В статье дана краткая характеристика психологического консультирования в образовании. Кратко описано о леворукости. Представлен основной перечень рекомендаций и информации для родителей леворуких младших школьников.
Ключевые слова: консультирование, леворукость, учебная деятельность, диагностика.
В настоящее время в государственных учреждениях, общественных и коммерческих организациях, частных психологических практиках стала востребованной и начала интенсивно развиваться консультативная функция психолога.
Активно обсуждаются различные вопросы внедрения психологической науки в практику образования. В число актуальных проблем психологической науки в современном образовании включается консультирование по вопросам психологии развития, обучения, и воспитания человека, его личностного и профессионального становления. Все более востребованной становится профессиональная консультативная деятельность психолога, способствующая повышению качества образования [5].
Как бы ни понималось психологическое консультирование и в каких бы формах и условиях оно не осуществлялось в конкретной консультативной работе психолога по проблемам онтогенеза личности (вслед за В. Д. Шадриковым сущность онтогенеза личности понимаем как единство развития и воспитания, при этом обучение и воспитание соединены воедино в двухстороннем процессе), всегда присутствует ожидание ученика, родителей, педагогов совета, рекомендации психолога и помощи от него [5]. Определяющим в этой ситуации является мнение Б. Ф. Ломова: «Рекомендации, предлагаемые от имени психологии, должны опираться на четкие, выверенные знания объективных законов психической деятельности» [5].
На современном этапе развития психологии психологическое консультирование в образовании развивается в трех сферах одновременно [5]:
1) как научное направление, базирующееся на системе психологического знания (общепсихологического и прикладного) о сущности и предназначении человека, особенностях его психики, поведения, деятельности и способностей и методах их исследования и представляет собой выделение системы понятий, процедур, концептуальных положений теории психологического консультирования;
2) как путь внедрения психологической науки в педагогическую практику — отрабатываются организационные модели внедрения научного знания в консультативно-психологическую практику;
3) как область практической деятельности психолога в образовании — психолог-практик непосредственно использует научно обоснованные методы и технологии решения практических задач и внедряет разные типы психологического знания о человеке в жизнь.
Долгое время в качестве приоритетного в образовании выступает возрастно-психологическое консультирование, акцентирующее внимание на необходимости регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития нормально развивающегося ребенка. Консультативно-психологическая функция, реализуемая в модели возрастно-психологического консультирования, базируется на процедурах возрастно-психологического анализа. В качестве центрального момента при данном подходе к решению консультативно-психологических задач выступает понятие возраста, особенности которого исследуются и анализируются через призму ведущей деятельности [5]. Констатация факта необходимости учета в психологическом консультировании особенностей ведущей деятельности личности на разных этапах ее развития неразрывно связывает «возраст» и «деятельность» в едином консультативном процессе и закономерно становит вопрос о необходимости дополнения возрастно-психологического анализа консультативных проблем деятельностно-психологическим [5].
В консультации психолог имеет дело с жизненными проблемами реального человека; они и определяют предметную область диалога субъектов психологического консультирования — психолога, педагогов, учеников и их родителей или замещающих их лиц. Более точно содержание предмета диалога субъектов психологического консультирования, с точки зрения В. Д. Шадрикова и Г. А. Суворовой, отражает понятие «мир внутренней жизни человека» (содержание понятия разработано В. Д. Шадриковым) [5].
Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой — леворукие, то есть активно предпочитающие при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.
Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос: что является причиной леворукости и чем леворукий человек отличается от праворукого? Но специалисты едины в том, что леворукость — это результат особой организации мозга, один из вариантов нормального развития ребенка.
До 1985 года в школах заставляли леворуких детей писать правой рукой. Постепенно, отказавшись от переучивания, леворукие дети стали появляться в школах в достаточно большом количестве. Сейчас леворуких переучивают лишь самые дремучие или недобросовестные педагоги.
Тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети со «скрытой леворукостью».
Достаточно весомая методологическая база работ о проблемах леворукости принадлежит таким ученым как А. П. Чуприков, А. Р. Лурия, В. А. Москвин, Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, М. М. Безруких.
В связи с вышесказанным, на современном этапе развития коррекционной педагогики, этот вопрос остается актуальным.
Какую консультацию может дать психолог родителям леворуких младших школьников? Вот основной перечень рекомендаций и информации.
‒ Важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.
‒ Разработанные методики зарубежных и отечественных ученых дают возможность диагностировать детей в выявлении ведущей руки, для того чтобы в дальнейшем не сталкиваться с проблемами, связанными с учебной деятельностью.
‒ Для диагностики ведущей руки используются опросники, а также функциональные пробы, среди которых наиболее популярные: «Поза Наполеона», «Сцепление пальцев рук», «Аплодирование», «Плечевой тест», «Рисование геометрических фигур», «Рука, берущая предметы. Рука, лучше опознающая предмет», «Рука, выполняющая привычные действия» [2].
‒ Создавать условия для успешной деятельности: наличие образной наглядности, контекста, связи информации с реальностью, с практикой, предпочтение творческим заданиям, экспериментам, благодатно воздействует музыкальный фон и речевой ритм.
‒ Для формирования мотивации значимы: завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, стремление к установлению новых контактов, понимание социальной значимости деятельности.
‒ Восприятие материала целостное, приоритет зрительного восприятия информации, хорошее понимание и ориентация на интонацию в речи.
‒ Переработка информации быстрая.
‒ Предпочтительна практическая деятельности.
‒ Память непроизвольная, наглядно-образная.
‒ Мышление наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное.
‒ Не контролируют правильность речи, допускают смысловые пропуски.
‒ Характерные ошибки при письме: ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы.
‒ Предпочтителен устный опрос с вопросами открытого типа (собственный развернутый ответ).
‒ Рекомендуется выполнять упражнения для развития координации обеих рук.
Поддержка и доброжелательное отношение взрослых помогут леворукому ребенку поверить в свои силы и создать положительное отношение к учебе.
Литература:
- Емельянова Е. Н. Левшата в школе и дома: как определить левшество; помогаем хорошо учиться. — М.: Эксмо, 2010. — 160 с. (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).
- Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 128 с.
- Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2007. — 592 с.: ил.
- Пятница Т. В. Мой ребенок — левша. Диагностика и обучение леворуких детей / Т. В. Пятница. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 315 с.: ил. — (Мир вашего ребенка)
- Суворова Г. А. Психология консультирования в образовании: современное состояние и перспективы развития // Преподаватель XXI век, 2011. — № 1. — 171–186 с.
- Шелопухо О. А. Левша и правша. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2011. — 320 с. (Серия «Мамина школа»).