Исследование креативности студентов-юношей и студентов-девушек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.07.2023

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Далова, С. Р. Исследование креативности студентов-юношей и студентов-девушек / С. Р. Далова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 123-129. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104669/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье автор исследует креативность студентов-юношей и студентов-девушек, выявляет сходства и различия в проявлениях их креативности.

Актуальность . Современные реалии профессионального мира требуют все большего количества креативных людей, которые смогли бы в трудных ситуациях найти нестандартные пути развития проблемы и ее решения.

Образование в наше время уже более практико-ориентировано, чем было, например, двадцать лет назад, и тем не менее люди мало используют свою креативность, развивая в большей степени именно интеллект.

Разумеется, не во всех профессиях требуется креативное мышление. Однако должности, связанные с маркетингом, управлением персоналом, преподаванием, психологией и многим другим, помимо устойчивых алгоритмов действий требуют ситуативного поведения при непредвиденных сложностях. В данных профессиях нельзя полагаться только на свои теоретические знания, потому что упущение какого-то малого фрагмента или его несоответствие сложившимся условиям могут выбить из колеи.

Именно творческие и креативные люди — двигатели прогресса. Они меняют этот мир, меняя себя и развивая нестандартное мышление, делают мечты и идеи материальными.

Поэтому очень важно развивать креативное мышление в процессе всей своей жизни, это поможет как душевному состоянию одного человека, так и материальному состоянию человечества в целом. А для этого необходимо изучить и внести коррективы в систему современного образования.

Целью данного исследования было выявление различий и сходств в проявлениях креативности студентов.

Объект исследования — креативность личности.

Предмет исследования — особенности проявления креативности у студентов-юношей и студентов-девушек.

Гипотеза исследования — существует как общее, так и различное в проявлении креативности у студентов-девушек и студентов-юношей.

Задачи :

1.Изучить и систематизировать теоретический материал о различных аспектах креативности;

2.Провести эмпирическое исследование и выявить особенности проявления креативности у студентов-юношей и студентов-девушек.

Методы исследования :

теоретические (теоретический анализ литературы по выбранной теме исследования);

эмпирические (опрос);

математические методы обработки психологических данных: U- критерий Манна — Уитни. Компьютерная обработка данных с помощью программ «Excel» и «Jamovi».

Методики исследования :

  1. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант);
  2. Тест «Креативность» Н. Вишняковой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть полезной для понимания векторов дальнейшего развития исследований на похожие темы. Также большую значимость имеет факт того, что результаты исследования могут стать основой для построения верной программы развития личности девушек и юношей в университете, а в последующем — в профессии; могут помочь преподавателям и работодателям разработать рекомендации по работе с людьми.

Теоретический анализ подходов к изучению креативности.

Креативность в переводе с латинского означает «созидание». Первое упоминание этого понятия было зафиксировано в работе Джорджа Гейлорда Симпсона, где креативность рассматривалась с позиции «способности человека отказываться от шаблонного и исторически сложившегося мышления». [8]

Джой Пол Гилфорд, один из наиболее популярных исследователей креативности, в 1950 году дал термину следующее определение: «способность порождать новые идеи, отличающиеся от традиционных схем мышления, а также навыки, способствующие быстрому решению проблемных ситуаций». [2]

Проанализировав несколько из имеющиеся определений креативности, можно выделить следующие её особенности и характеристики:

— умение преобразовывать мышление («Креативное мышление — процесс установления новых связей между идеями или событиями, на первый взгляд несвязанными») [3]

— способность к нестандартному, креативному подходу (вместо заученных действий, человек пробует себя, реализует свои собственные идеи, которые, по его мнению, могут помочь решить проблему);

— «включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде» [4];

— Невероятное количество точек зрения (нет какой-то инструкции, которой все будут следовать, именно поэтому креативность имеет такое широкое поле для изучения);

— «определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям» [6];

— выражается в мышлении, эмоциях, общении, различных сферах деятельности, характеризует личность в целом и ее отдельные аспекты, результаты творческой работы и процесс ее создания.

Для изучения креативности используются разнообразные методы, такие как тесты, специальные опросники и анкеты, которые могут быть созданы как для самого респондента, так и для его окружения. Для оценки творческих продуктов привлекаются эксперты из разных сфер жизнедеятельности человека: от поваров, до строителей. Это все связано с тем, что такое качество личности как креативность может быть оценено только общественным мнением.

