In article the research of intelligence and creativity of the youth is described. The concept and the types of intelligence are considered. The concept of creativity is defined. The interrelation between the intelligence and the creativity of the youth by methods of mathematical statistics is revealed.
Keywords: intelligence, verbal creativity, nonverbal creativity, youth.
Профессиональнаяуспешность личности, по последним исследовательским данным, взаимосвязана не только с уровнемобщегоинтеллекта, но и с вербальной и невербальной креативностью, как проявлением творческого потенциала личности.
В современном обществе интеллектуальные ресурсы человека приобретают жизненно необходимую значимость, способную качественным образом повысить прогрессивные тенденции развития всего социума. При исследовании интеллектуальных способностей используется обширный спектр понятий: «когнитивный ресурс «интеллектуальный потенциал», «интеллектуально-личностный потенциал», «интеллектуальный ресурс», «интеллектуальная компетентность», «интеллектуальная одаренность». Однако, соотношение этих понятий и границы их использования в современной психологической науке до сих пор не определены.
Кроме того, все более актуальной становится проблема возрастной динамики интеллектуального развития в онтогенезе. Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, М. А. Холодная акцентируют внимание на особой роли старшего подросткового и юношеского возраста и формированием таких базисных феноменов как «понятийное мышление» [2], «формальное мышление» [5], «умственный опыт субъекта» [9].
Отмеченная проблема определяетактуальностьтемынашегоисследования«Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте».
В качестве объекта исследования мы определилиинтеллект как форму организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего.
Предметом исследования являютсяинтеллект и креативность в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучить и выявить взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
- Провести теоретический анализ основных подходов к изучению видов интеллекта и креативности в зарубежной и отечественной психологии.
- Выявить уровень развития интеллекта в юношеском возрасте.
- Выявить уровень развития вербальной и невербальной (образной) креативности в юношеском возрасте.
- Установить взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте.
В качествегипотезыисследованиявыдвинутопредположениео том, что существуетвзаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте.
Теоретико-методологическую основуисследования составили:
‒ онтологическая концепция интеллекта М. А. Холодной, где интеллект понимается как форма организации индивидуального ментального опыта субъекта в виде наличных ментальных структур [9];
‒ факторно-аналитическая теория интеллекта Г. Айзенка, в которой интеллект определяется как универсальная способность, обусловленная наследственными свойствами неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью [1];
‒ концепция креативности Е. П. Торренса, где креативность понимается как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии [4].
Для реализациипоставленнойцелии решениязадачисследованиябылииспользованыследующиеметоды:
- Теоретические методы:анализ,сравнениеи обобщениепсихолого-педагогической,социальнойи научно-методическойлитературыпопроблемеисследования;
- Эмпирические методы:тестирование,опрос, изучение продуктов деятельности, в частности,былииспользованыметодики:
‒ Тест интеллекта Г. Айзенка (тест IQ),
‒ Методика изучения экспрессии П. Экмана (диагностика EQ),
‒ Тест креативности Е. Торренса (диагностика невербальной креативности),
‒ Тест С. Медника (диагностика вербальной креативности),
3. Методы математическойстатистики: качественныйи количественныйанализрезультатов,обработкаданныхприпомощипрограмм:электронныетаблицыMicrosoftExcel2010, корреляционный анализ Пирсона с использованием программного пакета статистического анализа SPSS,20.
Эмпирическаябазаисследования:Данноеисследованиепроводилось в марте2016 г.,набазе Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова» г.Абакана.Выборочную совокупность составили 29 учеников 9–10 классов школ Республики Хакасия, участвовавших в Весенней сезонной школе одаренных детей по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.
Достоверностьи обоснованностьрезультатовисследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием валидного комплекса методик и применением методов математико-статистической обработки полученных результатов, непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных по итогам работы.
Практическая значимость:результаты эмпирического исследования и рекомендации используется педагогами и психологами при организации диагностики и тренингов с одаренными детьми юношеского возраста в рамках работы сезонной школы одаренных детей в Республике Хакасия.
Апробация результатов исследования осуществлялась в рамках системы высшего образования. Результаты исследования были представлены в виде доклада на научно-практической конференции «Катановские чтения» в апреле 2016 г. в ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» г. Абакана.
Врамках нашегоисследованиянаподготовительномэтапепроведенатеоретическаяпроработкапроблемыисследования. В теоретической части было выявлено, что интеллект имеет структуру, виды и функции.
