Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 02.02.2020

Статья просмотрена: 437 раз

Библиографическое описание:

Кашуро, Л. А. Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта / Л. А. Кашуро, Я. С. Платонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67060/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, тренинг, метод CIPP, лицевая экспрессия, идентификация эмоций.

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Характеризуется следующими компонентами [4]: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций. Отсюда и способы обнаружения, а именно [1]: мимика или лицевая экспрессия; электрическая активность кожи (ЭАК) она же КГР (кожно-гальваническая реакция), измеряемая с поверхности ладони; плейтизмограмма — то есть сосудистая реакция организма; реакции сердечно-сосудистой системы; механограммы дыхания; диагностика эмоций с помощью анализа речи; диагностика с помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионного томографа); ЭЭГ-показатели эмоций.

В связи с тематикой нашей работы мы достаточно подробно ознакомились со многими статьями об ЭЭГ-коррелятах эмоций и в своей работе опирались на следующие источники [2,3,5].

По выраженности эмоции различны от субъекта к субъекту, но, тем не менее, многие авторы сходятся во мнении, что по мере убывания выраженности эмоции отличаются от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.

Двигаясь от аффекта выше, в сторону чувств мы наблюдаем больше присутствия мысли. Если аффект, это эмоция совсем без мысли и почти не управляемая, то чувство содержит в себе уже больше мысли и более управляемо индивидом.

Было замечено, что это управление у некоторых достаточно хорошее от природы, а у других выражено слабо. Владеющие своими эмоциональными состояниями в социальном плане обычно более успешны, что послужило толчком для развития в науке понятия эмоционального интеллекта. Анализ когнитивных способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил выделить четыре компонента эмоционального интеллекта (ветви), которые последовательно развиваются в онтогенезе [6,12,13,14].

Способность распознавать и выражать эмоции (первая ветвь) является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая ветвь). Эти две способности являются основой для способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья ветвь). В свою очередь, вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая ветвь).

ЭИ относится в психологии к гибким навыкам [6], то есть к тем, которые можно улучшить в процессе разных видов обучения, в частности -тренингов ЭИ. Уже давно специалистов интересует не просто тренинги, а их результаты, оценка. Существует целый ряд методов [11].

Метод (модель) Кирпатрика, метод оценки по цели (целевой подход Тайлера), метод системной оценки (системная модель Стафлебима, CIPP)? Метод оценки реакции (модель Берда) Модель CIRO, метод (модель) Скривенса, метод (прикладная теория) Поля Кирнса, метод (натуралистический подход) Губа, метод Брюса Аарона (Модель V), математические методы оценки эффективности обучения (например, набор математических инструментов, предложенный Мансуровым Р. Е.)

Для своей работы мы выбрали в качестве метода оценки системную модель CIPP. Она состоит из четырех основных компонентов.

Контекст — определяется цель, преследуемая аудиторией, а также определяются потребности, которые должны быть удовлетворены.

Вход — определяются ресурсы, возможные альтернативные стратегии, а также определяется самый простой способ удовлетворить потребности, установленные выше.

Процесс — оценивается, насколько хорошо выполняется разработанный план.

Продукт — оцениваются полученные результаты, проверяется, были ли достигнуты цели, вносятся поправки: как следует разрабатывать план в следующий раз.

Итак, Контекст. Он определился аудиторией в 20 студентов разных курсов. Все они испытывали трудности в общении и целью поступления на психологический факультет обозначили желание свои трудности скорректировать. Из проведенных с каждым бесед выяснилось, что причиной личных конфликтов как в семье, так и в обществе очень часто становится недопонимание лицевой экспрессии ближайшего окружения.

Вход. Ресурсы и стратегии развития навыков общения для следующего пункта CIPP — «Вход» — определились интересом нашей аудитории к энцефалографии, к нейронаукам, к технике, в частности, к получившим уже достаточное распространение, нейрогаджетам. Наш выбор пал на NeuroSky в сочетании с программой Puzzlebox Synapse, поскольку у гарнитуры этой марки наиболее удачное соотношение цены и качества, нет длительной процедуры установления паттернов состояний (они просто определяются в процентах от эталонного паттерна) [10], а данная программа имеет контрольную панель с числовой фиксацией уровня не только состояний концентрации внимания и расслабления (Attention, Meditation eSense TM) но и 8 -ми ритмов ЭЭГ (вкладка Control Panel).

