Психологическое консультирование клиентов с разным уровнем креативности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Пантелеев, А. Ф. Психологическое консультирование клиентов с разным уровнем креативности / А. Ф. Пантелеев, О. П. Луценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 500-503. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103225/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности работы психологического консультанта в зависимости от уровня креативности клиента.

Ключевые слова: креативность, творческий, креативное поле, уровень креативности, уровень понимания, рекомендации, психологический консультант, клиент, дивергентное мышление.

В работе психологического консультанта с клиентами коммуникативная деятельность является важнейшим инструментом, поскольку в ходе нее происходит обмен информацией и формируется информационное сознание [5]. Чтобы этот инструмент приносил положительное воздействие, необходимо уделять внимание границам, регулирующим конфиденциальность, для обеспечения открытого диалога с клиентом [4]. Коммуникация должна отталкиваться от нужд и индивидуальных особенностей клиента [7, 8].

Актуальность статьи обусловлена тем, что психологическое консультирование основывается на индивидуальном подходе к клиенту, однако индивидуальность субъекта консультаций определяется в ходе работы и только с той стороны, которую демонстрирует клиент, замечает и считывает консультант. При этом зачастую аспект креативности не учитывается и не считается значимым, в то время как от уровня креативности зависит выбор методов работы и того, как клиент сможет воплотить в жизнь рекомендации консультанта.

Психологический консультант должен учитывать особенности дивергентного мышления клиента, чтобы понимать, как будут восприняты и выполнены рекомендации психолога: будет ли клиент следовать им точно и пошагово, будет ли видоизменять и подстраивать под себя или совсем откажется выполнять.

В научной литературе недостаточно изучен аспект связи уровня креативности клиента со спецификой психологического консультирования.

Цель статьи — определить специфику психологического консультирования клиентов с разным уровнем креативности.

Данная статья ставит перед собой задачу определить понятие креативности и на основе выбранного метода выделить особенности работы психологического консультанта в зависимости от уровня креативности клиента.

Креативность — одна из определяющих составляющих самоактуализации. Тот уровень, на котором человек способен проявиться творчески и его способность мыслить нестандартно определяют когнитивные процессы и варианты реакций на ход психологической консультации. Уровень креативности человека измерим и определяется уровнем его дивергентного мышления или способностью находить множество разных решений одной задачи [1, 6].

Исследование связи креативности с уровнем понимания рекомендаций психологического консультанта проводилось в 4 этапа, каждый из которых проходил в рамках индивидуального приема:

  1. Первичная индивидуальная консультативная сессия. Каждый испытуемый проходил на ней 3 этапа психологического консультирования по Р. С. Немову [3]: настроечный (знакомство), диагностический (исповедь клиента, уточнение проблемы, психодиагностика клиента), рекомендательный (практические рекомендации клиенту).

После нее на этой же встрече проводилась оценка уровня понимания рекомендаций по методу А. Ф. Пантелеева после первой сессии.

  1. Исследование по методике «Креативное поле» Д. Б. Богоявленской [2].
  2. Повторная индивидуальная трехэтапная консультативная сессия по Р. С. Немову, включающая рекомендательный этап.

После нее на этой же встрече проводилась оценка уровня понимания рекомендаций по методу А. Ф. Пантелеева после сессии и оценка выполнения рекомендаций, данных на первой встрече.

  1. Повторная встреча для оценки выполнения рекомендаций, данных на предыдущей встрече.

В исследовании приняли участие 20 человек в возрасте 28–57 лет, из них 45 % — мужчины и 55 % — женщины. Для проведения исследования было организовано 80 встреч.

Для оценки уровня понимания клиентом рекомендаций, данных во время консультирования, использовалась методика А. Ф. Пантелеева. Критерии оценки сформулированы им, исходя из наблюдений во время консультирования и психологической теории понимания.

Согласно данной методике существуют следующие параметры оценки уровня понимания клиента в отношении данных специалистом рекомендаций:

1) клиент может повторить точную формулировку рекомендации, данной ему психологом;

2) клиент может привести пример жизненной ситуации, в которой рекомендация будет реализована;

3) клиент может рассказать о своих соответствующих рекомендации действиях по ее исполнению;

4) клиент может предложить свои правильно обоснованные дополнения или изменения в рекомендацию;

5) клиент может сделать прогноз результативности выполненных рекомендаций лично для него.

В ходе консультирования психологический консультант может дать несколько рекомендаций. Каждая из них оценивается последовательно по всем вышеперечисленным критериям. Если клиент выполняет критерий, то получает один балл. Следовательно, по каждой рекомендации он может набрать от 0 до 5 баллов. После того, как экспериментатор оценивает понимание каждой данной им рекомендации, баллы суммируются и делятся на количество рекомендаций. В итоге получается средний балл, по которому определяется уровень понимания клиентом рекомендаций.

