Психологические особенности леворуких детей в младшей школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 24.12.2021

Статья просмотрена: 453 раза

Библиографическое описание:

Одилова, Д. И. Психологические особенности леворуких детей в младшей школе / Д. И. Одилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87321/ (дата обращения: 03.12.2024).



Актуальность работы. Известно, что до недавних пор обучение леворуких детей в младшем школьном возрасте было острой проблемой для педагогов. Причиной такой проблемы являлось отсутствие специальных методов обучения и занятий для леворуких детей. Данная проблема в настоящее время свою актуальность не потеряла. В настоящее время в практике современной начальной школы все чаще встречаются леворукие дети, работа с которыми до недавнего времени была направлена на переучивание, подгоняя их под общий стандарт. Но сейчас психологи и педагоги более подробно изучили природу леворукости и пришли к выводу, что переучивание может неблагоприятно сказываться на психике ребенка.

Леворукость — это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Объект исследования: процесс работы учителя младших классов с леворукими детьми.

Предмет исследования: комплекс форм и методов организации работы с леворукими детьми.

Цели исследования:

— рассмотреть теоретические аспекты леворукости;

— рассмотреть методику обучения леворуких детей письму и чтению.

Каждый родитель когда-нибудь задумывался о том, что в ближайшем будущем ребенок будет правшой или левшой, когда начнется школьная пора. Так ли на самом деле страшно быть левшой? Является ли это дефектом? Изучая эти, вопросы мы можем понять природу левшества. В настоящее время благодаря изучению природы и характеристики левшества, разрабатываются новые индивидуальные методы, позволяющие леворуким детям без затруднений осваиваться в праворуком мире. Вопрос изучение левшества осложняется тем, что левши не являются однородной группой. Существует ряд причин левшества. Ребенок может быть леворуким, но не полностью левшой. Чтобы разобраться в понятиях левшества и леворукости, для начала определим сущность этих слов.

Леворукость определяет только ведущую руку, в то время как левшество — это комплексная характеристика большей активности правого полушария. В отличие от правшей у левшей доминирует правое полушарие, у правшей левое полушарие. Это объясняется тем, что нервные пути, протянувшиеся от полушарий мозга к конечностям, перекрещиваются. Является ли ребенок абсолютной левшой, определятся после выявления ведущего глаза, ведущего уха, ведущей ноги. Обычно для этого проводится различные тесты или выявляется во время деятельности, например, при занятии спортом, при разговоре и т. п.

Ученые выделяют в основном 3 вида левшества:

— врожденное левшество;

— вынужденное левшество;

— генетическое левшество.

Врожденное. Причиной данного левшества (по-другому его называют еще «компенсаторное») является какое-либо поражение мозга, чаще всего левого полушария. Так как деятельность правой руки регулирует левое полушарие мозга, то в случае его поражения, травмы или болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции берет на себя правое полушарие. Следовательно, ребенок начинает активно работать левой рукой, впоследствии и при письме. У ребенка с нарушениями одного из полушарий головного мозга чаще всего наблюдаются нарушения эмоционально-психического состояния, отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что в данном случае причиной всех отклонений не является леворукость. Она, как и остальные отклонения, считается следствием одних и тех же причин.

Вынужденное левшество обычно связано с получением травмы правой руки или результатом подражания родителям или друзьям.

Генетическое левшество чаще встречается, чем остальные виды левшества. До настоящего времени не известны механизмы передачи левшества генетическим путем. Достоверно установлено, что леворукость в 10–12 раз чаще встречается в семьях, где хотя бы один из родителей является левшой. В данном случае у генетических левшей может и не наблюдаться какие-либо нарушения, что, следовательно, будет считаться своеобразной индивидуальностью.

С давних времен считалось, что дети-левши склонны отставать в учебе от своих сверстников. Таких детей считали слабыми и старались переучивать их. Такой метод обучения приносил только ущерб леворуким.

Благодаря многочисленным исследованиям ученых природы леворукости мы теперь имеем большее представление о физиологических и психологических особенностях леворуких. Психолог Стивен Кристман в журнале Scientific American объяснил недавно, что доказательства показали отсутствие физиологического или психологического ущерба леворукости.

