Познавательная активность детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 28.01.2018

Статья просмотрена: 13722 раза

Библиографическое описание:

Доронина, Н. Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н. Н. Доронина, О. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48075/ (дата обращения: 27.10.2024).



В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся младших классов, диагностика.

Проблема исследования познавательной активности младших школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать новую развивающую модель преподавания в начальной школе для развития личности школьника, а также для повышения уровня интереса к обучению, желания и умения учиться.

Развитие познавательной активности школьников — одна из важнейших проблем современной психологии. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как именно в процессе начального обучения закладываются основы навыков обучения, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.

Важным является разработка новых образовательных подходов, выбор содержания, средств, организационных форм и методов обучения, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также нестандартному решению профессиональных задач [1, с. 13].

Несмотря на распространенное оперирование в психологической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность — более широкое понятие, чем деятельность [4, с. 17].

Так, по мнению А. Н. Леонтьева, активность — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов — раздражителей. Н. Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым [6, с. 77].

Изучением различных аспектов проблемы познавательной активности личности занимаются многие авторы (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, М. Матюшкин, М. И. Лисина, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.). В психологической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г. И. Щукина), «деятельное состояние» (Т. И. Шамова), «стремление человека к познанию» (Т. И. Зубкова).

По мнению Е. Н. Лекомцевой, А. С. Пикина, «познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию» [2, с. 58].

На основе анализа научной литературы по проблеме исследования выявлено, что под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания. Выражается познавательная активность в стремлении к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, готовность ребёнка к учению и желание процесса обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Учитывая особенности развития познавательной активности младших школьников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших школьников:

1) воспроизводящая активность;

2) интерпретирующая активность;

3) творческая активность [7, с. 46].

В данном исследовании будем придерживаться следующей классификации: высокий, средний и низкий уровень познавательной активности.

Целью данного исследования является выявление уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста. Выборка исследования составила 83 человека, а именно учащиеся 4-го класса МБОУ СОШ № 48 г. Белгорода.

В качестве основных психодиагностических методик в исследовании использовались:

  1. Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская). Цель данной методики — оценить степень выраженности познавательной активности младших школьников.
  2. Методика экспертной оценки, выявляющая уровень познавательной активности младших школьников (Г. И. Щукина). Экспертами могут выступать лица, имеющие знания о предмете исследования. В нашем случае экспертами выступают: учитель, школьный психолог и родители учеников.

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её уровень характеризует потребностно-мотивационную сторону детей младшего школьного возраста. Таким образом, методики, выбранные нами для диагностики уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста, позволяют нам судить об уровне познавательной активности (ПА) школьников.

Выраженность показателей познавательной активности (ПА) детей младшего школьного возраста по методике Горчинской А.А в целом по выборке отражена в таблице 1.

Таблица 1

Распределение учащихся по уровню выраженности познавательной активности (по методике ГорчинскойА.А.)

Уровень сформированности познавательной активности

Количество учеников, чел.

Количество учеников,%

Высокий

20

24

Средний

45

54

Низкий

18

22

Итого

83

100

Количество детей с низким уровнем познавательной активности составило 22 %. Дети с низким уровнем пассивны, ожидают давления или замечания. Количество детей со средним уровнем познавательной активности в выборке составило 54 %. Дети со средним уровнем зависимы от эмоциональной привлекательности объекта. С высоким уровнем познавательной активности — 24 %. Ученики с высоким уровнем познавательной активности с готовностью включаются в выполнение заданий.

Таким образом, 76 % учеников 4-х классов нуждаются в создании условий для развития познавательной активности.

Отметим, что критерии сформированности познавательной активности по методике определения уровня познавательной активности обучающихся (Г. И. Щукина) мы условно разделили на низкий, средний, высокий уровень.

Низкий уровень включает в себя низкий уровень (Н) и частично активный (ЧА). Средний уровень включает в себя относительно активный (ОА), рецептивно — активный (РА) и исполнительно — активный (ИА). К высокому уровню сформированности познавательной активности мы отнесли рефлексивно-активный (РФА), творческий (Т).

Выраженность показателей познавательной активности детей младшего школьного возраста по методике определения уровня познавательной активности обучающихся (Г. И. Щукина) методом экспертной оценки представлена в таблице 2.

Таблица 2

Распределение учащихся по уровню выраженности познавательной активности (по методикеГ.И.Щукиной)

Уровень сформированности познавательной активности

Количество учеников, чел.

Количество учеников,%

Низкий

3

4

Частично активный

9

11

Относительно активный

13

16

Рецептивно- активный

29

34

Исполнительно — активный

23

28

Рефлексивно-активный

6

7

Творческий

0

0

Всего

83

100

Количество детей с низким (Н) уровнем составило 4 % в целом по выборке, с частично активным уровнем (ЧА) — 11 %, итого 15 % детей имеют низкий уровень сформированности познавательной активности. Количество детей с относительно активным уровнем (ОА) — 16 %, рецептивно-активный уровень составил в выборке (РА) 34 %, а исполнительно-активный уровень (ИА) — 28 %. Следовательно, детей со средним уровнем развития в выборке — 78 %. И только 7 % детей имеют высокий уровень сформированности познавательной активности.

Таким образом, в ходе проведенного исследования, было выявлено, что для большинства опрошенных преобладает средний уровень познавательной активности. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, в нашем случае, учеников 4-х классов.

Литература:

  1. Вербицкий А. А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. — М.: Знание, 1990. — 64 с.
  2. Лекомцева Е. Н., Пикин А. С. Формирование познавательной активности младшего школьника // Ярославский педагогический вестник, 2017. — № 3. — С. 57–60.
  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с..
  4. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  5. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии / Н. В. Матяш / М.: Академия, — 2011. — 139 с.
  6. Поддъяков Н. Н. Очерки психического развития дошкольников. — М.: Просвезение-Альфа, 2012. — 341 с.
  7. Смирнова А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1783–1785.
  8. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, младший школьный возраст, уровень, высокий уровень, познавательная активность детей, Щукино, ребенок, методика, школьник, активный уровень.


Похожие статьи

Диагностика леворукости как условие развития познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности

В статье дано краткое представление о леворукости, о диагностических комплексах по ее выявлению для учета организации учебной деятельности с целью развития познавательных способностей у леворуких младших школьников.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников

Статья посвящена анализу необходимости поиска новых форм развития познавательной активности старших дошкольников.

Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления ...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Похожие статьи

Диагностика леворукости как условие развития познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности

В статье дано краткое представление о леворукости, о диагностических комплексах по ее выявлению для учета организации учебной деятельности с целью развития познавательных способностей у леворуких младших школьников.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников

Статья посвящена анализу необходимости поиска новых форм развития познавательной активности старших дошкольников.

Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления ...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Задать вопрос