Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Красюкова, Г. М. Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира / Г. М. Красюкова, Т. Д. Подгорная, Т. Н. Гукова, Т. Н. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52608/ (дата обращения: 02.05.2024).



В современном обществе одним из основных аспектов повышения качества образования является его переориентирование на развитие активной творческой личности дошкольника, формирование его познавательных интересов, в том числе и к окружающему предметному миру. Вопросу формирования у дошкольников познавательных интересов к окружающему миру в дошкольной педагогике традиционно уделяется много внимания. Но автора опыта заинтересовала проблема выбора средств развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира. И одним из наиболее эффективных средств является использование для этой цели проектной деятельности.

Опыт нашей работы формировался в условиях работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» общеразвивающего вида. В нем воспитываются дети с 2 до 7 лет в четырех возрастных группах.

Началом работы по теме опыта стало проведение первичной педагогической диагностики дошкольников в возрасте 5–7 лет по оценке уровня сформированности у них познавательного интереса к истории предметного мира по методикам С. В. Гусаровой. А именно: «Отгадай предмет», «Два домика», логические задачи «Что будет, если…», «Предмет из прошлого».

Полученные результаты позволили говорить о том, что традиционные средства развития познавательного интереса не в полной мере соответствуют современным тенденциям развития дошкольного образования. Исходя из этого, возникла идея использования проектной деятельности как средства развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира.

Актуальность исследования определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда более или менее активен, успешен. Познавательный интерес, его проявление связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях, взаимодействия с окружающим миром и избирательной направленности на него.

В силу психологических особенностей дошкольного возраста (эмоциональность, наблюдательность, подражательность, стремление выражать свои впечатления в игровой и продуктивных видах деятельности) специального внимания заслуживает историческая информация о предметном мире как продукте деятельности взрослого и творении его человеческой мысли. Высокая эмоциональность дошкольника обуславливает значение получаемых сведений для дальнейшего развития личности. В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее (начальные формы диалектического рассмотрения и анализа окружающих предметов, так называемые методологические знания).

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. Такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.

Диапазон опыта представлен использованием особенностей организации проектной деятельности, как средства развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в рамках образовательной работы дошкольной организации.

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского, А. Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи [7].

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г. И. Щукиной, рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы [10].

Проектная деятельность имеет определенную структуру, предполагающую следующие компоненты: оценка ситуации, прогнозирование (построение гипотез);моделирование действий; реализация предполагаемых действий, коррекция исследовательского поведения; анализ получаемых результатов.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников. Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду: в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

 обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

 развитие познавательных способностей;

 развитие творческого воображения;

 развитие творческого мышления;

 развитие коммуникативных навыков.

В настоящее время в педагогике используются различные подходы к классификации проектной деятельности, как метода обучения. В практике дошкольных организаций используются различные типы проектов. Автор опыта опирался на классификацию, предложенную А. Ю. Кузиной. Рассмотрим типы проектов, которые используются в опыте работы, и применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира.

По продолжительности выполнения проекты характеризовались как:- краткосрочные — могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одной методики или как дисциплинарные; средней продолжительности — от недели до месяца; долгосрочные — от месяца до нескольких месяцев.

Также различались: монопроекты — такие проекты проводят в рамках одной методики; межпредметные, затрагивающие две-три методики.

Руководство проектной деятельностью заключалось в изменении позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Содержание проектной деятельности определяется темой, целями и образовательными задачами и реализуется в различных видах детской деятельности и формах организации образовательной деятельности.

Планируемые еженедельные мероприятия, указанные в тематическом планировании проектной деятельности, реализуются в различных формах образовательной деятельности, организуемой как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной образовательной деятельности детей. Наиболее интересными и эффективными, по мнению автора, являются такие формы организации образовательной деятельности как: «путешествие в пространстве», «путешествие во времени», коллекционирование, экспериментирование, проектирование, наблюдения, решение проблемных ситуаций, викторины, инсценирование и драматизация, оформление и презентация выставок, портфолио, диалог с рассматриванием предметов; сравнительные беседы; рассказ от имени самих вещей (спор предметов); экскурсии; поисково-исследовательская деятельность и др.

Основной формой специально организованной образовательной деятельности остается организация непосредственно образовательной деятельности (далее НОД), в том числе и в форме занятий, в основном в современной нетрадиционной форме. А именно: занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.); занятия — КВН (предполагается разделение детей на две подгруппы и проводятся как познавательная или литературная викторина); театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию); занятия — сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения); занятие-консультации (когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка); занятия-взаимообучения (ребёнок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, лепке, рисованию); занятия-аукционы(проводятся как настольная игра «менеджер»); занятия-сомнения(исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает); занятия-путешествия, бинарные занятия (составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа); занятия-сказки; занятия-концерты(отдельные концертные номера несущие познавательную информацию); занятия типа «Следствие ведут знатоки»(работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией); занятия типа «Поле чудес»(проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей); занятие «Интеллектуальное казино» (проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда) и др.

Эти формы работы включаются в образовательные области: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие». При этом интеграция прослеживается не только в содержании образования, но и в используемых методах, приемах, средствах обучения, а также в целях и задачах. К примеру, в проектной деятельности по теме «Бытовые приборы».

Таким образом, применение метода проектов обеспечивает:

 высокую степень самостоятельности, инициативы воспитанников;

 развитие социальных навыков в процессе трудового взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

 приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

 интеграция знаний, умений, навыков.

Кроме того, использование метода проекта позволило автору опыта: выдерживать позицию партнера, друга, а не учителя; создавать личностно-ориентированное пространство; выдерживать демократический стиль общения; применять диалоговые формы взаимодействия с детьми; сделать родителей заинтересованными участниками жизни детей в детском саду.

Литература:

  1. Андреенко, Т. А. Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста. Опыт работы МДОУ детского сада 73 «Дельфин» г. Тольятти [Электронный ресурс]– режим доступа:http://doshkolnik.ru/pedagogika/5274-poznavatelny-interes.html,свободный. — Загл. с экрана.
  2. Андреенко, Т.А., Нефедова, Н. А. Формирования познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/207134
  3. Дыбина О. В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М: Сфера, 2010. — 160 с.
  4. Жиров, М. С. Народная художественная культура Белгородчины [Электронный ресурс] Режим доступа http://ashkalov.ru/kultura.html
  5. Журавлева, В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. — Воронеж.: Учитель, 2011. — 67 с.
  6. Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции 1–2 апреля 2012 года. — Пенза — Витебск — Москва: Социосфера, 2012. — 251 с.
  7. Козлова, С.А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000, — 416 с.
  8. Колина, Г. Ф. Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей [Электронный ресурс]– режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/, свободный. — Загл. с экрана.
  9. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 208 с.
  10. Кузина, А. Ю. Теоретические основы проблемы развития у старших дошкольников познавательного интереса [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-406508.html
  11. Культура Белгородской области [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура Белгородской области
  12. Некоторые аспекты психологического наследия Анри Валлона. История психологии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1981/811/811134.htm
  13. Сценарии детских праздников, конкурсов для детей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://doshvozrast.ru/prazdniki/prazdniki.htm
  14. Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-shirshova/scenarii-otkrytija-ruskoi-izby.html
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, проектная деятельность, предметный мир, образовательная деятельность, развитие, автор опыта, детский сад, дошкольная педагогика, использование метода проекта, историческая информация.


Похожие статьи

Метод проектов как инновационная форма организации...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие...

Похожие статьи

Метод проектов как инновационная форма организации...

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие...

Задать вопрос