Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 25.05.2023

Статья просмотрена: 1449 раз

Библиографическое описание:

Титова, В. М. Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга / В. М. Титова, А. А. Светлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 503-511. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103241/ (дата обращения: 16.12.2024).



Высокий уровень эмоционального интеллекта является необходимым условием для успешного общения и взаимодействия с окружающими. Формирование и повышение эмоционального интеллекта является важным на всех этапах развития, но особенно чувствительным периодом является подростковый возраст, так как главные изменения в этом возрасте связаны со сферой эмоций и мышления. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет подросткам без чрезмерного напряжения контролировать свои эмоции, достигать более высокого уровня саморегуляции и улучшать свое поведение, что существенно повышает успеваемость в учебе. Факторов, влияющих на особенности эмоционального интеллекта, много, однако эффективным способом развития эмоционального интеллекта у подростков является психологический тренинг. При этом на сегодняшний день не проводился подробный сравнительный анализ тренинговых программ для подростков. Проблема развития эмоционального интеллекта остается недостаточно изученной, при этом является актуальной, несмотря на большое количество отечественных и зарубежных исследований. В России существует ряд тренинговых программ, направленных на развитие всех компонентов эмоционального интеллекта. Мы рассмотрели две программы, использующие различные методы развития эмоционального интеллекта, а также проанализировали их эффективность для подростков.

Общей гипотезой исследования выступило утверждение, что между формой организации психологического тренинга и уровнем развития эмоционального интеллекта у подростков существует связь. Частная гипотеза исследования сводится к тому, что преобладание практической деятельности в психологическом тренинге оказывает влияние на развитие эмоционального интеллекта у подростков.

В свою очередь теоретико-методологической основой стали:

– Представления об условиях и закономерностях, особенностях развития личности в подростковом возрасте (Д. Б. Эльконин)

– Теории и концепции изучения эмоционального интеллекта (Д. Люсин, Дж. Майер, Д. Карузо, П. Сэловей, Д. Гоулмен)

– Подходы и теории обеспечения и организации психологического тренинга (И. В. Вачков)

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез были сформулированы задачи исследования:

  1. На основе анализа научной литературы осуществить теоретическое исследование развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
  2. Проанализировать используемые педагогами и психологами подходы и технологии развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
  3. Изучить возрастные особенности подросткового возраста
  4. Определить критерии оценки результативности тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
  5. Эмпирически определить взаимосвязь психологического тренинга и уровня развития эмоционального интеллекта

Для решения поставленных задач, помимо теоретического анализа, использовались эмпирические методы: наблюдение, беседа.

В качестве основных методик исследования применялись:

– «Оценка эмоционального интеллекта» (Н. Холл) [5];

– «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б. И. Додонова [6];

– Корреляционный анализ данных (критерий Спирмена).

В работе сравниваются две тренинговые программы развития эмоционального интеллекта:

  1. Тренинг для детей 10–12 лет «Властелин эмоций: эмоциональное лидерство»
  2. Тренинг развития ресурсов эмоциональной компетентности у подростков

Исследование проводилось в учебных заведениях Москва в 2022–2023 годах. В исследовании принимали участие 92 ученика 7–8 классов (13–15 лет). Девочки 57 % от общего количества респондентов, мальчики — 43 %. Полученные данные были обработаны качественно и количественно.

Тренинг для детей 10–12 лет «Властелин эмоций: эмоциональное лидерство» -- современный тренинг по психологическому общению и эмоциональному интеллекту. Программа основана на современной концепции коучинга, адаптированной для детей и подростков. Участники приобретают полезные навыки общения, лучше узнают себя и обретают уверенность в себе.

Каждый модуль включает в себя интерактивные элементы и позволяет детям взаимодействовать друг с другом и с тренером.

Тренинг развития ресурсов эмоциональной компетентности у подростков — программа предназначена для работы с подростками. В подростковом возрасте эмоциональная жизнь является наиболее чувствительной областью для возникновения переживаний, которые могут повлиять на последующее развитие всех черт личности. Важно научить подростков быть чувствительными к своим и чужим эмоциональным проявлениям и уметь анализировать и выражать их должным образом.

Цель тренинга — создать условия для развития эмоциональной компетентности молодых людей, которая является основой для понимания и выражения эмоций, саморегуляции и управления своими и чужими обстоятельствами в ситуациях неопределенности, стресса и конфликта.