Ильин Е. П. в своих работах выделял следующие условия, стимулирующие развитие креативного мышления:

— ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

— разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости;

— акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях;

— внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

Он же выделил и те факторы, которые препятствуют развитию креативности:

— избежание риска;

— стремление к успеху во что бы то ни стало;

— жесткие стереотипы в мышлении и поведении;

— конформность;

— неодобрительные оценки воображения (фантазии), исследования; преклонение перед авторитетами. [5].

Чаще всего в тестах на креативность и креативное мышление делается упор на четыре основных качества, характеризующих творческие наклонности: быстрота, гибкость, оригинальность, точность (разработанность идей). У разных авторов эти характеристики иногда модифицируются, например, в опроснике Торренса вместо быстроты будет исследоваться легкость.

Быстрота отражает способность генерировать большое количество идей за ограниченное время. Здесь главное — количество идей, а не их качество. Быстрое мышление помогает создавать множество вариантов и решений, что может стимулировать креативный процесс. (такие процессы мы можем наблюдать во время «мозгового штурма»).

Гибкость выражается в способности предлагать разнообразные идеи, даже если они кажутся неожиданными или нестандартными. Гибкий ум может видеть вещи с разных точек зрения, применять различные подходы и находить необычные решения. Еще одно качество, которое мы можем наблюдать во время «мозгового штурма» — высказывание мыслей, даже если они изначально кажутся не относящимися к проблематике рабочей задачи. На этом этапе важное умение, требующее креативного вмешательства, состоит в том, чтобы неподходящую мысль модифицировать в необходимом для практического использования русле.

Оригинальность включает в себя способность генерировать новые идеи, которые отличаются от уже существующих стандартных точек зрения. Оригинальный мыслитель может видеть привычные, устаревшие вещи по-новому, создавать необычные сочетания и находить неожиданные решения.

Точность подразумевает умение развивать идеи, придавать им законченный вид и предлагать содержательные решения. Точный мыслитель может разрабатывать и уточнять свои идеи, улучшать их и приводить их к практическому решению.

В методиках, которые будут использованы в данной работе, исследуются иные критерии проявления креативности. Это указывает нам на то, насколько разнятся имеющиеся в данный момент времени данные.

В отечественной психологии существуют различные точки зрения относительно границ между продуктивным и репродуктивным мышлением. Одни авторы считают, что все мышление является в некоторой мере творческим, так как оно включает в себя элементы новизны и оригинальности. Другие же исследователи отделяют продуктивное мышление, которое ассоциируется с созданием нового, от репродуктивного мышления, которое основано на воспроизведении известных решений и знаний.

Сторонники взгляда, что механизмы мышления едины (А. В. Брушлинский, Л. Л. Гурова), считают, что творческое мышление является основой интеллектуальных способностей и не может быть отделено от других видов мыслительной деятельности. Они считают, что все мышление, включая репродуктивное, может проявляться в творческой форме. [1]

Однако есть и исследователи, которые утверждают, что механизмы продуктивного и репродуктивного мышления различны (Я. А. Пономарев, O. K. Тихомиров). Они считают, что креативное мышление требует особых когнитивных процессов и умений, таких как генерация новых идей, ассоциативное мышление и гибкость. Эти исследователи сосредотачиваются на изучении творческого потенциала человека и пытаются выявить механизмы, способствующие его развитию. Более того, они признают творческое мышление как основу интеллектуальных способностей. [8]

Оба этих подхода имеют свои особенности и ценность в изучении творческих способностей человека. А некоторые исследователи могут совмещать различные подходы, чтобы получить более полное представление о творческом процессе мышления.

В российской психологии проводится активная работа по исследованию креативности и пониманию механизмов творческой деятельности. Однако, касательно диагностики креативности можно сказать, что на данный момент в этом направлении работы проведены еще не так много. [3]

Несмотря на актуальность потребности в идентификации креативности, выявлении творческого потенциала личности и прогнозировании его развития, до сих пор не существует общепризнанных и универсальных методов. Изучение креативности остается сложным и многогранным процессом, требующим дальнейших исследований и разработки соответствующих инструментов и методик.

Диагностика креативности — это важная область исследований, в которой необходимо проводить работы для разработки надежных и эффективных методик оценки и измерения креативности. Это позволит не только более точно определить уровень и природу креативности у индивидов, но и разрабатывать и применять эффективные программы и методы развития творческих способностей.

Эмпирическое исследование особенностей проявления креативности у студентов-юношей и студентов-девушек.

Исследование проводилось на базе РУДН, СПбГУПТД И БГУГА. Участвовали студенты различных направленностей в возрасте от 18 до 25. Объем выборки составил 60 человек (из них 30 девушек и 30 юношей).

