Познавательная активность детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 28.01.2018

Статья просмотрена: 2335 раз

Библиографическое описание:

Доронина Н. Н., Чернова О. А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 176-178. — URL https://moluch.ru/archive/190/48075/ (дата обращения: 20.04.2019).



В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся младших классов, диагностика.

Проблема исследования познавательной активности младших школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать новую развивающую модель преподавания в начальной школе для развития личности школьника, а также для повышения уровня интереса к обучению, желания и умения учиться.

Развитие познавательной активности школьников — одна из важнейших проблем современной психологии. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как именно в процессе начального обучения закладываются основы навыков обучения, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.

Важным является разработка новых образовательных подходов, выбор содержания, средств, организационных форм и методов обучения, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также нестандартному решению профессиональных задач [1, с. 13].

Несмотря на распространенное оперирование в психологической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность — более широкое понятие, чем деятельность [4, с. 17].

Так, по мнению А. Н. Леонтьева, активность — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов — раздражителей. Н. Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым [6, с. 77].

Изучением различных аспектов проблемы познавательной активности личности занимаются многие авторы (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, М. Матюшкин, М. И. Лисина, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.). В психологической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г. И. Щукина), «деятельное состояние» (Т. И. Шамова), «стремление человека к познанию» (Т. И. Зубкова).

По мнению Е. Н. Лекомцевой, А. С. Пикина, «познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию» [2, с. 58].

На основе анализа научной литературы по проблеме исследования выявлено, что под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания. Выражается познавательная активность в стремлении к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, готовность ребёнка к учению и желание процесса обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Учитывая особенности развития познавательной активности младших школьников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших школьников:

1) воспроизводящая активность;

2) интерпретирующая активность;

3) творческая активность [7, с. 46].

В данном исследовании будем придерживаться следующей классификации: высокий, средний и низкий уровень познавательной активности.

Целью данного исследования является выявление уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста. Выборка исследования составила 83 человека, а именно учащиеся 4-го класса МБОУ СОШ № 48 г. Белгорода.

В качестве основных психодиагностических методик в исследовании использовались:

  1. Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская). Цель данной методики — оценить степень выраженности познавательной активности младших школьников.
  2. Методика экспертной оценки, выявляющая уровень познавательной активности младших школьников (Г. И. Щукина). Экспертами могут выступать лица, имеющие знания о предмете исследования. В нашем случае экспертами выступают: учитель, школьный психолог и родители учеников.

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её уровень характеризует потребностно-мотивационную сторону детей младшего школьного возраста. Таким образом, методики, выбранные нами для диагностики уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста, позволяют нам судить об уровне познавательной активности (ПА) школьников.

Выраженность показателей познавательной активности (ПА) детей младшего школьного возраста по методике Горчинской А.А в целом по выборке отражена в таблице 1.

Таблица 1

Распределение учащихся по уровню выраженности познавательной активности (по методике ГорчинскойА.А.)

Уровень сформированности познавательной активности

Количество учеников, чел.

Количество учеников,%

Высокий

20

24

Средний

45

54

Низкий

18

22

Итого

83

100

Количество детей с низким уровнем познавательной активности составило 22 %. Дети с низким уровнем пассивны, ожидают давления или замечания. Количество детей со средним уровнем познавательной активности в выборке составило 54 %. Дети со средним уровнем зависимы от эмоциональной привлекательности объекта. С высоким уровнем познавательной активности — 24 %. Ученики с высоким уровнем познавательной активности с готовностью включаются в выполнение заданий.

Таким образом, 76 % учеников 4-х классов нуждаются в создании условий для развития познавательной активности.

Отметим, что критерии сформированности познавательной активности по методике определения уровня познавательной активности обучающихся (Г. И. Щукина) мы условно разделили на низкий, средний, высокий уровень.