Если средний балл — от 1 до 3,4 — клиент имеет первый уровень понимания. Этот уровень характеризуется тем, что клиент понимает данные ему рекомендации: может их повторить и придумать ситуацию из реальной жизни, в которой может их использовать, описывая реализацию рекомендаций в подробностях. Рекомендации должны быть четкие и понятные, легко выполнимые.

Если средний балл — от 3,5 до 4,5 — то клиент имеет второй уровень понимания. Этот уровень характеризуется не только полным пониманием рекомендаций и готовностью их выполнять, но и элементом креативности. Здесь испытуемый анализирует рекомендации и обоснованно меняет их, объясняя свои решения. Рекомендации должны оставлять место для коррекции клиентом.

Если средний балл — от 4,6 до 5 — то клиент имеет третий уровень понимания. На этом уровне испытуемый демонстрирует высокую интеллектуальную активность и креативность. Испытуемый анализирует, обобщает и прогнозирует, что говорит о способности адаптировать под свои нужды рекомендации психолога, быть избирательным и осознанным в применении рекомендаций психолога. Рекомендации должны оставлять место творческому подходу к их реализации, задавать вектор движения и не описывать четкую последовательность действий.

Исследование по методике «Креативное поле» проходило на второй встрече. Использовалась цилиндрическая доска. Данная часть эксперимента состояла из этапа обучения и основного этапа.

Каждый испытуемый решил 6 задач в обучающей части эксперимента, также все или часть из предложенных 12 задач на основной части эксперимента. Эксперимент был разбит на пять серий. Они были проведены в один день с перерывами. Продолжительность каждой у разных испытуемых — от 10 до 40 минут.

Задачей экспериментатора было проследить связь между уровнем креативности испытуемых и их отношению к выполнению рекомендаций психологического консультанта.

В эксперименте человек работает на стандартной шахматной доске, рассматривая ее как развернутый цилиндр. Цилиндрическая шахматная доска — это стандартная шахматная доска с 64 полями, свернутая в трубку, так что плоскость «a» соприкасается с плоскостью «h». Испытуемый передвигает фигуры на плоском поле, при этом держит в голове форму цилиндра и возможности ходов на цилиндрическом поле. Соответственно, испытуемый обобщает и выявляет закономерности поля, а затем решает задания.

Экспериментатор по количеству способов решения задач определил уровень дивергентного мышления и креативности, в соответствии с которым давал рекомендации после 3 встречи. На 3 встрече была проведена повторная индивидуальная трехэтапная консультативная сессия по Р. С. Немову, включающая рекомендательный этап. После чего проведена оценка уровня понимания рекомендаций по методу А. Ф. Пантелеева после сессии. А также оценка выполнения рекомендаций, данных на первой встрече.

На 4 встречебыла произведена оценка выполнения рекомендаций, данных на предыдущей встрече.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Креативность различается и делится на уровни по степени творческой составляющей в порядке возрастания: стимульно-продуктивный (45 % испытуемых в данном исследовании), эвристический (30 % испытуемых в данном исследовании), высший эвристический (25 % испытуемых в данном исследовании) и креативный (0 % испытуемых в данном исследовании). Таким образом, наибольшее количество составляют представители стимульно-продуктивного уровня, наименьшее — креативного.
  2. По уровню понимания рекомендаций, данных психологом, клиенты делятся на три уровня. Эти уровни в 80 % случаев соотносятся с уровнями креативности клиентов следующим образом: в первой группе понимания — клиенты со стимульно-продуктивным уровнем, во второй — с эвристическим, в третьей — с высшим эвристическим.
  3. Клиенты, которые имеют стимульно-продуктивный тип креативного мышления придерживаются рекомендаций данных психологом и готовы выполнять их пошагово. Они не дополняют рекомендации специалиста и не вносят коррективы. Им важно успешно выполнить предложенное задание в том виде, в каком оно было представлено.
  4. В работе с ними предпочтительно подробно проговаривать ход самостоятельной работы клиента. Количество рекомендаций должно быть достаточным для решения проблемы.
  5. Клиенты эвристического уровня креативности проявляют творческий подход в анализе и видоизменении рекомендаций, предложенных психологом. Они предпочитают обсуждать и обдумывать каждую рекомендацию, примерять ее на обстоятельства реальности и адаптировать под свои качества характера, особенности поведения и окружения. Такие клиенты могут вступать с психологом в конструктивный диалог и объяснять, что и почему они могут и будут делать, а что из рекомендованного — нет.
  6. Психологическим консультантам следует предлагать эвристам не четкий план действий, а задавать вектор движения, оставляя им свободу выбора конкретных шагов в направлении решения проблемы. Количество рекомендаций может быть небольшим. Рекомендации должны вовлекать те ресурсы, которые клиент имеет для решения проблемы.
  7. Клиенты высшего эвристического уровня отличаются тем, что в их деятельности присутствует больше креативности и мыслительной активности. Они могут самостоятельно генерировать множественные решения проблемы и разрабатывать рекомендации под руководством психолога.
  8. Психологическому консультанту следует обсудить с клиентом высшего эвристического уровня индивидуальные причины возникновения проблемы и определить, какие качества характера и поведение мешают клиенту решить проблему самостоятельно. Психологу стоит сконцентрироваться на выявлении у клиента ресурсов, которые помогут ему самостоятельно определить пути решения проблемы.
  9. Клиенты креативного уровня могут предложить многообразие нетривиальных вариантов решения каждой проблемы. Они стараются проанализировать данные психологом рекомендации и видоизменить их по своему усмотрению. Могут аргументировать решение и спрогнозировать последствия.
  10. Роль психологического консультанта при работе с клиентами креативного уровня — помочь им раскрыть сильные стороны, которые помогут решить проблему, определить то, что мешает самостоятельному решению проблемы, а также помочь выбрать действенные решения. При прогнозировании результатов дать клиенту прожить разные ситуации и выбрать оптимальный путь решения проблемы самостоятельно. Психологу следует давать клиенту свободу в плане поиска решений собственной проблемы и разработки рекомендаций, обсуждать их, выявлять оптимальные, исключать неподходящие.