Принципиальный момент тренинга — опора на личный опыт каждого участника по переживанию различных эмоциональных состояний.

До начала исследования была проведена первичная диагностика по указанным выше методикам. Рассмотрим полученные результаты.

Таблица 1

Результаты первичной диагностики по методике «Оценка эмоционального интеллекта» (Н. Холл)

Оценка ЭИ (Холл)

Эмоциональная осведомленность

Управление эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Контрольная группа

11

10

9

7

6

Экспериментальная группа № 1 (СТАРТ)

9

8

7

9

7

Экспериментальная группа № 2 (СТАРТ)

10

9

8

10

10

Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы:

Оценка ЭИ (эмоционального интеллекта) у всех групп находится на достаточно высоком уровне, однако контрольная группа показала более высокий результат, чем экспериментальные группы.

Эмоциональная осведомленность и управление эмоциями являются важными компонентами эмоционального интеллекта. В экспериментальных группах № 1 и № 2 они имеют немного более низкие значения, чем в контрольной группе.

Самомотивация является ключевым аспектом эмоционального интеллекта и может значительно повлиять на успех в различных областях жизни. Обе экспериментальные группы показали более высокий уровень самомотивации, чем контрольная группа.

Эмпатия — способность понимать и чувствовать эмоции других людей — также является важной составляющей эмоционального интеллекта. В обеих экспериментальных группах эмпатия показала более высокие результаты, чем в контрольной группе.

Распознавание эмоций других людей — еще один аспект эмоционального интеллекта. В экспериментальной группе № 2 был показан самый высокий уровень распознавания эмоций, тогда как контрольная группа и экспериментальная группа № 1 показали сравнимые результаты.

Далее рассмотрим результаты первичной диагностики «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б. И. Додонова.

Таблица 2

Результаты первичной диагностики «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б. И. Додонова

Определение общей эмоциональной направленности личности

Альтруистическая

Коммуникативная

Глорическая

Праксическая

Пугническая

Романтическая

Гностическая

Эстетическая

Гедонистическая

Акизитивная

Контрольная группа

0

7

6

5

7

8

4

2

7

2

Экспериментальная группа № 1 (СТАРТ)

2

7

7

6

8

9

3

2

6

0

Экспериментальная группа № 2 (СТАРТ)

3

6

7

7

6

9

5

3

7

1

Из представленных данных можно сделать следующие выводы:

Общая эмоциональная направленность личности в контрольной группе равна нулю, что может свидетельствовать о низкой эмоциональной гибкости и склонности к стереотипным мыслям и поведению. В то же время, обе экспериментальные группы показали положительную общую эмоциональную направленность, что может свидетельствовать об улучшении эмоциональной гибкости и способности адаптироваться к различным эмоциональным ситуациям.

Альтруистическая и коммуникативная направленности у всех групп были выше, чем другие типы. Это может указывать на важность социальной связи и сотрудничества для всех участников исследования.

В экспериментальной группе № 2 были обнаружены более высокие значения глорической, праксической, романтической и гностической направленностей, что может свидетельствовать об улучшении участниками качества жизни, рефлексии, креативности и самоосознания.

В экспериментальной группе № 1 были обнаружены более высокие значения пугнической направленности, что может указывать на более высокий уровень конкурентоспособности и желания достичь успеха.

Что касается эстетической и гедонистической направленностей, то они были выше в контрольной группе, чем в экспериментальных группах, что может свидетельствовать о большей склонности к удовольствиям и внешней привлекательности в контрольной группе.

Так, после проведения первичной диагностики, можно сделать вывод, что проведение тренингов по развитию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте может помочь улучшить различные аспекты эмоциональной компетентности, которые были оценены в диагностических тестах. Например, тренинги могут помочь улучшить управление эмоциями, эмоциональную осведомленность, эмпатию, распознавание эмоций других людей и самомотивацию. Также тренинги могут помочь развить навыки коммуникации, альтруизма, практической ориентации и другие аспекты эмоциональной направленности личности.

После проведения первичной диагностики были выбраны программы тренингов для двух экспериментальных групп. Для первой группы Тренинг для детей 10–12 лет «Властелин эмоций: эмоциональное лидерство», а для второй — Тренинг развития ресурсов эмоциональной компетентности у подростков. Контрольная группа осталась так же без изменений.