Методики исследования :

1. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант);

2. Тест «Креативность» Н. Вишняковой.

Обоснования выбора опросников и их характеристика:

  1. Тест «Креативность» Н. Вишняковой.

Данный опросник используется для определения уровня творческих склонностей личности. При помощи сравнения в методике образов «Я-реальный» и «Я-идеальный» возможно определение креативного резерва и творческого потенциала личности. Опросник состоит из 80 вопросов (см. приложение 1), распределенных по 8 шкалам: «Творческое мышление», «Любознательность», «Оригинальность», «Воображение», «Интуиция», «Эмоциональность, эмпатия», «Чувство юмора» и «Творческое отношение к профессии».

Инструкция: «При положительном ответе на вопрос (если утверждение соответствует какому-то из твоих образов) поставь отметку в графу «Я-реальный» и/или «Я-идеальный». Если утверждение не относится ни к твоему идеальному образу, ни к реальному, то ставь отметку только в третью графу "—". «Я-реальный» — то, каким ты считаешь себя на самом деле; «Я-идеальный» — то, каким бы ты хотел себя видеть».

  1. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант);

Данная методика предназначена для диагностики вербальной креативности путем перекомбинирования респондентом элементов данной ему ситуации. В качестве стимульного материала представлены 18 триад слов. Опросник измеряет три критерия: «Количество ассоциаций», «Индекс оригинальности» и «Индекс уникальности».

Инструкция: «Тебе будут предложены тройки слов, к которым необходимо будет подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных (составляя некоторое словосочетание).

Например, для тройки слов «громкая, правда, медленно» словом-ответом может стать слово «говорить» (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Ты можешь изменять слова грамматически и использовать с предлогом, например для тройки «часы, скрипка, единство» ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).

Обрати внимание, что необходимо написать только придуманные тобой слова.

Постарайся сделать так, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Преодолей стереотипы и придумай нечто новое и оригинальное!

Постарайся дать максимальное количество ответов на каждую тройку!»

1. Первая использованная в работе методика — тест «Креативность» Натальи Федоровны Вишняковой. На основе полученных данных были выявлены средние показатели по восьми шкалам опросника, по которым можно сделать некоторые выводы касательно сходства и различия в проявлениях креативности в двух группах испытуемых (см. рис. 1).

Сравнительный анализ средних показателей проявления креативности между девушками и юношами по методике Н. Вишняковой (N=60).

Рис. 1. Сравнительный анализ средних показателей проявления креативности между девушками и юношами по методике Н. Вишняковой (N=60).

Примечание: М — Творческое мышление

Л — Любознательность

О — Оригинальность

В — Воображение

И — Интуиция

Э — Эмоциональность, эмпатия

Ю — Чувство юмора

П — Творческое отношение к профессии

По данным диаграммы можем отметить, что по каждой из восьми шкал видны различия между двумя группами выборок. Так по шкалам М, Л, В, И, П показатели группы студентов-девушек выше, а по шкалам О, Ю выше показатели студентов-парней.

Творческое мышление у девушек может быть более развито в связи с тем, что женские среднестатистические показатели поступления в различные художественные и музыкальные учреждения дополнительного образования выше мужских.

Любознательность у девушек может быть более развита в связи с отличной от мужской ранней мотивацией в учебе (например, в начальных-средних классах в школе или дома).

Воображение, интуиция и творческое отношение к профессии более развито у девушек, т. к. чаще всего их воспитание в раннем возрасте проходит на основе сказок и мультфильмов, даже активные игры чаще связаны с воображаемой волшебной средой, в то время как молодые люди в детстве меньшее количество времени тратят на сказки, а их активные игры чаще имеют какую-то стратегическую основу (в том числе и онлайн-игры, приставки).

Оригинальные идеи и мысли, нестандартное мышление, и чувство юмора, исходя из вышесказанного, могут быть основой поведения молодых людей. Причиной этому вполне может служить обстановка взросления, отличная от женской.

Наиболее высокие показатели в обеих выборках можно заметить по критерию «Творческое мышление». Это позволяет подтвердить сказанное в Главе 1: современные реалии требуют от потенциальных работников нестандартного мышления во многих ситуациях, что приводит к реформам в образовательной среде, изменениям в учебных планах и программах. Этот факт стимулирует рост показателей креативности в рамках творческого мышления.

Наиболее низкие показатели в обеих выборках можно заметить по критерию «Эмоциональность, эмпатия». Этот факт поднимает большую проблему, актуальную на сегодняшний день. Общество часто страдает от малого уровня развитости эмоционального интеллекта.

