деятельность дошкольников.

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст...

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять

7. Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст

проектная деятельность, вид деятельности, ребенок, развитие, дошкольный возраст...

Организация проектной деятельности как средство развития...

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время

В моей работе именно проектная деятельность помогает связывать процесс обучения и

- служит развитию критического и творческого мышления у детей дошкольного возраста

2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное.

Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения.

В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни.

25. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в...

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития...

 Ключевые слова: старший дошкольный возраст, метод проектов, познавательный интерес. Современная система дошкольного образования ориентирована на применение новых, более перспективных и даже инновационных технологий обучения и воспитания детей.

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

Проектная деятельность является инновационной в работе дошкольных отделений

‒ демонстрировать искренний интерес к любой деятельности ребенка, поддерживая тем

Задача педагога — создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, задача педагога...

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное...

– взрослым удаётся поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Проектная деятельность в ДОО — это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в.

Детям дошкольного возраста важно самим научиться получать информацию, у них должны.

Проектная деятельность – как средство развития...

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного

Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она

Метод проектной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками.

Проектная деятельность как средство развития...

Одним из таких перспективных методов, является проектная деятельность.

‒ развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.

проектная деятельность, ребенок, проект, дошкольник, знание детей, родной край, проектный метод, дошкольный...

Проектная деятельность как современная технология развития...

Учитывая интерес современного дошкольника к цифровым технологиям, все проекты сопровождала

Веракса Н. Е., Веракса Н. А. Проектная деятельность дошкольников.

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст...

Задать вопрос