Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 21.11.2021

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Богова, А. С. Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ / А. С. Богова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6816/ (дата обращения: 20.04.2024).



Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И именно в дошкольном детстве закладывается тот фундамент, на который будет опираться всё следующее знакомство с интересным и разнообразным литературным миром. В. А. Сухомлинский говорил: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

В современном обществе у многих детей потерян интерес к книге, они увлечены гаджетами, компьютерными играми, просмотром телевизора. Видео- и аудиотехника даёт готовые зрительные и слуховые образы, поэтому у детей ослаблен интерес к книге, желание научиться читать. Дети не знают сказок, не называют сказочных героев. А ведь художественная литература служит могучим средством нравственного, умственного и эстетического воспитания детей. Книга оказывает огромное влияние на формирование образной, грамматически правильной речи, обогащение активного словарного запаса дошкольников, развивает связную монологическую и диалогическую речь, играет большую роль в развитии личности человека и речевого творчества.

У детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, мышление, в этом также помогает книга.

Особенностью детей дошкольного возраста является то, что они не умеют читать. Их читательская деятельность базируется на ином типе восприятия искусства — слуховом. Поэтому главную роль здесь играет взрослый, перед ним стоит очень важная задача — знакомя ребёнка с художественным произведением раскрыть замысел, увлечь чувствами и переживаниями героев, обсудить их поступки, возродить интерес детей к чтению художественной литературы.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

Одним из современных методов приобщения детей к книжной культуре является проектный метод, как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. Проектная деятельность — это совместная творческая, игровая и учебно-познавательная деятельность, которая имеет общую цель, направленную на достижение общего результата.

Поэтому мной было выбрано направление по реализации долгосрочного познавательно-творческого проекта «Мои любимые книги».

Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.

Задачи проекта:

  1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.
  6. Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи.

В проекте участвовали: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, сотрудники районной детской библиотеки.

Предполагаемые результаты:

  1. Сформировать устойчивый интерес к художественной литературе.
  2. Сформировать бережное отношение к книге.
  3. Закрепить знания о названиях, авторах и героях детских произведений.
  4. Сформировать интерес к миру театра, театрально — игровой деятельности.
  5. Закрепить навыки продуктивной деятельности.
  6. Выработка новых форм работы и установление тесного контакта с родителями.

Итоговое мероприятие: литературная викторина «Любимые сказки».

Проект реализовывался в три этапа:

  1. Организационный.
  2. Практический.
  3. Итоговый.

На первом организационном этапе была проведена диагностика детей «Сформированность устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства»; беседы с детьми по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»; анкетирование родителей «Чтение художественной литературы»; консультации для родителей: «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста», «Читающие родители — читающие дети», «Как с ребёнком выучить стихотворение», «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Путь в страну книг»; собрана методическая литература по данному вопросу.

Создана предметно-развивающая среда, соответствующая ФГОС и способствующая формированию устойчивого интереса к художественной литературе. В группе книжный уголок пополнился художественной литературой, появилась «Книжная больница», где дети сами, с небольшой помощью воспитателя, ремонтируют книги. Театральный уголок пополнился различными атрибутами и видами театров.

Второй практический этап включал в себя работу проекта во всех образовательных областях по ФГОС ДО: в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии.

В рамках проекта с детьми было проведены занятие — презентации «Рождение книги», на котором ребята узнали, как появилась первая книга у человека, какие книги были в древности, из какого материала они были сделаны, как появилась письменность, как и чем люди писали и рисовали и занятие — презентация «История создания книги», где ребята закрепляли знания о строении книги — книжный блок, обложка, корешок книги, титульный лист, иллюстрации).

Также проведены занятия: «Сказка в гости к нам приходит», на котором дети закрепляли знания о хорошо знакомых сказках; «В мире сказок» — дети знакомились со сказками зарубежных писателей, игра — занятие «По мотивам любимых сказок» — дети отгадывали название сказки по короткому отрывку, узнавали сказку по заданию.

Во второй половине дня с детьми проводились «Вечера сказок», на которых обогащались знания детей о русских народных сказках. Дидактические игры «Назови автора», «Четвёртый лишний», «Из какой сказки герой», «Волшебные лабиринты», «Доведи героя до цели», «Узнай по фрагменту» и т. д.

Большое внимание уделялось поэзии. Дети учились заучивать стихи с помощью мнемокартинок. Проводились тематические конкурсы чтецов по творчеству поэтов с целью развития умения чувствовать выразительность и красоту поэтичного слова.