Выбирая контрольные тесты мы сами прошли ряд тренингов развития ЭИ как в прямом интернет-доступе, так и на обучающих платформах разных ВУЗов страны и их оценочные тесты, однако наиболее объективным, проверенным временем считаем «Тест Гилфорда, субтест 2. Группы экспрессии», тем более, что существует его он-лайн вариант [8]. Для контрольных срезов нашего тренинга мы решили предложить аудитории пройти выбранный тест с одновременной записью ЭЭГ-ритмов от электрода нейрогаджета, установленного в области зоны 9 по Бродману.

В указанных нами работах по ЭЭГ-коррелятам эмоций рассматривается тета-ритм, особенно в лобных областях мозга, в зоне 9 по Бродману как указатель на эмоциональные переживания. Лобные доли коры больших полушарий из всех отделов коры мозга в наибольшей степени ответственны за возникновение и осознание эмоциональных переживаний. К лобным долям идут прямые нейронные пути от таламуса, лимбической системы, ретикулярной формации [3]. А присутствие и выраженность дельта-ритма в энцефалограмме указывает, в том числе, на стрессогенность ситуации для испытуемого. Изменения в мощности альфа-ритма (высокого и/или низкого) авторы связывают с эмоциями (отрицательными и/или положительными соответственно).

Наилучшим ресурсом для развития умения владеть своим состоянием мы находим как раз биологическую обратную связь [7], идея которой и реализована в устройстве Neurosky в сочетании с программой Brainwave Visualizer.

После выбора ресурсов был построен план проведения тренинга.

Прежде всего, проводится разделение участников на 2 группы — экспериментальную и контрольную. Контрольный срез выполняется с применением субтеста 2 Гилфорда, который испытуемые проходят, надев гарнитуру Neurosky. Результаты сводятся в общую таблицу, оцениваются параметрически и непараметрически.

Затем мы проводим небольшой тренинг ЭИ в форме бесед и упражнений, разработанный нами для развития только первой ветви ЭИ — идентификации эмоций. И самостоятельно участники экспериментальной группы занимаются БОС-тренингами с NeuroSky и программы Brainwave Visualizer. С контрольной же группой никаких занятий не проводится. По окончании тренингов, как самостоятельного, так и группового, мы снова проводим субтест 2 Гилфорда при одновременной записи энцефалограммы с помощью Neurosky в обеих группах. Сравниваем результаты.

Наблюдаем обе группы в течение месяца, разбираем возможные конфликты. Предположительно большее понимание лицевой экспрессии и полученные навыки использования биологической обратной связи приведут к снижению конфликтности в общении нашей аудитории.

Процесс. Оценивая, насколько хорошо выполнялся разработанный нами план отметим, что технических проблем ни с субтестом онлайн [8], ни с загрузкой программных продуктов для самостоятельных БОС-тренингов участников с гарнитурой Neurosky не было.

Нами был разработан тренинг, содержание которого доступно по ссылке [9]. В рамках тренинга проводились мини-лекции, короткие упражнения, беседы. Поскольку тренинги проводились для студентов в свободное от лекций время, то занятия по 30 минут три раза в неделю мы посчитали оптимальными. Каждое следующее занятие начиналось разбором короткого домашнего задания. Тренинг в группе был направлен на разъяснение различных компонент, характеризующих эмоциональные процессы. Занятия же участников БОС-тренингами были самостоятельными, мы их никак не комментировали. Поскольку в программе Brainwave Visualizer тренинги спроектированы в игровой форме, то участники нашего эксперимента организовали между собой парные турниры на лучший результат по достижению состояния релаксации и концентрации.

Продукт.

Мы сопоставили исходные показатели по субтесту 2, который участники проходили до тренинга у контрольной и экспериментальной групп. Для статистической обработки использовались параметрический (t-критерий Стьюдента для независимых и зависимых выборок) и непараметрический критерии (U-критерий Манна–Уитни для независимых и Z-критерий Вилкоксона для зависимых выборок) и сопоставлялись их результаты. Согласно как параметрическому, так и непараметрическому критериям, экспериментальная и контрольная группа изначально не различались — можно признать эти группы сопоставимыми (таблица 1).