Проведенное исследование показало, что уровень креативности клиента оказывает существенное влияние на восприятие понимания ситуации консультирования, как следствие специфику психологического консультирования по ряду выработанных рекомендаций.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Природа творческих способностей // Вестник гуманитарного научного фонда. № 1. 1997. С 166–172.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  3. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
  4. Петронио С. Коммуникация как средство преодоления межличностного кризиса // Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 72–79.
  5. Altman I. Didactic Model in Communication // Psychology and Medicine. 2014. № 4. P. 23–29.
  6. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. Mc Graw-Hill, 1967.
  7. Personalized Psychotherapy: A Treatment Approach Based on Theodore Millon’s Integrated Model of Clinical Science Stephen Strack1 and Theodore Millon/ Journal of Personality, 12. 2013.
  8. Yalom I. D. Existential psychotherapy (5th ed.). Basic Books, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): клиент, психологический консультант, рекомендация, уровень понимания, испытуемый, оценка выполнения рекомендаций, психологическое консультирование, дивергентное мышление, оценка уровня понимания рекомендаций, уровень креативности.


Ключевые слова

креативность, клиент, рекомендации, дивергентное мышление, творческий, креативное поле, уровень креативности, уровень понимания, психологический консультант

Похожие статьи

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Определение понятия «креативность» в научной литературе

В современном обществе появилась потребность в креативных личностях. В данной статье раскрываются основные аспекты понятия «креативность» в психолого-педагогической литературе.

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров

В данной статье рассмотрены цель, объект, предмет, этапы и методы исследования взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Проверена выдвинутая гипотеза об их взаимосвязи, а также с целью развития эмоционального интел...

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте. Рассматривается понятие и виды интеллекта. Определено понятие креативности. Выявлена взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте методами математичес...

Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера

В данной статье излагаются психологические особенности процесса принятия решений в конфликтных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности, и результаты опытно-тестовых работ в этом направлении, способствующие повышению эффективности процесс...

Психологическая составляющая успеха человека

Психологическая и социальная адаптация являются той необходимой базой, опираясь на которую менеджер может добиться успеха. В статье рассмотрены: личностные ограничения, которые снижают эффективность психологической адаптации, представлены 3 варианта ...

Взаимосвязь общительности и копинг-стратегий у специалистов контакт-центра с разным стажем работы

Статья посвящена эмпирическому исследованию, целью которого стало изучение взаимосвязи общительности и копинг-стратегий у специалистов контакт-центра с разным стажем работы.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Похожие статьи

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Определение понятия «креативность» в научной литературе

В современном обществе появилась потребность в креативных личностях. В данной статье раскрываются основные аспекты понятия «креативность» в психолого-педагогической литературе.

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров

В данной статье рассмотрены цель, объект, предмет, этапы и методы исследования взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Проверена выдвинутая гипотеза об их взаимосвязи, а также с целью развития эмоционального интел...

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте. Рассматривается понятие и виды интеллекта. Определено понятие креативности. Выявлена взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте методами математичес...

Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера

В данной статье излагаются психологические особенности процесса принятия решений в конфликтных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности, и результаты опытно-тестовых работ в этом направлении, способствующие повышению эффективности процесс...

Психологическая составляющая успеха человека

Психологическая и социальная адаптация являются той необходимой базой, опираясь на которую менеджер может добиться успеха. В статье рассмотрены: личностные ограничения, которые снижают эффективность психологической адаптации, представлены 3 варианта ...

Взаимосвязь общительности и копинг-стратегий у специалистов контакт-центра с разным стажем работы

Статья посвящена эмпирическому исследованию, целью которого стало изучение взаимосвязи общительности и копинг-стратегий у специалистов контакт-центра с разным стажем работы.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Задать вопрос