Несмотря на трудности обучения леворуких, у них есть и преимущественные характеристики, свойственные им:

— Они являются преимущественно творческими людьми. Среди актеров, музыкантов, художников и даже политиков немало левшей встречаются.

— В определенных видах спорта успешно пользуются своим преимуществом (бокс, фехтование, теннис и т. п.).

— Особые способности к живописи, театральному искусству и литературе за счет образности мышления.

— Улучшенная адаптация к тяжелым климатическим условиям, по сравнению с правшами и т. д.

Праворукие дети тоже нуждаются в поддержке и помощи близких людей, но леворуким требуется большее внимание, понимание и поддержка. Так как они живут в праворуком мире, все, что имеется в обыденной жизни адаптировано для праворуких людей. Часто такие неудобства приводят к нервозности, психическому расстройству, замкнутости, а так же отставанию в учебе. Чтобы облегчить жизнь левшей родители и учителя должны набраться терпения.

Существует ряд рекомендаций, реализация которых помогает облегчить школьную жизнь таких детей:

— очень важно правильно организовать свое рабочее место, чтоб свет падал справа, учитывать при письме наклон тетради;

— выполнять упражнения, предназначенные леворуким, заниматься развивающими играми для зрительного и зрительно-моторного восприятия;

— объяснять пошагово каждый элемент задания для осознанного выполнения их;

— донести до родителей, что левшество ребенка — это не отклонение в здоровье, а особенность работы мозга, давать советы, которые помогут поддерживать им друг друга.

Для практического исследования мною была выбрана МБОУ «Лубянская средняя школа». Она находится в селе Лубяны Кукморского района Республики Татарстан России. Школа ведет свою образовательную деятельность с 1986 года. Здесь обучаются 108 учеников, 19 педагогов и 6 воспитателей.

Анализ психологического и физиологического состояния леворуких детей проводила с учениками с 1 по 4 классы под руководством классных руководителей. В 1 классе обучаются 10 учеников, во 2 классе 12 учеников, в 3 классе 14 учеников, в 4 классе их 15. По анализам результатов медицинских обследований учащихся в классах в основном ученики, имеющих основную группу здоровья.

Уровень интеллектуального развития классов средний. Есть дети с ярко выраженным интеллектуальным потенциалом. Есть дети, которые проявляют большую активность на уроках, и другие.

Все ученики класса активно участвуют в учебной деятельности, у большинства из них сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на уроках, стремление получить хорошую оценку.

Для исследовательской работы было выбрано из учеников 5 левшей и 5 правшей. Ученики-левши являются леворукими разного вида и характера. Перед началом исследования поведения младших школьников в учебной деятельности было проведено собеседование с классными руководителями о происхождении и причины леворукости учеников. В ходе выяснилось, что у 3 учеников один из родителей является левшой. Тем самым этим ученикам левшество передалось по наследству. Ученик № 4 приобрел леворукость в конце первого класса, по причине травмы во время физкультурных занятий. Ученик № 5 стал левшой вследствие подражания другу детства — ученику № 1.

Среди 10 учеников проводилось тестирование на определение асимметрии доминантного полушария. Для этого требовалось следующее:

  1. Пальцы рук цепляем в замок. Если сверху будет большой палец левой руки, пишем Л, если правой П.
  2. Прицеливаемся в воображаемую мишень. Если ребенок закрыл правый глаз пишем на листе бумаги букву П, если левый, то Л.
  3. Скрестите руки на груди. Если сверху будет правая рука, пишем на листе букву П., если левая, то Л. Аплодисменты.
  4. Леворукие дети обычно бьют левой рукой о правую руку (пишем Л), если наоборот правой по левой руке, пишем П.

Если вы записали на листе ПППП, то ребенок на 100 % праворукий, если ЛЛЛЛ, то соответственно он 100 % леворукий.