Низкий уровень включает в себя низкий уровень (Н) и частично активный (ЧА). Средний уровень включает в себя относительно активный (ОА), рецептивно — активный (РА) и исполнительно — активный (ИА). К высокому уровню сформированности познавательной активности мы отнесли рефлексивно-активный (РФА), творческий (Т).

Выраженность показателей познавательной активности детей младшего школьного возраста по методике определения уровня познавательной активности обучающихся (Г. И. Щукина) методом экспертной оценки представлена в таблице 2.

Таблица 2

Распределение учащихся по уровню выраженности познавательной активности (по методикеГ.И.Щукиной)

Уровень сформированности познавательной активности

Количество учеников, чел.

Количество учеников,%

Низкий

3

4

Частично активный

9

11

Относительно активный

13

16

Рецептивно- активный

29

34

Исполнительно — активный

23

28

Рефлексивно-активный

6

7

Творческий

0

0

Всего

83

100

Количество детей с низким (Н) уровнем составило 4 % в целом по выборке, с частично активным уровнем (ЧА) — 11 %, итого 15 % детей имеют низкий уровень сформированности познавательной активности. Количество детей с относительно активным уровнем (ОА) — 16 %, рецептивно-активный уровень составил в выборке (РА) 34 %, а исполнительно-активный уровень (ИА) — 28 %. Следовательно, детей со средним уровнем развития в выборке — 78 %. И только 7 % детей имеют высокий уровень сформированности познавательной активности.

Таким образом, в ходе проведенного исследования, было выявлено, что для большинства опрошенных преобладает средний уровень познавательной активности. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, в нашем случае, учеников 4-х классов.

Литература:

  1. Вербицкий А. А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. — М.: Знание, 1990. — 64 с.
  2. Лекомцева Е. Н., Пикин А. С. Формирование познавательной активности младшего школьника // Ярославский педагогический вестник, 2017. — № 3. — С. 57–60.
  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с..
  4. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  5. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии / Н. В. Матяш / М.: Академия, — 2011. — 139 с.
  6. Поддъяков Н. Н. Очерки психического развития дошкольников. — М.: Просвезение-Альфа, 2012. — 341 с.
  7. Смирнова А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1783–1785.
  8. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, младший школьный возраст, уровень, Щукино, познавательная активность детей, высокий уровень, ребенок, методика, школьник, активный уровень.


Похожие статьи

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Уровни сформированности познавательного интереса. Уровень.

Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности/ Г.И. Щукина.

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Развитие познавательной активности младших школьников...

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности учащихся. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности младших школьников...

Проект как средство повышения познавательной активности...

ребенок, познавательная активность, письмо, учитель, умение, слово, проект, конец четверти, высокий уровень, познавательная активность учащихся.

Методика формирования познавательного интереса у детей...

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших...

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

К концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников. А на протяжении среднего школьного возраста складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний [1].

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития...

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного...

Использование средств математики в процессе формирования...

Есть несколько уровней познавательной деятельности [7]: — первый уровень — воспроизведение активности, стремление ученика понять, запомнить и воспроизвести полученные знания; — второй уровень — интерпретирующая активность...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста.

Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста.

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного...

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Похожие статьи

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Уровни сформированности познавательного интереса. Уровень.

Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности/ Г.И. Щукина.

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Развитие познавательной активности младших школьников...

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности учащихся. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности младших школьников...

Проект как средство повышения познавательной активности...

ребенок, познавательная активность, письмо, учитель, умение, слово, проект, конец четверти, высокий уровень, познавательная активность учащихся.

Методика формирования познавательного интереса у детей...

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших...

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

К концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников. А на протяжении среднего школьного возраста складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний [1].

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития...

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного...

Использование средств математики в процессе формирования...

Есть несколько уровней познавательной деятельности [7]: — первый уровень — воспроизведение активности, стремление ученика понять, запомнить и воспроизвести полученные знания; — второй уровень — интерпретирующая активность...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста.

Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста.

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного...

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Задать вопрос