Генезис исследования проблемыинтеллекта в психологической науке имеет давнюю историю. Впервые выделил и описал индивидуальные различия интеллектуальных способностей Ф. Гальтон. Под интеллектом он понимал специфику проявления врожденных психофизиологических реакций, определяющих быстроту и точность мышления. Ж. Пиаже определял понятие «интеллект» как «психическую адаптацию к новым условиям жизни» [5]. Большинство современных исследователей трактуют интеллект в более широкомсмысле, а именно как интегративную характеристику всех когнитивных процессов субъекта, как способ познания и репрезентации реальности бытия.
Впсихологииизучаютмножествовариантов интеллекта личности,срединихлогический,вербальный,математический,физический,музыкальный,визуально-пространственный,межличнoстный и другие виды [3]. Сравнительно существенную роль в современных исследованиях отводят таким видам интеллекта, как социальный и эмоциональный интеллект, как неотъемлемой части успешности целеустремленного и творческого человека [8].
Все виды интеллекта поддаются тренировке и уровень изначального интеллекта индивида может быть существенно повышен с помощью современных технологий (андрогогики, нейропедагогики, коучинга и др.). Для интеллекта характерны следующие функции:обучаемость, адаптация, абстрагирование, концептуализация, формулирование гипотез, способностьк активномуовладениюзакономерностямиокружающейдействительности [6].
В теоретической части мы рассмотрели также понятие креативности. Креативность (англ. creativity) — творческие способности личности, проявляющиеся в мышлении, эмоциональных состояниях, коммуникации, отдельных видах деятельности, креативность также определяет паттерны поведения субъекта деятельности и личности. Креативность позиционируют как важнейший предиктор одаренности, который по эмпирическим данным не коррелирует с проявлениями общего интеллекта (G-фактора) [7].
Врамкахэмпирическогоисследованияна основном этапе были определеныи аргументированнообоснованыметодыэмпирическогоисследования, произведена подготовкадиагностическогоинструментариядляпроведенияэмпирическогоисследования интеллекта и креативности лиц юношеского возраста,организовананепосредственнаяработас респондентами:определеныместои времяпроведенияэмпирическогоисследования, организовано проведение психологического тренинга.
В ходе исследования были получены следующие результаты (см. табл. 1):
По тесту интеллекта Г. Айзенка (тест IQ) большая часть всей выборки имеют высокий уровень интеллекта (высокое значение = 133), что составляет 62 % от всей выборки, средний уровень развития интеллекта имеет 20,6 % выборки и низкий уровень развития интеллекта был выявлен у 17,4 % испытуемых. Полученные данные согласуются с нормальным распределением вероятностей Гаусса.
По методике изучения экспрессии П. Экмана (диагностика EQ) были выявлены следующие результаты: низкий уровень развития эмоционального интеллекта у 10,3 % испытуемых, средний уровень у 20,6 % выборки и высокий уровень у большей части испытуемых — 69,1 %.
По тесту креативности Е. Торренса (диагностика невербальной креативности) были получены следующее показатели: большая часть выборки имеет низкий уровень развития образной креативности (72,4 %), средние результаты развития исследуемого показателя были выявлены у 17,24 % выборки, высокий у 10,36 %.
По тесту С. Медника (диагностика вербальной креативности) были получены следующие данные: низкий уровень развития исследуемого показателя был выявлен у 41,3 % испытуемых, средний уровень у 13,9 % и высокий уровень развития вербальной креативности у 44,8 % выборки.
Таблица 1
Исследуемые показатели видов интеллекта икреативности
Показатели |
Низкое значение |
% |
Среднее значение |
% |
Высокое значение |
% |
||
IQ |
85 |
17,4 |
106,9 |
20,6 |
133 |
62 |
||
EQ |
18 |
10,3 |
34 |
20,6 |
47 |
69,1 |
||
Невербальная креативность |
1 |
72,4 |
2,1 |
17,24 |
5 |
10,3 |
||
Вербальная креативность |
2 |
41,3 |
9,6 |
13,9 |
16 |
44,8 |
||
Для подтверждения гипотезы исследования нами был проведен корреляционный анализ полученных данных, в результате которого были выявлены следующие взаимосвязи (см. табл. 2). Вычисления коэффициента корреляции по Пирсону проводились в пакете математической статистики SPSS 20,0.