После проведения тренингов повторно была проведена диагностика по методикам «Оценка эмоционального интеллекта» (Холл) и «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б. И. Додонов). Результаты повторной диагностики рассмотрим ниже.

Таблица 3

Результаты повторной диагностики экспериментальной группы № 1 «Оценка эмоционального интеллекта» (Холл)

Оценка ЭИ (Холл)

Эмоциональная осведомленность

Управление эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Контрольная группа

11

10

9

7

6

Экспериментальная группа № 1 (СТАРТ)

9

8

7

9

7

Экспериментальная группа № 1 (ИТОГ)

18

16

14

17

16

Проведенный тренинг «Властелин эмоций: эмоциональное лидерство» оказал положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта подростков.

По результатам оценки эмоциональной осведомленности, экспериментальная группа № 1 после тренинга показала значительный рост на 7 баллов по сравнению с контрольной группой и на 9 баллов по сравнению с начальной оценкой. Это свидетельствует о том, что подростки, прошедшие тренинг, стали более осведомленными о своих эмоциях и лучше понимают, как они влияют на их поведение.

Оценка управления эмоциями также выросла на 6 баллов по сравнению с контрольной группой и на 5 баллов по сравнению с начальной оценкой. Это говорит о том, что после тренинга подростки умеют более эффективно регулировать свои эмоции и не поддаваться им.

По оценке самомотивации группа также показала рост на 5 баллов по сравнению с контрольной группой и на 8 баллов по сравнению с начальной оценкой. Это свидетельствует о том, что подростки, прошедшие тренинг, стали более мотивированными к достижению своих целей и умеют управлять своими эмоциями для этого.

Оценка эмпатии увеличилась на 10 баллов по сравнению с контрольной группой и на 8 баллов по сравнению с начальной оценкой. Это свидетельствует о том, что после тренинга подростки стали более внимательными и чуткими к чувствам и потребностям других людей.

По оценке распознавания эмоций других людей экспериментальная группа № 1 также показала рост на 10 баллов по сравнению с контрольной группой и на 9 баллов по сравнению с начальной оценкой. Это свидетельствует о том, что проведенный тренинг «Властелин эмоций: эмоциональное лидерство» действительно смог повысить эмоциональную осведомленность и умение распознавать эмоции других людей у детей 10–12 лет. Результаты показывают, что участники экспериментальной группы смогли значительно улучшить свои навыки и компетенции в эмоциональном развитии по сравнению с контрольной группой, которая не проходила тренинга.

Также важно отметить, что результаты экспериментальной группы на всех показателях значительно выросли после проведения тренинга. Это может свидетельствовать о том, что тренинг не только дал положительные результаты в короткосрочной перспективе, но и может иметь долговременный эффект на эмоциональное развитие детей.

Таким образом, проведенный тренинг «Властелин эмоций: эмоциональное лидерство» доказал свою эффективность в повышении уровня эмоциональной осведомленности, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и распознавания эмоций других людей у детей 10–12 лет. Это может помочь детям лучше понимать свои эмоции, устанавливать более здоровые отношения с окружающими людьми и достигать успехов в различных сферах жизни.

Далее рассмотрим результаты экспериментальной группы № 1 по методике «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б. И. Додонова.

Таблица 4

Результаты повторной диагностики экспериментальной группы № 1 по методике «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б. И. Додонова

Определение общей эмоциональной направленности личности

Альтруистическая

Коммуникативная

Глорическая

Пугническая

Праксическая

Романтическая

Гностическая

Эстетическая

Гедонистическая

Акизитивная

Контрольная группа

0

7

6

7

5

8

4

2

7

2

Экспериментальная группа № 1 (СТАРТ)

2

7

7

8

6

9

3

2

6

0

Экспериментальная группа № 1 (ИТОГ)

7

8

6

4

9

9

7

8

6

0

По результатам определения общей эмоциональной направленности личности можно сделать следующие выводы.

В контрольной группе самый высокий уровень альтруистической направленности, однако, после проведения тренинга в экспериментальной группе данный показатель вырос на 7 баллов, превысив результат контрольной группы. Это может свидетельствовать о том, что участники тренинга стали более заботливыми и внимательными к окружающим людям.