Результаты тестирования:

Таблица 1

Вид рукости

ФИО учеников

Ответы на тестирование

Л

Ученик № 1

л

л

л

л

Л

Ученик № 2

л

л

л

л

Л

Ученик № 3

л

л

л

л

Л

Ученик № 4

п

л

п

п

Л

Ученик № 5

п

п

л

п

П

Ученик № 6

п

п

п

п

П

Ученик № 7

п

п

п

п

П

Ученик № 8

п

п

п

п

П

Ученик № 9

п

п

п

п

П

Ученик № 10

п

п

п

п

Анализируем данные, приведенные в Таблице 1. В первом столбике приведена рукость учеников. Т. е. 5 правшей и 5 левшей. Во втором столбике нумерация учеников. В третьем столбике ответы на тестирование. Как известно, что у нас 3 с врожденным левшеством. Они на все вопросы тестирования ответили одинаково, и все ответы состоят из букв «Л». Это означает, что у этих учеников правое полушарие доминирует над левым. Левая сторона является для них ведущией (левая рука, левый глаз).

Ответы учеников № 4 и № 5 состоят из 2 «Л» и 2 «П». У Ученика № 4 более ведущей стороной является правая сторона, т. е. левое полушарие, доминирует над левым, несмотря на письмо левой рукой. Ученик № 5 тоже является правшой, ведущая рука для него по тестированию левая.

Ученики-правши все ответили на тестирование буквой П, что доказывает их 100 % правшество.

Далее для определения моторной системы были применены следующие тесты.

Попросили учеников с закрытыми глазами нарисовать круг, квадрат и треугольник. При выполнении задания ведущей рукой должно были наблюдаться следующее:

— линии фигур рисуются ведущей рукой медленно, но более точно,

с не ведущей рукой чётко выражен тремор, углы кругловаты или сглажены, точки соединения расходятся.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем не ведущей. Для оценки скорости использовали число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Ученики задание выполняли трижды, затем рассчитали среднее значение.

Данный тест прошли без затруднения все ученики, кроме учеников № 4 и № 5. В их рисунках видны были следы небольшого тремора, углы были нечеткими, а точки соединения не сошлись.

При определении слухоречевой системы проводили следующий тест. Ученики должны были послушать тиканье часов, и определить, с какой стороны слышится громче. Таким образом, определили у детей ведущее ухо.

По результатам теста левым ухом громче слышалось для учеников: № 1, № 2, № 3, № 5 и № 7. Это говорит о том, что для этих учеников ведущим ухом является левое, для оставшихся учеников правое.

Для определения зрительной системы можно использовать тесты:

— моргание одним глазом

— рассматривание в подзорную трубу

— при «пробе Розенбаха» определили ведущий глаз. Для этого ученикам потребовалось держать карандаш вертикально вытянутой рукой вперед. Затем фиксировать взгляд на определенной точке, отстоящей на 3–4м. После чего оба глаза попеременно закрывать. Ведущим глазом будет считаться тот глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону ученика. Таким образом, определили ведущий глаз.

Подводя итоги исходя из изученного, выяснилось, что левшество — это не болезнь, не отклонение или недостаток человека. Левшество как и правшество имеет свои недостатки и преимущества. С поддержки и родителей и учителя они тоже могут достичь своего совершенства.

Литература:

1. Баркан А. Карандаш в левой руке. Будь здоров.- М.: Просвещение, 2006. -112с.

2. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. - 2-е изд. дораб. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 64 с.

3. Безруких М.М., ред. С. Е. Сапожникова. Леворукий ребенок в школе и дома / - Екатеринбург : У-Фактория, 2003. - 304 с.

4. Особенности леворуких детей младшего школьного возраста. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_levorukix_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta/ (15.09.2021)

5. Специфика организации процесса обучения леворуких детей в начальной школе http://dodiplom.ru/ready/99809 (08.09.2021)

6. Леворукие. Игровые приемы при работе с леворукими детьми. https://infourok.ru/levorukie-igrovie-priemi-pri-rabote-s-levorukimi-detmi-980002.html

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, ребенок, ведущая рука, левая рука, ведущий глаз, левша, правая рука, правое полушарие, ведущее ухо, левое полушарие.


Задать вопрос