Детям очень понравились произведения А. С. Пушкина. С большим восторгом ребята знакомились с творчеством поэта, а итоговым мероприятием тематической недели был литературный вернисаж — выставка по сказкам А. С. Пушкина.

Все режимные моменты пронизывала театрализованная деятельность: включалась во все занятия, осуществлялась в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности детей и педагогов.

Были задействованы различные виды театров: пальчиковый театр, настольный театр, театр масок, кукольный театр «Бибабо», театр актёров. Дети обучались приёмам манипуляций детских театров различных видов.

Знакомились с понятиями «пантомимика», «эмоции», средствами выразительности «жесты», «мимика», «движения» и т. п. Учились распознавать эмоциональное состояние других актёров.

Детские праздники и развлечения проводились с постановкой сценок, спектаклей, в которых дети очень хорошо исполняли свои роли.

Ребята и родители охотно принимали участие в изготовлении декораций к различным постановкам.

В рамках проекта было разработано методическое пособие «Играем в сказку», целью которого было формировать математические представления о счёте и порядковых числительных, расширять знания детей об окружающем мире.

Дети с удовольствием выражали свои эмоции, основанные на впечатлениях от бесед, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы в продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструированию по мотивам понравившихся произведений.

В рамках проекта была организована интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» совместно с родителями с целью развивать у детей коммуникативные качества, речевую активность, любознательность и мыслительные способности; закрепить полученные знания о художественных произведениях.

Были организованы экскурсии в детскую библиотеку. Дети познакомились с работой библиотекаря, с разнообразием литературы, узнали, что такое читальный зал. В течение года мы посещали библиотеку, где велась культурно-просветительская работа с детьми. Ребятам очень понравилось посещать различные тематические дни, они вместе с родителями записались в библиотеку и с удовольствием регулярно посещают её.

В группе детского сада также была организована минибиблиотека, созданы читательские формуляры, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и дома вместе с родителями прочитать её.

В читательском уголке была создана «Литературная гостиная, в которой каждые две недели оформлялись тематические выставки, посвящённые творчеству писателей. На протяжении этого времени дети знакомились с творчеством одного из писателей в детском саду и дома. В конце каждой тематической выставки наша «Литературная гостиная» пополнялась творческими работами детей и родителей. Дети изготовили книжки — малышки с рисунками по любимым сказкам и пополнили ими нашу групповую минибиблиотеку. Для книжного доктора Айболита ребята смастерили головные уборы. И в «Книжной больнице» стало работать ещё интереснее!

В реализации проекта активное участие принимали инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Утренняя зарядка проводилась с перевоплощением в сказочных героев, на занятиях физической культурой и на прогулках регулярно организовывались подвижные игры со сказочными героями «Два весёлых гуся», «Бездомный заяц», «Поймай рыбку» и т. д.

На музыкальных занятиях проводились игры «Узнай по голосу сказочного героя», «Попляши, как сказочный герой», «Узнай по мелодии сказочного героя».

На третьем итоговом этапе проекта при помощи музыкального руководителя и инструктора по физической культуры была проведена «Литературная викторина «Любимые сказки» с участием родителей, с целью способствовать созданию единого образовательного процесса по использованию сказки в речевом, творческом и социально — нравственном развитии детей.

Передо мной стояли задачи:

— обобщить знания детей о сказках, совершенствовать коммуникативные функции речи, воспитывать умение работать в команде, доброжелательность;

— показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой;

— привлечь всех участников проекта к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Была проведена повторная диагностика детей «Сформированность устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства», которая дала положительную динамику.

Результаты проекта:

  1. У детей появились любимые произведения и сказочные герои.
  2. Самый посещаемый уголок в группе — книжный.
  3. Дети стали приносить в группу художественную литературу из дома.
  4. Дети с большим удовольствием играют в библиотеку.
  5. Дети стали просить родителей почитать художественную литературу дома и с удовольствием рассказывать о прочитанном в группе.
  6. Дети активно, с желанием участвуют в театрализованных постановках: выступают перед родителями, малышами из других групп.
  7. Родители стали больше уделять время чтению художественной литературы детям.
  8. Большинство детей родители записали в детскую библиотеку.
  9. В результате проведённой работы над проектом в группе появились читающие дети, они с большим желанием читают друг другу книги.
  10. Родители принимают активное участие во всех мероприятиях ДОУ.
Задать вопрос