Уровень коммуникативной направленности в контрольной и экспериментальной группе в начале был одинаковый, но после проведения тренинга у экспериментальной группы данный показатель вырос на 1 балл. Это может свидетельствовать о том, что участники тренинга стали более коммуникабельными и умеют эффективнее общаться с окружающими людьми.

Уровень глорической направленности снизился на 1 балл, что может указывать на снижение стремления к славе и популярности.

Уровень праксической направленности вырос на что может свидетельствовать о повышении практичности и эффективности в решении задач.

Пугническая направленность уменьшилась на 3 балла по сравнению с начальной оценкой и на 3 балла по сравнению с контрольной группой. Это может указывать на то, что тренинг помог детям развивать более конструктивные стратегии решения конфликтов.

Уровень романтической направленности остался примерно на одном уровне во всех трех группах, что может свидетельствовать о том, что проведение тренинга не оказало существенного влияния на данную эмоциональную направленность.

Из рисунка также видно, что уровень гностической направленности у экспериментальной группы стал выше, чем в начале. Это говорит о том, что дети начали проявлять больший интерес к изучению новых вещей, стремятся к пониманию сложных вопросов, задают много вопросов и анализируют полученную информацию.

Уровень эстетической направленности также повысился у экспериментальной группы после проведения тренинга. Это говорит о том, что у детей возросла степень интереса к искусству, красоте и эстетическим ценностям в общем смысле.

Уровень гедонистической направленности остался на том же уровне. Это говорит о том, что проведение тренинга не повлияло на данную направленность.

Уровень акизитивной направленности не изменился. Так же остался равным нулю. Это значит, что участники не проявляют желания накопления материальных вещей или удовольствия от них, что может свидетельствовать о низкой значимости этих аспектов в их жизни или наоборот, высокой духовности и предпочтении духовных ценностей.

Таким образом, проведение тренинга положительно сказалось на группе и позволило улучшить результаты.

Далее рассмотрим результаты экспериментальной группы № 2 после проведения тренинга.

Для начала изучим уровень эмоционального интеллекта по Холлу.

Таблица 5

Результаты повторной диагностики экспериментальной группы № 2 по методике Оценка эмоционального интеллекта (Н. Холл)

Оценка ЭИ (Холл)

Эмоциональная осведомленность

Управление эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Контрольная группа

11

10

9

7

6

Экспериментальная группа № 2 (СТАРТ)

10

9

8

10

10

Экспериментальная группа № 2 (ИТОГ)

14

12

10

12

13

Из данных таблицы 5 можно сделать вывод, что после проведения тренинга в экспериментальной группе № 2 произошел заметный рост показателей по всем параметрам оценки эмоционального интеллекта по сравнению с контрольной группой и начальной оценкой.

Например, по параметру «Эмоциональная осведомленность» в экспериментальной группе № 2 после тренинга показатель составил 14 баллов, что на 3 балла выше, чем в контрольной группе, и на 4 балла выше, чем на старте тренинга. По параметру «Управление эмоциями» показатель в экспериментальной группе № 2 на старте составил 9 баллов, после тренинга вырос до 12 баллов, что на 2 балла выше, чем в контрольной группе.

Также можно отметить значительный рост показателя «Распознавание эмоций других людей». Если на старте тренинга этот показатель составил 10 баллов, то после тренинга он вырос до 13 баллов, что на 7 баллов выше, чем в контрольной группе.

Таким образом, можно сделать вывод, что тренинг в экспериментальной группе № 2 способствовал улучшению показателей эмоционального интеллекта у детей в сравнении с контрольной группой.

Далее изучим результаты повторной диагностики о методике «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б. И. Додонов).

Таблица 6

Результаты повторной диагностики экспериментальной группы № 2 по методике «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б. И. Додонов)

Определение общей эмоциональной направленности личности

Альтруистическая

Коммуникативная

Глорическая

Праксическая

Пугническая

Романтическая

Гностическая

Эстетическая

Гедонистическая

Акизитивная

Контрольная группа

0

7

6

5

7

8

4

2

7

2

Экспериментальная группа № 2 (СТАРТ)

3

6

7

7

6

9

5

3

7

1

Экспериментальная группа № 2 (ИТОГ)

5

7

7

7

6

10

6

5

8

0

Рассматривая таблицу 6, можно сделать вывод, что:

Альтруистическая направленность выросла в экспериментальной группе с 3 до 5 баллов, что может указывать на то, что участники стали более склонны к проявлению заботы и поддержки других людей.

