Библиографическое описание:

Трубинова К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 9-14.



Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. Познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное.

Ключевые слова: познавательный интерес, эффективность педагогического процесса, интерес, учебная деятельность, процесс обучения

Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию гражданах.

В связи с этим возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно получить без творческих способностей обучаемых, что в свою очередь невозможно без формирования познавательного интереса.

Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения.

В начальной школе ученик еще не ориентирован на завершение образования, наоборот, его целью является дальнейшее обучение, поэтому в процессе образовательной деятельности младших школьников педагогам важно не только сформировать интерес, но и сохранить его на всех этапах школьного обучения.

Модернизация современной школы должна обеспечить ученику его личностное развитие и успешность в учебной деятельности.

Один из критериев эффективности педагогического процесса — это формирование устойчивого познавательного интереса у школьников, что является одной из центральных проблем современной школы.

Социальную значимость процесса формирования познавательного интереса повышает введение новых федеральных образовательных стандартов в начальную школу.

Актуальность этой проблемы определяется обновлением содержания обучения, и учебной деятельности, а также необходимостью формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний.

Познавательный интерес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формируется и развивается образовательным учреждениям, начиная с начальной школы, следовательно, нужно решать задачу формирования познавательного интереса с начальной школы, так как именно в это период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности.

Сформированность у младшего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика.

Познавательный интерес — одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость развития у школьников познавательного интереса представляется очевидной. Тем не менее, вопрос о том, каким образом возможно обеспечить наибольшее его развитие, до сих пор остается открытым. Данную проблему невозможно решить без теоретического обоснования понятия «познавательный интерес».

С позиций научно-педагогической значимости познавательный интерес — это важный фактор совершенствования процесса обучения и одновременно показатель его результативности и эффективности, так как он стимулирует самостоятельность, познавательную активность, творческий подход к изучению материала, побуждает к самообразованию. Психологи сходятся во мнении, что ядром личности как субъекта сознательной деятельности является мотивационная сфера человека и, прежде всего, его интересы и потребности.

При исследовании понятия «познавательный интерес» для начала необходимо обратиться к анализу базового понятия — «интерес».

С психологической точки зрения под интересом понимается избирательное отношение личности к объекту, определяемое его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью. Интересы порождаются потребностями. Потребность выражает необходимость, а интерес — приятие, предрасположенность к какой-либо деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью. Интересы индивида определяются особенностями объекта, на который они направлены, и психических свойств самого индивида (его воспитанности, культуры, характера, способностей) [5].

В учебнике психологии под редакцией И. В. Дубровиной «интерес — это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интерес может все более обогащаться в условиях формирующейся познавательной деятельности, и включать в себя новые связи и отношения материального мира. Интерес имеет эмоциональную и волевую характеристики. Интерес представляет собой интеллектуальную эмоцию и соответствующее усилие, которое связано с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес свойственен человеку на этапе освоения им действительности в форме знаний.

В педагогической науке по мнению Н. Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания. С. Л. Рубинштейн же под интересом понимал специфическую направленность личности, а М. А. Пастушкова полагает, что интерес связан с особым избирательным отношением человека к окружающему миру. На взгляд И. П. Подласого, интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности.

Интерес представляет реальную причину действий, которая ощущается человеком как особо важная для него, это положительное оценочное отношение субъекта к осуществляемой деятельности.

Таким образом, интерес это — избирательное отношение к чему-либо; определенная направленность личности; условие познавательной деятельности; эмоционально окрашенное отношение к объектам или явлениям действительности.

Сегодня под познавательным интересом преимущественно понимают «различные состояния человека, объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство».

Следовательно, можно прийти к выводу, что познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, отличающаяся такими свойствами, как избирательность и активность.

Если рассматривать подходы к познавательному интересу более детально, то многие авторы связывают его с преобладанием положительных эмоций, сопровождающих познавательную деятельность, мотивацией к ней, потребностью познать предметы и явления окружающего мира.

Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной.

Формирование познавательных интересов у детей в обучении может происходить по двум основным направлениям:

– отбор соответствующего содержания учебных предметов;

– собственно, организация познавательной деятельности учеников [18].

В процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования прослеживаются следующие особенности познавательного интереса:

  1. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения;
  2. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значимо расширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь через приобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательного интереса. Под влиянием познавательного интереса знания становятся более глубокими;
  3. Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения, хранения и применения знаний об окружающем мире;
  4. Чем шире кругозор человека, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон, свойств, отношений.

Различные содержательные компоненты рассмотрены в исследованиях Г. И. Щукиной. К ним автор относит:

  1. Эмоциональный компонент, который проявляется во взаимодействии ребенка с другим человеком, например, в процессе оказания какой-либо помощи.
  2. Интеллектуальный компонент, отражается в реализации всевозможных операций мышления, таких как синтез, анализ, сравнение, обобщение.
  3. Регулятивный компонент, способствует развитию целенаправленной деятельности, формированию умений преодолевать трудности, сосредотачиваться, принимать верные решения, высказывать отношение к результатам творческой деятельности, учиться осуществлять рефлексию, самоконтроль.
  4. Творческий компонент, который отвечает за развитие умений осуществлять перенос уже усвоенных способов деятельности в новые обстоятельства, комбинировать виды деятельности, проявлять способность к творческой мыслительной деятельности [26].

В своих работах Л. И. Божович отмечает, что развитие познавательного интереса у детей происходит неодинаково. У одних он выражен очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей он больше связан с практической активностью, что говорит о различном уровне познавательного отношения ребенка к действительности.

Исследования М. А. Пастушковой показывают, что до начала систематического обучения в школе содержанием познавательного интереса являются знания житейские, а не научные, но, тем не менее, это влияет на создание предпосылок для усвоения научных знаний.

