В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.
Ключевые слова: нейропсихологический подход, высшие психические функции, младший школьный возраст, дисграфия, трудности овладения письменной речью, современная школьная программа.
В современном мире с каждым годом увеличивается количество детей младшего школьного возраста с трудностями овладения письменной речи. Дисграфия может послужить причиной неуспеваемости ребенка с сохранным интеллектом и отрицательно повлиять в целом на общее развитие ребенка, формирование его личности. Педагоги и родители, сталкиваясь с таким учеником, зачастую обвиняют его в лени и нежелании учиться. Однако, это не совсем верно иногда ребенок с сохранным интеллектом, слухом и зрением может испытывать трудности на письме из-за незрелости определённых участков головного мозга. По мнению Т. В. Ахутиной, Л. С. Цветковой, Л. В. Семенович нарушение письменной речи у младших школьников может быть следствием нарушения одного или нескольких функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
Согласно последним исследованиям зачастую причиной дисграфии являются трудности становления латерализации (функциональной асимметрии в деятельности парных сенсомоторных органов) [1].
А. Н. Корнев считал, что дисграфия формируется в результате трех групп явлений:
− недостаточность развития мозговых структур, участвующих в формировании письменной речи.
− функциональной недостаточности, возникающей на этой основе;
− средовых условий, предъявляющих завышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
На сегодняшний день существует два основных направления в изучении феномена дисграфии: психолого-педагогический и нейропсихологический. Р. Е. Левина разработала концепцию, согласно которой трудности овладения письменной речью трактуются как проявления системного нарушения речи во всех звеньях [3]. Нарушение письменной речи связано не только с расстройством фонематических процессов, но и с недоразвитием лексического словаря, грамматики и связной речи, так как чтобы овладеть письмом и чтением необходимо овладеть устной речью. Но Ж. М. Глозман [4]считает, что данной концепции противоречит оптическая дисграфия, так как у детей с данной формой дисграфии устная речь остается сохранной.
В последние годы современными психологами и нейропсихологами началось активное изучение диагностического и коррекционного направления дисграфии. Методологической основой нейропсихологического исследования трудностей овладения письменной речи младших школьников служат теоретические положения Л. С. Выготского и А. Р. Лурия о системном строении ВПФ. Методы нейропсихологического исследования направлены на изучение структурных компонентов, которые входят в состав психических функций.
Итак, рассмотрим какие отделы головного мозга связаны с грамотностью. А. Р. Лурия разделил отделы головного мозга на три блока.
Первый блок- энергетический. При нарушении работы данного блока у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, на письме это может проявляться, как увеличение количества ошибок к концу упражнения. На уроках ребенок часто зевает, быстро перестает воспринимать новую информацию, вертится и мешает другим.
Второй блок — прием, переработка и хранение информации. При нарушении работы этого блога у детей на письме преобладают такие ошибки как смешение букв (парные звонкие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипящие, аффрикаты и их компоненты), ошибки обозначения границ слов, колебание наклона, несоблюдение размера букв, искажение звуко-слоговой структуры сложных слов. Согласно исследованиям Т. В. Ахутиной у детей с нарушением работы второго блога так же наблюдаются и нарушения лексической стороны речи.
Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля деятельности. При нарушениях работы данного блока у детей наблюдаются персеверации элементов букв (и- ш, п — т), букв, слогов; пропуски букв и слогов; ошибки обозначения границ слова и предложения [5]. При дефицитарном развитии третьего функционального блока у детей наблюдается не соблюдение правил и невозможность контроля за своими действиями.
На современном этапе развития педагогики и психологии видна тенденция к учету индивидуальных особенностей детей при коррекционном обучении, а представления о закономерностях развития ВПФ дает возможность создания новых направлений коррекционной работы на базе нейропсихологического похода.
Коррекционно-развивающее обучение на основе нейропсихологии имеет три направления. Первое направление- формирование базовых предпосылок познавательных функций. Второе направление — развитие и коррекция познавательных функций. Третье направление — развитие и восстановление межполушарного взаимодействия [6].
Согласно нейропсихологическому подходу А. Р. Лурия письмо понимается как сложная функциональная система письменной речи, реализуемая совместной и интегрированной деятельностью различных областей мозга. Недоразвитие какой-либо из них приводит к специфическим формам дислексии и дисграфии.
Педагогами и психологами доказана связь трудностей овладения письмом у младших школьников не столько с недоразвитием устной речи, сколько с несформированностью невербальных форм психических процессов — зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координаций, общей моторики, с несформированностью внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями и т. д, что является слабым звеном в развитии большинства левшей [2].
По мнению В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других для стимуляции интеллектуального развития необходимо применять кинезиологические упражнения, так как развитие мелкой и крупной моторики является предпосылками для становления психических процессов. Коррекционно-развивающая работа должна направляться от движения к мышлению [8]. Э. Баллингером был разработан комплекс упражнений «Учебная гимнастика» направленный на коррекцию внимания, память и расслабление центральной нервной системы.
А. Л. Сиротюк считает, что современная школьная программа ориентирована в основном на использование и развитие левого полушария (логическое мышление, анализ, синтез), а развитие правого полушария (интуиция, творческое мышление, создание образов) игнорируется. Данный формат обучения подавляет нейрофизиологическую основу развития гармонично развитого ребенка.
Итак, трудности овладения грамотной письменной речью и другие трудности овладения школьной программой с точки зрения нейропсихологии тесто переплетаются с проблемами современной логопедии и дефектологии. Использование нейропсихологических методов и логопедических приемов дают возможность более качественно и всесторонне вести коррекционную работу. А нам, учителям-логопедам, — совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Литература:
- Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психологии. — 1987. — № 2. — С. 152–157.
- Блонский П. П. Психология младшего школьника. — Воронеж: МОДЭК, 1997.
- Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Смысл. — 2003. — 257 с.
- Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: Академия, 2009. — 146 с.
- Клецина И. С. Гендерная социализация: учеб. пособие. — СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998. — 657 с.
- Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Мим, 1997; Речь, 2003. — 149 с.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 264.
- Лалаева Р. И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т 2 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. — С. 502–511.