Коммуникативная направленность участников экспериментальной группы № 2 не изменилась в начале и конце тренинга, она оставалась на уровне 7 баллов.

Глорическая направленность в обеих группах оставалась на одном уровне — 6 баллов. Это может говорить о том, что участники не изменили свою склонность к стремлению к славе и почести.

Праксическая направленность также не изменилась у участников экспериментальной группы, она осталась на уровне 7 баллов. Это может указывать на то, что проведенный тренинг не повлиял на участников в этом аспекте.

Пугническая направленность так же осталась на одном уровне. Это может говорить о том, что тренинг не повлиял на результаты.

Романтическая направленность выросла в экспериментальной группе № 2 с 9 до 10 баллов, что может указывать на то, что участники стали более склонны к идеализации любви и романтики.

Гностическая направленность выросла с 5 до 6 баллов. Это говорит о том, что дети начали проявлять больший интерес к изучению новых вещей, стремятся к пониманию сложных вопросов, задают много вопросов и анализируют полученную информацию.

Из данных видно, что эстетическая направленность в экспериментальной группе увеличилась с 5 до 6 баллов, что может указывать на то, что участники стали более чувствительны к искусству и красоте в окружающем мире.

Гедонистическая направленность в экспериментальной группе также увеличилась с 3 до 5 баллов. Это говорит о том, что участники стали больше стремиться к удовольствиям и наслаждениям.

Акизитивная направленность в экспериментальной группе снизилась с 1 до 0 баллов, что может указывать на то, что участники стали меньше склонны к накоплению материальных благ и больше ценят духовные ценности.

В целом, можно сделать вывод, что проведенный тренинг оказал положительное влияние на эмоциональную направленность участников.

Далее проведем сравнительную характеристику двух групп. Для этого построим таблицу 7.

Таблица 7

Сравнительная характеристика двух экспериментальных групп по методике «Оценка эмоционального интеллекта» (Н. Холл)

Оценка ЭИ (Холл)

Эмоциональная осведомленность

Управление эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Контрольная группа

11

10

9

7

6

Экспериментальная группа № 1 (СТАРТ)

9

8

7

9

7

Экспериментальная группа № 1 (ИТОГ)

18

16

14

17

16

Экспериментальная группа № 2 (СТАРТ)

10

9

8

10

10

Экспериментальная группа № 2 (ИТОГ)

14

12

10

12

13

Сравнивая экспериментальную группу № 1 и экспериментальную группу № 2, можно заметить, что по всем показателям оценки эмоционального интеллекта по Холлу у группы № 1 результаты лучше, чем у группы № 2 (критерий Спирмена, 0,368 ≤ r ≤ 0,234, p≤0,01).

По показателю «Эмоциональная осведомленность» у группы № 1 результаты в финале тренинга в два раза выше, чем у группы № 2 (критерий Спирмена, p≤0,01).

Показатель «Управление эмоциями» также выше у группы № 1 после тренинга, чем у группы № 2 (критерий Спирмена, p≤0,05).

Показатель «Самомотивация» также выше у группы № 1, чем у группы № 2 (критерий Спирмена, p≤0,01).

Показатель «Эмпатия» в группе № 1 после тренинга на 10 баллов выше, чем в группе № 2 (критерий Спирмена, p≤0,05).

Показатель «Распознавание эмоций других людей» также выше у группы № 1, чем у группы № 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что тренинг, проведенный с Экспериментальной группой № 1, был более эффективным, чем тренинг с группой № 2 (критерий Спирмена, p≤0,01).

Далее сравним результаты методики «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б. И. Додонов).

