В статье дано краткое представление о леворукости, о диагностических комплексах по ее выявлению для учета организации учебной деятельности с целью развития познавательных способностей у леворуких младших школьников.
Ключевые слова: леворукость, способности, учебная деятельность, диагностика.
.
Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой — леворукие, то есть активно предпочитающие при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукие дети (как и праворукие) — разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам.
В наше время трудно даже поверить, что к леворуким когда-то относились как к калекам, грешникам или дегенератам, что их сжигали на инквизиторских кострах и помещали в лечебницы для душевнобольных.
До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма — все должны были писать правой.
Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос: что является причиной леворукости и чем леворукий человек отличается от праворукого? Но специалисты едины в том, что леворукость — это результат особой организации мозга, один из вариантов нормального развития ребенка. И уж конечно, нельзя считать леворукость болезнью, а тем более предпосылкой снижения умственных способностей.
В газете «Правда» 8 июля 1980 года была опубликована статья «Если вы левша?». Впервые во всеуслышание было объявлено, что насильственное переучивание леворуких детей наносит им непоправимую психологическую травму.
Проводились симпозиумы и конференции, читались лекции для учителей, на которых специалисты убедительно доказывали, что нельзя насильно переучивать леворуких в дошкольном возрасте и особенно в начальных классах школы. Это может стать причиной негативного отношения к учебе, неуспешности и даже вызвать психическое заболевание у ребенка. Категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой или второй четверти первого класса.
С 1985 года в школах постепенно отказались от переучивания леворуких детей, в результате чего они стали появляться в массовом порядке. Сейчас леворуких переучивают лишь самые дремучие или недобросовестные педагоги.
Тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети со «скрытой леворукостью».
Достаточно весомая методологическая база работ о проблемах леворукости принадлежит таким ученым как А. П. Чуприков, А. Р. Лурия, В. А. Москвин, Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, М. М. Безруких.
В связи с вышесказанным, тема является актуальной на современном этапе развития коррекционной педагогики.
Если ведущая рука не была выявлена до школы, то сделать это необходимо в первый год обучения. Этот процесс осложняется тем, что в ранний период развития ребенка могло произойти переучивание, в результате чего позже он уже рисует и пишет правой рукой, но бытовые действия выполняет левой [1].
При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.
Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.
Разработанные методики зарубежных и отечественных ученых дают возможность диагностировать детей в выявлении ведущей руки, для того чтобы в дальнейшем не сталкиваться с проблемами, связанными с учебной деятельностью.
Для диагностики ведущей руки используются опросники, а также функциональные пробы, среди которых наиболее популярные: «Поза Наполеона», «Сцепление пальцев рук», «Аплодирование», «Плечевой тест», «Рисование геометрических фигур», «Рука, берущая предметы. Рука, лучше опознающая предмет», «Рука, выполняющая привычные действия» [2].
Имея разнообразие различных методик определения ведущей руки, был проведен сравнительный анализ двух диагностических комплексов по выявлению и изучению леворукости:
‒ комплекс тестов, разработанный на классических методиках таких ученых как А. Р. Лурия и А. П. Чуприков («Поза Наполеона», «Сцепление пальцев рук», «Аплодирование», «Плечевой тест», «Рисование геометрических фигур», «Рука, берущая предметы, «Рука, лучше опознающая предмет», «Рука, выполняющая привычные действия»).
‒ комплекс тестов, разработанный М. Г. Князевой и В. Л. Вильдавским («Рисование», «Открывание спичечного коробка», «Складывание колодца из палочек», «Игра в мяч», Вырезание ножницами по контуру рисунка», «Нанизывание бисера», «Выполнение вращательных движений», «Развязывание узелков», «Построение из кубиков по образцу») [5].
В результате эмпирического исследования, проводившегося в МОУ СОШ № 4 г. Фрязино Московской области среди учащихся 1–4 классов в количестве 12 человек, после получения результатов была доказана гипотеза, проводимая двумя методами: Критерий Q Розенбаума; Критерий U Манна-Уитни, о наиболее информативной и надежной диагностической процедуре выявления и изучения леворукости у детей, 1 комплекс показал себя более информативным и надежным по сравнению со 2 комплексом.
Что необходимо учитывать при организации учебной деятельности леворуких:
‒ Пространственная организация рабочего поля (часть доски): лучше воспринимаются объекты на правой части доски и на правой стороне тетради, листа;
‒ Цветовая организация (цвет доски и мела): оптимальное восприятие записей, сделанных темным мелом на светлой доске;
‒ Условия для успешной деятельности: наличие образной наглядности, контекста, связи информации с реальностью, с практикой, предпочтение творческим заданиям, экспериментам, благодатно воздействует музыкальный фон и речевой ритм;
‒Формирование мотивации: значимы завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, стремление к установлению новых контактов, понимание социальной значимости деятельности;
‒Восприятие материала: целостность восприятия, приоритет зрительного восприятия информации, хорошее понимание и ориентация на интонацию в речи;
‒Переработка информации: быстрая, мгновенная переработка материала;
‒Деятельность: предпочтение практической деятельности на уроке;
‒ Память: непроизвольная, наглядно-образная;
‒ Мышление: наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное;
‒ Самоконтроль: не контролируют правильность речи, допускают смысловые пропуски;
‒ Характерные ошибки: ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы;
‒ Методы проверки: предпочтителен устный опрос с вопросами открытого типа (собственный развернутый ответ).
Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка [3]. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.
Наиболее успешными во всех жизненных аспектах являются дети с наследственной леворукостью, имеющие генетическую леворукость, которая не связана с нарушениями мозговой деятельности. При обучении они, как правило, не имеют острых проблем, показывают хорошие результаты по письму, чтению, математике и другим предметам.
Леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален.
Литература:
- Емельянова Е. Н. Левшата в школе и дома: как определить левшество; помогаем хорошо учиться. — М.: Эксмо, 2010. — 160 с. — (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).
- Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 128 с.
- Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2007. — 592 с.: ил.
- Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил.
- Шелопухо О. А. Левша и правша. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2011. — 320 с. — (Серия «Мамина школа»).