Таблица 1

Сравнение результатов экспериментальной иконтрольной групп до тренинга

показания NeuroSky взоне 9 по Бродману во время прохождения субтеста

Показатель

Экспериментальная группа

Контрольная группа

t-критерий Стьюдента

U-критерий Манна-Уитни

среднее

ст. отклонение

среднее

ст. отклонение

субтест 2 Гилфорда

0,318

0.03

0.32

0.04

1.06

2068

Дельта-ритм

0,082

0.003

0.089

0.041

0.55

2207

Тета-ритм

0,171

0.004

0.168

0.017

-0.87

2201

Альфа-ритм

0,243

0.023

0.249

0.021

-0.31

2263

Бета-ритм

0,373

0.038

0.368

0.029

0.23

2280

Гамма-ритм

0,131

0.023

0.126

0.018

0.26

2278

Attention/Meditation

81/28

0.041/0.032

78/29

0.041/0.03

0.84/0.023

2198/2197

Здесь следует отметить, что данный результат очень редок. Чаще группы приходится переформировывать, так как они сильно различаются.

После тренинга ситуация существенно изменилась. Как по t-критерию Стьюдента,так и по U-критерию Манна–Уитни отмечаются значимые различия между экспериментальной и контрольной группами (таблица 2).

Таблица 2

Сравнение результатов экспериментальной иконтрольной групп после тренинга

Показатель

Экспериментальная группа

Контрольная группа

t-критерий Стьюдента

U-критерий Манна-Уитни

среднее

ст. отклонение

среднее

ст. отклонение

субтест 2 Гилфорда

0,393

0.033

0.372

0.038

3,442***

1621*

показания NeuroSky взоне 9 по Бродману во время прохождения субтеста

Дельта-ритм

0,091

0.037

0.078

0.033

0.681*

1986*

Тета-ритм

0,198

0.027

0.097

0.024

3,798***

1497*

Альфа-ритм

0,293

0.021

0.244

0.015

4,785***

1335*

Бета-ритм

0,321

0.023

0.389

0.026

4,441***

1317*

Гамма-ритм

0,097

0.037

0.192

0.033

0.681**

1986*

Attention/Meditation

73/45

0.039/0.031

85/19

0.027/0.03

4,785** / 4,941*

1335* /1441*

Примечание.* — p<0,05; ** — p<0,01; *** –p<0,001.

Показатели экспериментальной группы превысили показатели контрольной группы — наш тренинг прошел успешно. Однако последующее наблюдение за обеими группами показало, что конфликтные ситуации не исчезли совсем. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы

  1. Использовать нейрогаджет в оценке приходится совместно с программой, машинным кодом для обработки энцефалографических сигналов с раcширением.EXE — это скомпилированный в машинные коды исполняемый файл программы. В большинстве случаев в нем ничего особо не изменишь без полного декодирования.

Ибо будет приводить к невозможности запуска программы.

Изменить можно лишь незначительные характеристики программы, скажем, строковые значения (т. е. надписи), возможно изменить с помощью специальных программ.

  1. В используемой программе уровни сигналов,паттерны состояний, даже выделяемые из записи ЭЭГ-ритмы зависят от автора этого кода, от нейрофизиологов в команде разработчиков программного обеспечения к нейрогаджету. Разработанный алгоритм eSense оценки состояний является торговой маркой фирмы-производителя, поэтому узнать из чего именно складывается так называемые состояния Attention, Meditation и др. не представляется возможным. Известно лишь,что паттерны состояний выражаются в сравнении с эталонными, записанными с ЭЭГ буддистских монахов [10].
  2. В разработанной программе остается невыясненным что больше влияет на смещение результатов тестирования в лучшую сторону — самостоятельный БОС-тренинг с NeuroSky или тренинг с ведущим.

Если двигаться в предлагаемой тематике дальше, то следует рассмотреть предлагаемые фирмой-производителем SDK — средства для самостоятельного программирования работы нейрогаджета, а также выделить и изучить не 2, а 3 группы испытуемых, одна из которых будет улучшать свои показатели только посредством самостоятельных БОС-тренингов.

Литература:

1. Данилова Н. Н., Крылова А. Л.. Физиология высшей нервной деятельности. — М.: МГУ, 2004. — 127 с.

2. Коган В. Н. Электрические проявления деятельности коры головного мозга / Частная физиология нервной системы. — 3-е изд. — Ленинград: Наука, 1993. — 233 с.

3. Костюнина Н. Б., Куликов В. Г. Частотные характеристики спектров ЭЭГ при эмоциях // Журнал ВНД. — 1995. — № 3. — С. 27–30.

4. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2019. — 400 с.

5. Яковенко И. А., Черемушкин Е. А. Сопоставление перестроек пространственно-временной организации потенциалов коры больших полушарий мозга человека с частотными характеристиками ЭЭГ при решении когнитивной задачи. // Журнал ВНД. — 1996. — № 3. — С. 12–19.

6. Давыдова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. //. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 29.01.2020).

7. Нейрофидбек: Психофизиолог Илья Захаров о биологической обратной связи //. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8410-neyrofidbek (дата обращения: 29.01.2020).

8. Он-лайн тест «Тест Гилфорда, субтест 2. Группы экспрессии» //. URL: https://psytests.org/iq/guilford/guilford2.html#qpBlock1 (дата обращения: 29.01.2020).

9. Программа тренинга идентификации эмоций //. URL: http://www.proza.ru/2020/01/09/476 (дата обращения: 29.01.2020)

10. Сравнение ЭЭГ-гарнитур с точки зрения медитации: NeuroSky MindWave Mobile, Muse, Melomind и др. //. URL: (дата обращения: 29.01.2020).

11. Шмаленбах М. Оценка эффективности тренинга //. URL: https://ubo.ru/articles/?cat=111&pub=103 (дата обращения: 29.01.2020).

12. Историческая справка. Термин Эмоциональный интеллект // Эмоциональный Интеллект (EQ) и его компоненты. URL: https://sites.google.com/site/emocionalnyjintellekteq/glava-i-opredelenie-emocionalnogo-intellekta/1-osnovnye-periody-v-istorii-izucenia-ei-po-dz-majeru/hvhgj (дата обращения: 30.01.2020).

13. Эмоциональный интеллект будущего специалиста педагога-психолога //. URL: https://articlekz.com/article/20457 (дата обращения: 30.01.2020).

14. Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта //. URL: https://psixologiya.org/socialnaya/emocionalnyj-intellekt/1673-sushhnost-ponyatiya-i-osnovnye-teorii-emoczionalnogo-intellekta.html (дата обращения: 30.01.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): CIPP, контрольная группа, лицевая экспрессия, тренинг, экспериментальная группа, эмоциональный интеллект, группа, биологическая обратная связь, непараметрический критерий, системная модель.


Ключевые слова

тренинг, эмоциональный интеллект, метод CIPP, лицевая экспрессия, идентификация эмоций

Похожие статьи

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Особенности групповых решений в деловых играх

В статье авторы обсуждают процесс принятия групповых решений и пытаются оценить меру эмоционально-личностного восприятия информации в ходе этого процесса у участников разных типов.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей

В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.

Психологическое консультирование клиентов с разным уровнем креативности

В статье рассматриваются особенности работы психологического консультанта в зависимости от уровня креативности клиента.

Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается опыт работы педагога-психолога и воспитателя по методике фрактального рисования с детьми старшего дошкольного возраста, описывается его эффективность и значимость.

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в игровой деятельности через параллельную имитацию

Статья посвящена обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в игровой деятельности посредством метода параллельной имитации. В ней рассматриваются ключевые характеристики РАС. Автор учитывает индивидуальный подход к обучению детей с...

Метод мультиагентного глубокого обучения в решении социальных дилемм

В статье автор предлагает метод мультиагентного глубокого обучения для изучения сотрудничества, который позволит приблизиться к решению социальных дилемм.

Похожие статьи

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Особенности групповых решений в деловых играх

В статье авторы обсуждают процесс принятия групповых решений и пытаются оценить меру эмоционально-личностного восприятия информации в ходе этого процесса у участников разных типов.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей

В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.

Психологическое консультирование клиентов с разным уровнем креативности

В статье рассматриваются особенности работы психологического консультанта в зависимости от уровня креативности клиента.

Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается опыт работы педагога-психолога и воспитателя по методике фрактального рисования с детьми старшего дошкольного возраста, описывается его эффективность и значимость.

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в игровой деятельности через параллельную имитацию

Статья посвящена обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в игровой деятельности посредством метода параллельной имитации. В ней рассматриваются ключевые характеристики РАС. Автор учитывает индивидуальный подход к обучению детей с...

Метод мультиагентного глубокого обучения в решении социальных дилемм

В статье автор предлагает метод мультиагентного глубокого обучения для изучения сотрудничества, который позволит приблизиться к решению социальных дилемм.

Задать вопрос