Таблица 8

Сравнительная характеристика двух экспериментальных групп по методике «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б. И. Додонов)

Определение общей эмоциональной направленности личности

Альтруистическая

Коммуникативная

Глорическая

Праксическая

Пугническая

Романтическая

Гностическая

Эстетическая

Гедонистическая

Акизитивная

Контрольная группа

0

7

6

5

7

8

4

2

7

2

Экспериментальная группа № 1 (СТАРТ)

2

7

7

6

8

9

3

2

6

0

Экспериментальная группа № 1 (ИТОГ)

7

8

6

9

4

9

7

8

6

0

Экспериментальная группа № 2 (СТАРТ)

3

6

7

7

6

9

5

3

7

1

Экспериментальная группа № 2 (ИТОГ)

5

7

7

7

6

10

6

5

8

0

Из таблицы 8 видно, что обе экспериментальные группы достигли прогресса по всем типам эмоциональной направленности личности в сравнении с контрольной группой. Однако, при сравнении между собой экспериментальной группы 1 и 2, можно выделить несколько различий:

Экспериментальная группа № 1 достигла большего прогресса в типах эмоциональной направленности «Праксическая» и «Романтическая» (критерий Спирмена, 0,358 ≤ r ≤ 0,274, p≤0,01).

Экспериментальная группа № 2 достигла большего прогресса в типах эмоциональной направленности «Альтруистическая», «Глорическая» и «Эстетическая» (критерий Спирмена, 0,258 ≤ r ≤ 0,174, p≤0,01).

В типах эмоциональной направленности «Коммуникативная», «Пугническая», «Гностическая» и «Гедонистическая» экспериментальные группы достигли примерно одинакового прогресса.

Таким образом, можно сделать вывод, что обе экспериментальные группы достигли положительного прогресса в развитии эмоциональной направленности личности. Однако, в зависимости от выбранного типа эмоциональной направленности, один из тренингов может оказаться более эффективным.

Таким образом, гипотеза подтвердилась. Существует взаимосвязь между применяемой тренинговой программой и уровнем развития эмоционального интеллекта у подростка (критерий Спирмена, p≤0,01). Использование результативных методов и приемов работы позволяет повысить уровень развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

Далее приведем рекомендации для педагогов-психологов, направленные на повышение эмоционального интеллекта среди подростков .

Формирование эмоционального интеллекта в подростковом возрасте является задачей педагогов-психологов в школе. Это предполагает решение нескольких задач, которые относятся как к ученикам, так и к педагогам. Во-первых, нужно научить школьников осознавать и определять свои эмоции, а также управлять ими при помощи психологических приемов. Во-вторых, нужно обучать подростков замечать и понимать эмоции других людей посредством вербальных и невербальных признаков, мимики, жестов и прочих. В-третьих, необходимо сформировать личность подростка как успешного человека в различных видах деятельности. Так же необходимо обучить учеников методам поведения в конфликтных ситуациях и оптимальным способам выхода из них.

Перед тем, как предложить меры по совершенствованию, необходимо учесть следующее:

Подростки очень чувствительны к критике, могут переживать перепады настроения, поэтому важно быть тактичным, мудрым и осторожным в высказываниях, особенно по поводу их внешности, достижений и успехов.

Подростки часто принимают решения о людях только по внешности и поведению. Они не всегда могут объективно оценить себя и других, что может приводить к поспешным и категоричным решениям. Учителя могут помочь им научиться оценивать свои поступки и действия, а также оценивать других объективно.

У подростков бывают гормональные всплески, которые могут влиять на их настроение и снижать внимание и концентрацию. Из-за этого они могут хуже усваивать новую информацию и становиться более критичными. Педагогам нужно использовать проблемные методы обучения, активизировать диалог и предлагать делать аргументированные выводы.

Подростки интересуются разными направлениями деятельности и хотят попробовать себя в новом. Учителя могут заинтересовать их своим предметом, предложить кружки и секции, которые поддержат их интересы.

Для подростков общение — важная деятельность. Они нуждаются в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Педагоги могут помочь им развивать навыки общения, поддерживать интересы и помогать с учебой. Важно быть доброжелательным, понимающим и корректным в общении с подростками, чтобы они чувствовали себя уважаемыми и понимаемыми.

Одна из важных задач педагога — помочь подростку установить контакт со сверстниками. Он может организовывать групповые занятия, спортивные мероприятия и другие мероприятия, которые способствуют общению. Педагог должен создавать доверительную атмосферу, где каждый ученик чувствует себя комфортно.