Из данных детской и возрастной психологии известно, что ребенок приходит в школу, имея определенную внутреннюю готовность к обучению. Исследования показывают, что уже в конце дошкольного периода в результате целенаправленной образовательно-воспитательной работы у детей обычно формируется новая высшая потребность — учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни. Успех, которым может сопровождаться школьное обучение, определяется стойким познавательным интересом ученика к объекту познания.

Школьная ситуация развития выступает для младшего школьника как качественно новая, что требует существенной внутренней перестройки, обеспечивающей ребенку возможность осуществлять особую деятельность — учебную. В момент прихода ребенка в школу учебной деятельности как таковой еще нет, и ей предстоит сформироваться. Именно это, на взгляд большинства исследователей, и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная проблема, которая возникает на этом пути, состоит в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять.

Многие авторы отмечают, что собственно познавательный интерес к знаниям еще не свойственен младшим школьникам. Во-первых, еще сильны интересы, характерные для дошкольного возраста; во-вторых, доминирующее положение занимают социальные мотивы.

У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, правда, содержание игры меняется. Младший школьник продолжает играть в учителя, в школу. Но в игре он может часами решать, писать, петь, читать, рисовать и т. д. Это важно учитывать педагогу при организации учебной деятельности, применяя игровые технологии и делая процесс учебы увлекательным.

У младшего школьника сохраняется сильная потребность в движениях. Он не может долго сидеть неподвижно. Для него также особо характерна потребность во внешних впечатлениях. Именно она, как показывают исследования, впоследствии преобразуется в собственно познавательный интерес.

Школьника в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов, событий, явлений. Потребность во внешних впечатлениях — основная движущая сила развития психики младшего школьника. В начале обучения она удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему понять новые впечатления, разобраться в них. Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.

Вместе с тем в мотивацию учения включаются различные мотивы младших школьников. Учение может иметь различный психологический смысл для ученика:

а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учения, т. е. в качестве «двигателя» его учебной деятельности, определяя тем самым познавательные интересы;

б) служить средством достижения других целей. Тогда мотивом, способствующим выполнению учебной деятельности, является эта другая цель. Внешняя деятельность всех учеников похожа, внутренне она очень разная. Это различие определяется, прежде всего, мотивами и интересами, обусловливающими деятельность, которые определяют для ребенка смысл выполняемой им деятельности.

Многие исследователи отмечают, что познавательный интерес, связанный с желанием овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя, что способствует нарастанию потребности в новых знаниях. Тем не менее, строгой очередности возникновения этих интересов нельзя установить. Известно, что многие дети уже до школы испытывают потребность в познании окружающего мира.

В ходе обучения познавательные интересы младшего школьника постепенно претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые, другие исчезают, появляются новые.

Большое место в стимулировании познавательного интереса младшего школьника занимает оценка. Но не все дети в начале школьного обучения хорошо понимают ее объективную роль и смысл.

Отметочная мотивация как отмечали Ш. А. Амонашвили и В. И. Загвязинский и др., часто оказывает негативное влияние на познавательный интерес ребенка, что таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, не относящихся к сущности учения, влияет на развитие отрицательных черт личности.

Большинство авторов убеждены, что если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают в целом решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка.

Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов. Эти интересы выражаются в стремлении ребенка проявлять интеллектуальную активность, преодолевать возникающие в процессе познания трудности.

Установлено, что с самого начала обучения в школе у детей происходят значительные изменения в направленности их интересов.

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов.

Познавательный интерес, и желанием овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя, что способствует нарастанию потребности в новых знаниях.

Если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка.

Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.

Литература:

1. Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования //Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 14–16.

2. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебник для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 345с.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 352с.

4. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина JI. C. Развитие мотивов учения у школьников. // Вопросы психологии школьника. — М.: АПН РСФСР, 1951, вып. 36. — С.29–105.

5. Выготский JI. C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1999. — 143с.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.

7. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Прогресс, 2007. — 367 с.

8. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. — Ноябрьск, 2005. — 124с.

9. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. — 158с.

10. Кочановская Е. В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Дисс... канд. пед. наук. — Калининград, 2000. — 197с.

11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики — М.: МГУ, 1981. — 584 с.

12. Лях Ю. А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: Автореф. дис... канд. пед. наук. — Кемерово, 2004. — 14 с.

13. Маркова А. К. Мотивация и интерес к учению // Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Марковой. — М.: Педагогика, 1986. -191с.

14. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Дрофа, 2001. — 306с.

15. Меньшикова ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ. — 2008. — № 3. — С.16–20.

16. Моргун В. Ф. Мотивация разносторонней деятельности учащихся /Учителям и родителям о психологии подростка. /Под ред. Г. Г. Аракелова. — М.: Просвещение, 1990. — С. 91–129.

17. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979. -47с.

18. Найн М. В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2004. — 25с.

19. Пастушкова М. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2009. — 17с.

20. Петровский A. B. Быть личностью. — М.: Политиздат, 1990. — 255с.

21. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальные исследования. — М.: Педагогика, 1980. — 240с.

22. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 365 с.

23. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Просвещение, 1988. — 412 с.

24. Садыкова Н. У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности: Дис.... канд. пед. наук. — Воронеж, 2004. — 217 с.

25. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Дис.... канд. пед. наук. — Омск, 1997. — 171 c.

26. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 203с.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательного интереса, учебной деятельности, познавательный интерес, младших школьников, Познавательный интерес, познавательных интересов, развития познавательного интереса, формирования познавательного интереса, младшего школьника, познавательной деятельности, Формирование познавательных интересов, процессе учебной деятельности, отношение младших школьников, направленность личности, школьников познавательного интереса, познавательной потребности, интересов младших школьников, школьника познавательного интереса, Формирование познавательной самостоятельности, деятельности младших школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос