Диагностика леворукости как условие развития познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.11.2018

Статья просмотрена: 1065 раз

Библиографическое описание:

Чернова, Е. Е. Диагностика леворукости как условие развития познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности / Е. Е. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54203/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье дано краткое представление о леворукости, о диагностических комплексах по ее выявлению для учета организации учебной деятельности с целью развития познавательных способностей у леворуких младших школьников.

Ключевые слова: леворукость, способности, учебная деятельность, диагностика.

.

Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой — леворукие, то есть активно предпочитающие при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукие дети (как и праворукие) — разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам.

В наше время трудно даже поверить, что к леворуким когда-то относились как к калекам, грешникам или дегенератам, что их сжигали на инквизиторских кострах и помещали в лечебницы для душевнобольных.

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма — все должны были писать правой.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос: что является причиной леворукости и чем леворукий человек отличается от праворукого? Но специалисты едины в том, что леворукость — это результат особой организации мозга, один из вариантов нормального развития ребенка. И уж конечно, нельзя считать леворукость болезнью, а тем более предпосылкой снижения умственных способностей.

В газете «Правда» 8 июля 1980 года была опубликована статья «Если вы левша?». Впервые во всеуслышание было объявлено, что насильственное переучивание леворуких детей наносит им непоправимую психологическую травму.

Проводились симпозиумы и конференции, читались лекции для учителей, на которых специалисты убедительно доказывали, что нельзя насильно переучивать леворуких в дошкольном возрасте и особенно в начальных классах школы. Это может стать причиной негативного отношения к учебе, неуспешности и даже вызвать психическое заболевание у ребенка. Категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой или второй четверти первого класса.

С 1985 года в школах постепенно отказались от переучивания леворуких детей, в результате чего они стали появляться в массовом порядке. Сейчас леворуких переучивают лишь самые дремучие или недобросовестные педагоги.

Тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети со «скрытой леворукостью».

Достаточно весомая методологическая база работ о проблемах леворукости принадлежит таким ученым как А. П. Чуприков, А. Р. Лурия, В. А. Москвин, Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, М. М. Безруких.

В связи с вышесказанным, тема является актуальной на современном этапе развития коррекционной педагогики.

Если ведущая рука не была выявлена до школы, то сделать это необходимо в первый год обучения. Этот процесс осложняется тем, что в ранний период развития ребенка могло произойти переучивание, в результате чего позже он уже рисует и пишет правой рукой, но бытовые действия выполняет левой [1].

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.

Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Разработанные методики зарубежных и отечественных ученых дают возможность диагностировать детей в выявлении ведущей руки, для того чтобы в дальнейшем не сталкиваться с проблемами, связанными с учебной деятельностью.

Для диагностики ведущей руки используются опросники, а также функциональные пробы, среди которых наиболее популярные: «Поза Наполеона», «Сцепление пальцев рук», «Аплодирование», «Плечевой тест», «Рисование геометрических фигур», «Рука, берущая предметы. Рука, лучше опознающая предмет», «Рука, выполняющая привычные действия» [2].

Имея разнообразие различных методик определения ведущей руки, был проведен сравнительный анализ двух диагностических комплексов по выявлению и изучению леворукости:

‒ комплекс тестов, разработанный на классических методиках таких ученых как А. Р. Лурия и А. П. Чуприков («Поза Наполеона», «Сцепление пальцев рук», «Аплодирование», «Плечевой тест», «Рисование геометрических фигур», «Рука, берущая предметы, «Рука, лучше опознающая предмет», «Рука, выполняющая привычные действия»).

‒ комплекс тестов, разработанный М. Г. Князевой и В. Л. Вильдавским («Рисование», «Открывание спичечного коробка», «Складывание колодца из палочек», «Игра в мяч», Вырезание ножницами по контуру рисунка», «Нанизывание бисера», «Выполнение вращательных движений», «Развязывание узелков», «Построение из кубиков по образцу») [5].

В результате эмпирического исследования, проводившегося в МОУ СОШ № 4 г. Фрязино Московской области среди учащихся 1–4 классов в количестве 12 человек, после получения результатов была доказана гипотеза, проводимая двумя методами: Критерий Q Розенбаума; Критерий U Манна-Уитни, о наиболее информативной и надежной диагностической процедуре выявления и изучения леворукости у детей, 1 комплекс показал себя более информативным и надежным по сравнению со 2 комплексом.

Что необходимо учитывать при организации учебной деятельности леворуких:

Пространственная организация рабочего поля (часть доски): лучше воспринимаются объекты на правой части доски и на правой стороне тетради, листа;

Цветовая организация (цвет доски и мела): оптимальное восприятие записей, сделанных темным мелом на светлой доске;

Условия для успешной деятельности: наличие образной наглядности, контекста, связи информации с реальностью, с практикой, предпочтение творческим заданиям, экспериментам, благодатно воздействует музыкальный фон и речевой ритм;

‒Формирование мотивации: значимы завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, стремление к установлению новых контактов, понимание социальной значимости деятельности;

‒Восприятие материала: целостность восприятия, приоритет зрительного восприятия информации, хорошее понимание и ориентация на интонацию в речи;

‒Переработка информации: быстрая, мгновенная переработка материала;

‒Деятельность: предпочтение практической деятельности на уроке;

Память: непроизвольная, наглядно-образная;

Мышление: наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное;

Самоконтроль: не контролируют правильность речи, допускают смысловые пропуски;

Характерные ошибки: ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы;

Методы проверки: предпочтителен устный опрос с вопросами открытого типа (собственный развернутый ответ).

Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка [3]. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Наиболее успешными во всех жизненных аспектах являются дети с наследственной леворукостью, имеющие генетическую леворукость, которая не связана с нарушениями мозговой деятельности. При обучении они, как правило, не имеют острых проблем, показывают хорошие результаты по письму, чтению, математике и другим предметам.

Леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален.

Литература:

  1. Емельянова Е. Н. Левшата в школе и дома: как определить левшество; помогаем хорошо учиться. — М.: Эксмо, 2010. — 160 с. — (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).
  2. Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 128 с.
  3. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2007. — 592 с.: ил.
  4. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил.
  5. Шелопухо О. А. Левша и правша. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2011. — 320 с. — (Серия «Мамина школа»).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебная деятельность, ведущая рука, комплекс тестов, левая рука, предмет, проблема, Рука, школа.


Похожие статьи

Психологическое консультирование родителей леворуких младших школьников

В статье дана краткая характеристика психологического консультирования в образовании. Кратко описано о леворукости. Представлен основной перечень рекомендаций и информации для родителей леворуких младших школьников.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

К вопросу о диагностике регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста

В статье рассмотрены результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития де...

Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста

В статье освещается содержание диагностической методики по определению аппликационных навыков и умений у детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Психологическое консультирование родителей леворуких младших школьников

В статье дана краткая характеристика психологического консультирования в образовании. Кратко описано о леворукости. Представлен основной перечень рекомендаций и информации для родителей леворуких младших школьников.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

К вопросу о диагностике регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста

В статье рассмотрены результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития де...

Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста

В статье освещается содержание диагностической методики по определению аппликационных навыков и умений у детей дошкольного возраста.

Задать вопрос