Важно также помочь подросткам развивать навыки общения со взрослыми. Педагог может проводить индивидуальные беседы с учениками, слушать их мнения и помогать им находить решения в различных ситуациях. Также он может привлекать к учебному процессу родителей и других специалистов, чтобы помочь подросткам справляться с трудностями.

Педагог должен проявлять доброжелательность и понимание в общении с подростками. Важно учитывать их интересы и потребности, а также быть корректным в общении и избегать оскорблений и насмешек. Педагог должен быть готов к тому, что подростки могут проявлять недоверие или быть несколько замкнутыми. Он должен проявлять терпение и понимание, чтобы наладить доверительные отношения.

Исходя из этого предлагаются следующие мероприятия:

  1. Обучение распознаванию и управлению эмоциями.

Анализ причин эмоций:

Для развития способности анализировать и понимать эмоции у учителя есть несколько возможностей:

Проводить специальные уроки, посвященные изучению эмоций и их воздействия на поведение людей. В рамках таких уроков можно рассмотреть базовые эмоции и причины их возникновения, обсудить взаимосвязь эмоций с другими чувствами и физическими ощущениями, а также научиться распознавать и управлять своими эмоциями.

Проводить групповые и индивидуальные консультации по работе с эмоциями. В ходе таких консультаций учитель может помочь обучающимся распознавать и понимать свои эмоции, научить их управлять своими эмоциональными реакциями, а также помочь им разработать стратегии для достижения эмоциональной стабильности.

Использовать методики работы с эмоциями, такие как «цветовая метафора», когда каждая эмоция ассоциируется с определенным цветом.

Организовывать игры и упражнения, направленные на развитие способности анализировать и понимать эмоции.

  1. Мероприятия, направленные на развитие эмпатии. Для этого предлагается проводить ролевые игры и дискуссии, связанные с умением сопереживать чувствам и переживаниям других людей.
  2. Формирование позитивной самооценки. Необходимо помочь подросткам развивать самооценку, чтобы они могли лучше справляться со стрессом и конструктивно реагировать на критику.
  3. Работа с агрессивными эмоциями. Педагоги-психологи должны научить подростков эффективным способам управления агрессивными эмоциями, такими как гнев и раздражение.
  4. Содействие в развитии социальных навыков. Необходимо проводить тренинги, направленные на развитие социальных навыков, таких как коммуникация, уважение к другим, сотрудничество и толерантность.
  5. Умение говорить о своих потребностях и чувствах. Педагоги-психологи должны помочь подросткам лучше понимать свои потребности и чувства, чтобы они могли лучше управлять своим поведением и принимать конструктивные решения.
  6. Индивидуальный подход. Каждый подросток уникален, и необходимо принимать во внимание его индивидуальные особенности и потребности при работе над развитием его эмоционального интеллекта.
  7. Привлечение родителей. Родители являются важными участниками процесса развития эмоционального интеллекта у подростков. Педагоги-психологи могут проводить тренинги совместно с родителями».

Выводы:

  1. Проведение психологического тренинга взаимосвязано с повышением уровня развития эмоционального интеллекта у подростков.
  2. Использование Тренинга развития ресурсов эмоциональной компетентности у подростков, позволило достичь большего результата по всем шкалам оценки эмоционального интеллекта.
  3. Проведение психологического тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта у подростков, позволило повысить выраженность потребности в получении новых знаний, при ярко выраженной гностической потребности ученики получают положительные эмоции от процесса получения новых знаний.
  4. Проведение психологического тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта у подростков, позволило повысить выраженность потребности потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать — альтруистическая потребность.

Заключение

Таким образом, в ходе проведения исследования было сделано:

  1. На основе анализа научной литературы осуществлено теоретическое исследование развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

Исследователи определили эмоциональный интеллект как: «способность распознавать свои собственные эмоции и эмоции других людей, используя эту информацию для принятия обоснованных решений» [1].

Конструкт эмоционального интеллекта (или модель способностей) включал три пункта: «способность к идентификации и выражению эмоций; способность к регуляции эмоций; способность к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности.

Согласно Д. Гоулману существует четыре составных части эмоционального интеллекта:

А. «Самосознание: эмоциональное самосознание (культура чувств); точная самооценка (самопринятие)» [3].

Б. «Самоконтроль: уверенность в себе; обуздание эмоций (управление эмоциями); открытость (конгруэнтность); адаптивность (новатор); воля к победе (мотивация на достижения); инициативность; оптимизм (позитивность мышления)» [3].