Таблица 2
Матрица корреляций исследуемых показателей
Показатели |
Коэффициент корреляции (Пирсона) |
IQ |
EQ |
Невербальнаякреативность |
Вербальнаякреативность |
IQ |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
0,073 |
0,076 |
-0,144 |
Знч. (2-сторон) |
. |
0,618 |
0,918 |
0,455 |
|
N |
29 |
29 |
29 |
29 |
|
EQ |
Коэффициент корреляции |
0,076 |
1,000 |
0,398 |
0,002 |
Знч. (2-сторон) |
0,695 |
. |
0,614 |
0,993 |
|
N |
29 |
29 |
29 |
29 |
|
Невербальнаякреативность |
Коэффициент корреляции |
0,213 |
-0,373* |
1,000 |
-0,248 |
Знч. (2-сторон) |
0,267 |
0,018 |
. |
0,194 |
|
N |
29 |
29 |
29 |
29 |
|
Вербальная креативность |
Коэффициент корреляции |
-0,144 |
0,002 |
0,648* |
1,000 |
Знч. (2-сторон) |
0,455 |
0,993 |
0,014 |
. |
|
N |
29 |
29 |
29 |
29 |
Примечание: * — уровень достоверности р<0,05
Были выявлены:
‒ обратная корреляционная взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и невербальной креативностью (r =0,373, р<0,05). Следовательно, высокие показатели уровня развития эмоционального интеллекта связаны с низкими показателями невербальной (образной креативности). Полученные корреляционные связи, вероятно можно объяснить тем, что креативность в целом, при обработке эмоциональной информации, основывается на дивергентном мышлении, в то время как эмоциональный интеллект, скорее всего, относится к конвергентному мышлению, и в большей степени соотноситься с G-фактором;
‒ прямая корреляционная взаимосвязь между вербальной креативностью и невербальной (образной) креативностью (r =0,398, р<0,05). То есть, высокие показатели вербальной креативности связаны c высокими показателями образной креативности. В совокупности вербальная и невербальная креативность составляет более широкое понятие «когнитивная креативность» (Е. П. Ильин). Полученные эмпирические данные согласуются с исследованием В. Л. Марищук и Е. В. Прыжьянова, которые выделили на большой выборке студентов (659 чел.) взаимосвязь между вербальной и невербальной креативностью.
На заключительном этапе были разработали рекомендациидля педагогов и психологов,которые целесообразно использоватьв рамках подготовки одаренных детей к олимпиадам школьников. Рекомендуемые мероприятия необходимо использовать в процессе организации диагностики старшеклассников и в тренинговой работе.
Выводы:
1. Интеллект, как интегративная характеристика всех когнитивных процессов субъекта, имеет структуру, виды и функции. Уровень изначального интеллекта индивида может быть существенно повышен с помощью современных технологий (андрогогики, нейропедагогики, коучинга и др.).
2. У респондентов юношеского возраста преобладает высокий и средний уровень развития общего интеллекта, что вполне объяснимо выборкой испытуемых (участники сезонной школы для одаренных детей Республики Хакасия). Кроме того, исследуемые показали достаточно развитый уровень развития эмоционального интеллекта (преобладающее значение имеют высокий и средний уровень), что вполне объяснимо выбранной возрастной категорией, связанной с завершением формирования эмоционально-волевой и мотивационной сферами.
3. Исследование невербальной креативности в юношеском возрасте выявило преобладание достаточно большого количества респондентов с низким уровнем, что и было подтверждено корреляционным анализом полученных данных, в результате которого была выявлена обратная корреляционная взаимосвязь между высокими показатели уровня развития эмоционального интеллекта и низкими показателями невербальной (образной креативности).
4. Корреляционный анализ полученных данных по Пирсону позволил выявить следующие взаимосвязи: 1) обратная корреляционная взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и невербальной креативностью (r =0,373, р<0,05); 2) прямая корреляционная взаимосвязь между вербальной креативностью и невербальной (образной) креативностью (r =0,398, р<0,05).
Таким образом, в ходе проведенного эмпирического исследования были реализованы цель и задачи исследования, подтверждена гипотеза о существовании взаимосвязи между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте.
Литература:
1. Айзенк,Г.Какизмеритьличнoсть/Г.Айзенк,Г.Вильсон./Пер.с англ. — М.:«Когито-центр»,2000. — 256 с.
2. Выготский,JI. C. Развитиевысшихпсихическихфункций/JI. C. Выготский. — М.:Изд-воАПНРСФСР,1960. — 55 с.
3. Гарднер,Г.Структураразума:теориямножественногоинтeллeкта/Г.Гарднер. — Москва:Изд-во«Вильяме»,2007. — 512с.
4. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. — СПБ: Питер, 2010.
5. Пиаже, Ж. Психология интeллeкта / Ж. Пиаже. // Избранные психологические труды. — М., 1969. — 231 с.
6. Практический интeллeкт / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
7. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. / А. Ребер. — М.: Вече, 2000. — Т.1. — 592 с.
8. Ушаков, Д. В. Мышление и интeллeкт / Д. В. Ушаков // Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. — М.: Пер Сэ, 2003. — С. 291–353.
9. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. — Томск: Изд-во Том. ун-та.; Москва: изд-во «Барс», 1997. — 392 с.