Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.11.2018

Статья просмотрена: 1253 раза

Библиографическое описание:

Берестовская, Л. П. Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Л. П. Берестовская, О. В. Фрицковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54093/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: старший дошкольный возраст, метод проектов, познавательный интерес.

Современная система дошкольного образования ориентирована на применение новых, более перспективных и даже инновационных технологий обучения и воспитания детей. Это необходимо для развития у них ряда знаний, навыков и умений, которые в последующем можно применить в различных жизненных ситуациях, а также требуемых для начала освоения школьной образовательной программы. Для этого современными ДОУ в ходе воспитательно-образовательной деятельности детей активно применяется перспективная и результативная технология — метод проектов.

По мнению Н. О. Лебедевой, «ключевой целью организации проектной деятельности в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Следует отметить, что возрастные особенности накладывает определенные ограничения на организацию проектной деятельности дошкольников, тем не менее, обязательно необходимо начинать вовлекать детей в проектную деятельность с раннего возраста. Обуславливает эту необходимость то, что именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные установки, личностные качества и отношения. Если данное обстоятельство не принимать во внимание, если этот возраст рассмотреть в качестве малозначимого, «проходного» для метода проектов, то происходит нарушение преемственности между этапами развития учебно-познавательной деятельности воспитанников и в дальнейшем значительная их часть не может достигать желаемых результатов в проектной деятельности» [2, с. 122].

Метод проектов в основном применяется в работе со старшими дошкольниками, т. к. дети этого возраста более внимательные, самостоятельные, наблюдательные, у них в достаточной степени развиты способности к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремление к совместной деятельности. Метод проектов может быть ориентирован как на самостоятельную деятельность ребенка, так и на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Такая деятельность может носить поисковый, творческий, познавательный или и иной деятельности. Проект является конечным результатом деятельности ребенка, который отражает уровень развития познавательного интереса, творческий активности, коммуникативных навыков, социальной адаптации и т. д.

Старший дошкольный возраст (5–7 лет) является последним периодом дошкольного детства, в рамках которого у детей формируется достаточно широкий перечень знаний, умений и навыков, который они используют в своей дальнейшей жизнедеятельности, в частности, при обучении в школе. Этот период характеризуется интенсивным личностным развитием ребенка, активизацией физических и психических возможностей, совершенствованием его социализации, развитием навыков коммуникативного общения. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте у детей совершенствуется речь, активизируется воображение, формируется познавательный интерес, проявляются творческие способности, развивается словесная память, повышается уровень мыслительных операций и т. д. К концу дошкольного периода у ребенка уже в достаточной степени сформированы предпосылки к трудовой и учебной деятельности.

Развитие познавательного интереса дошкольника является центральным вопросом его воспитания в рамках ДОУ, что подтверждается нормами ФГОС ДО. Вместе с этим детям старшего дошкольного возраста свойственны активное проявление любознательности, склонность к экспериментированию, длительному концентрированию внимания на каком-либо объекте, выдвижению собственных предположений. Они задают много вопросов взрослым людям и используют полученные знания в собственных целях, применяют их в игровой, поисковой, творческой и прочей деятельности. Для того, чтобы помочь детям старшего дошкольного возраста сформировать и развить в достаточной степени познавательный интерес современными ДОУ активно применяется метод проектов.

Методика применения метода проектов с целью формирования и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ подразумевает включение не только детей, но и педагогов и родителей. Она подразумевает реализацию ряда действий по 7 основным этапам. Они предполагают постановку цели проекта, поиск формы его реализации, разработку содержания учебно-воспитательного процесса, организацию предметной среды, определение направления поисковой деятельности, организацию совместной деятельности (творческой, поисковой, практической), осуществление работы над частями проекта и демонстрацию полученных результатов.

Таким образом, работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Литература:

  1. Давлетшина О. В. Проектная деятельность в ДОУ / О. В. Давлетшина // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату: Материалы Международной научно-практической конференции. Главный редактор М. П. Нечаев. 2017. — С. 129–131.
  2. Лебедева Н. О. Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 41. — С. 120–123.
  3. Пузарина Е. Л. Проектный метод как средство внедрения педагогических инноваций в ДОУ / Е. Л. Пузарина // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: III Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Под редакцией А. И. Улзытуевой. 2015. — С. 285–290.
  4. Циценко В. С. Организация проектной деятельности в ДОУ / В. С. Циценко, Т. Н. Красноперова // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 384–387.
  5. Чукалина Т. А. Проектные технологии в системе образования / Т. А. Чукалина // Образовательные инновации: опыт и перспективы: Сборник материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Е. А. Рязанцевой, Л. Ю. Петровой, Н. В. Стребковой. 2017. — С. 280–283.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, старший дошкольный возраст, познавательный интерес, проектная деятельность, ребенок, развитие, совместная деятельность.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития у старших...

В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего

7. Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной...

Проектная деятельность как современная технология развития...

Библиографическое описание: Елагина И. И. Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад...

Проектная деятельность как средство развития...

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими

Таким образом, проблема формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного

В качестве метода педагогической работы нами была выбрана проектная деятельность...

Организация проектной деятельности как средство развития...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная...

Проектная деятельность – как средство развития...

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и...

Использование проектной деятельности как средство развития...

Диапазон опыта представлен использованием особенностей организации проектной деятельности, как средства развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в рамках образовательной работы...

Развитие познавательных способностей дошкольников...

развитие коммуникативных навыков. Поэтому метод проектной деятельности является

Развитие познавательных способностей дошкольников — один из важнейших вопросов

проектная деятельность, ребенок, детский сад, метод проектов, проект, дошкольное...

Характеристика проектной деятельности в работе с детьми...

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

метод проектов, проектная деятельность, дети дошкольного...

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма организации...

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность. Современные дошкольные образовательные организации (далее — ДОО) в

Дошкольный возраст — это важный и самый ответственный этап развития ребенка, именно в это время закладываются основы...

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития у старших...

В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего

7. Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной...

Проектная деятельность как современная технология развития...

Библиографическое описание: Елагина И. И. Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад...

Проектная деятельность как средство развития...

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими

Таким образом, проблема формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного

В качестве метода педагогической работы нами была выбрана проектная деятельность...

Организация проектной деятельности как средство развития...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная...

Проектная деятельность – как средство развития...

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и...

Использование проектной деятельности как средство развития...

Диапазон опыта представлен использованием особенностей организации проектной деятельности, как средства развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в рамках образовательной работы...

Развитие познавательных способностей дошкольников...

развитие коммуникативных навыков. Поэтому метод проектной деятельности является

Развитие познавательных способностей дошкольников — один из важнейших вопросов

проектная деятельность, ребенок, детский сад, метод проектов, проект, дошкольное...

Характеристика проектной деятельности в работе с детьми...

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

метод проектов, проектная деятельность, дети дошкольного...

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма организации...

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность. Современные дошкольные образовательные организации (далее — ДОО) в

Дошкольный возраст — это важный и самый ответственный этап развития ребенка, именно в это время закладываются основы...

Задать вопрос