В. «Социальная чуткость: эмпатия (чувственная); деловая осведомленность (политики); предупредительность (деятельная эмпатия)» [3].

Г. «Управление отношениями: воодушевление; влияние; помощь в самосовершенствовании; содействие изменениям; урегулирование конфликтов; командная работа и сотрудничество» [3].

  1. Описаны психолого-педагогические особенности подросткового возраста.

Переходный период в жизни подростка характеризуется как сложный, критический, переломный, трудный и связанный с половым созреванием. Этот период, начиная с 10 лет и до 15 лет, сопровождается быстрым физическим развитием и возрастанием половых функций.

В концепции Д. Б. Эльконина «подростковый период связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность переводит фокус с мира на самого себя и помогает подросткам определиться со своей личностью, ответить на вопрос «кто я» и найти свое место в жизни» [4].

Подростковый период, по мнению Л. С. Выготского, «предрасполагает к воздействию различных психотравмирующих факторов, таких как недостойное поведение родителей, их конфликты и недостатки, оскорбительное отношение к подростку и проявление недоверия или неуважения к нему. Это усложняет учебно-воспитательную работу и может привести к отклонениям в поведении подростков» [2].

  1. Проанализированы используемые педагогами и психологами подходы и технологии развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, где определено, что тренинги могут решить многие проблемы, с которыми сталкиваются подростки. Они помогают контролировать эмоции, решать вопросы профессионального самоопределения и служат инструментом для личностного развития.

Тренинги помогают лучше понимать свои чувства и переживания, формируют личность и повышают психологическую культуру, которая является показателем социальной зрелости.

  1. Эмпирически определена взаимосвязь психологического тренинга и уровня развития эмоционального интеллекта.

При проведении эмпирического исследования было выбрано 3 группы: контрольная и 2 экспериментальные.

Для начала была проведена первичная диагностика.

Для оценки эмоционального интеллекта выбраны следующие методики:

– «Оценка эмоционального интеллекта» (Н. Холл);

– «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б. И. Додонова;

– Математическая обработка данных (корреляционный анализ).

Далее выбраны 2 вида тренингов:

– Для экспериментальной группы № 1 — тренинг с элементами интерактивов и игр.

– Для экспериментальной группы № 2 — тренинг в виде лекций с упражнениями.

После проведения 6 занятий была проведена повторная диагностика, где выявлено, что тренинг с элементами интерактива и игр показал лучшие результаты, чем просто лекции с упражнениями.

Таким образом, гипотеза подтвердилась. Существует взаимосвязь между применяемой тренинговой программой и уровнем развития эмоционального интеллекта у подростка. Использование результативных методов и приемов работы позволяет повысить уровень развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

Литература:

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2007. — 672с.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6ти т. / Л. С. Выготский — М.: Педагогика, 1982
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. / Д.Гоулман — М.:АСТ: Астрель, 2011. — 478с.
  4. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна — Московский психолого-социальный институт, Воронеж:НПО «МОДЭК», 2001. — 416 с.
  5. Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта». (опросник EQ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online-edu.ranepa.ru/pluginfile.php/43060/mod_resource/content/2/2020–12_HMF_m01–02_dop.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
  6. «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б. И. Додонова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psytests.org/emo/dodemo.html (дата обращения: 12.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, эмоциональный интеллект, контрольная группа, общая эмоциональная направленность, подростковый возраст, подросток, балл, группа, Распознавание эмоций, тренинг.


Похожие статьи

Достижение личностных образовательных результатов у подростков посредством театральной деятельности

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Связь эмоционального интеллекта и характера отношений с матерью в подростковом возрасте

Использование техники медитации для снижения уровня агрессии и стресса у детей и взрослых

Оптимизация эмоциональной сферы у разведенных женщин посредством транзактного анализа

Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Похожие статьи

Достижение личностных образовательных результатов у подростков посредством театральной деятельности

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Связь эмоционального интеллекта и характера отношений с матерью в подростковом возрасте

Использование техники медитации для снижения уровня агрессии и стресса у детей и взрослых

Оптимизация эмоциональной сферы у разведенных женщин посредством транзактного анализа

Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Задать вопрос