Также необходимо отметить, что наименьшие различия наблюдаются по критерию «Оригинальность». (8,57–8,43=0,14), а наибольшие — по критерию «Эмоциональность, эмпатия» (8,17–6,83=1,34).

Для определения уровня значимости выявленных особенностей мы проведем обработку данных по U-критерию Манна-Уитни (см. табл. 1).

Таблица 1

Т-тест независимых выборок по тесту «Креативность» Н. Вишняковой

Критерий

Т-тест

Статистика

p

Творческое мышление

Манн-Уитни U

444

0.928

Любознательность

Манн-Уитни U

412

0.569

Оригинальность

Манн-Уитни U

391

0.380

Воображение

Манн-Уитни U

444

0.934

Интуиция

Манн-Уитни U

376

0.271

Эмоциональность, Эмпатия

Манн-Уитни U

311

0.038

Чувство юмора

Манн-Уитни U

334

0.084

Творческое отношение

Манн-Уитни U

352

0.143

По проведенному сравнительному анализу по тесту «Креативность» Натальи Вишняковой можем отметить, что статистически значимыми можно назвать только показатели по шкале «Эмоциональность, эмпатия» (U = 311, р < 0,05), у студентов-юношей показатель (М = 6,83) ниже, чем показатель у студентов-девушек (М = 8,17).

По остальным шкалам статистически значимых различий не найдено, однако мы можем говорить о некоторых тенденциях. В частности, по шкале «Чувство юмора» показатель у парней выше, чем у девушек на 1,03, по этому критерию р = 0,084; что довольно близко к области значимости.

Тест вербальной креативности ( RAT ) С. Медника (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант )

Вторая использованная в работе методика — тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант). На основе полученных сырых данных были выявлены средние показатели по трем шкалам опросника, по которым можно сделать некоторые выводы касательно сходства и различия в проявлениях креативности в двух группах испытуемых (см. рис. 2).

Сравнительный анализ средних показателей проявления вербальной креативности между девушками и юношами по методике С. Медник (N=60)

Рис. 2. Сравнительный анализ средних показателей проявления вербальной креативности между девушками и юношами по методике С. Медник (N=60)

По данным диаграммы можем отметить, что по каждой из трех шкал видны различия между двумя группами выборок. Так по шкалам «Индекс оригинальности работы» и «Индекс уникальности ответов» показатели группы студентов-девушек выше, а по шкале «Количество ассоциаций» выше показатели студентов-парней.

Оригинальность работы в данном случае рассматривалась как частота использования определенного типа ответов на данный вопрос. Чем больше похожих ответов давали испытуемые, тем ниже был процент оригинальности. Однако при единственном употреблении определённого ответа, индекс его оригинальности был равен 1. Иными словами в этой шкале исследуется умение мыслить нестандартно, и чем более человек отклоняется от стереотипов, тем выше показатели его оригинальности.

Индекс уникальности предполагает отношение количество уникальных ответов (которые встретились в выборке всего по одному разу) к общему количеству ответов.

Можем предположить, что показатели по этим шкалам выше у девушек, так как в ответах девушек чаще видны эмоции. По описанному в сравнительном анализе проявлений креативности по тесту Н. Вишняковой уже было выявлено, что девушки обладают более высоким уровнем эмоциональности и эмпатии. Можем выдвинуть мысль о том, что при прочтении словесных триад у девушек чаще возникали какие-то глубокие личностные ассоциации.

Изучая шкалу «Количество ассоциаций», хочется отметить, что именно молодые люди чаще писали по множество ответов на один вопрос, за счет чего выросло количество ассоциаций. Это может быть связано с тем, что у студентов-юношей лучше развито ассоциативное мышление.

Также необходимо отметить, что наименьшие различия наблюдаются по «Индексу оригинальности работу». (0,758–0,741=0,017), а наибольшие — по критерию «Индекс уникальности ответов» (0,466–0,422=0,044).

Для определения уровня значимости выявленных особенностей мы проведем обработку данных по U-критерию Манна-Уитни (см. табл. 2).

Таблица 2

Т-тест независимых выборок по диагностике вербальной креативности С. Медник

Критерий

Т-тест

Статистика

p

Кол-во ассоциаций

Манн-Уитни U

425

0.666

Индекс оригинальности работы

Манн-Уитни U

358

0.176

Индекс уникальности ответов

Манн-Уитни U

394

0.411

По проведенному сравнительному анализу можем отметить, что статистически значимых показателей выявлено не было, однако мы можем говорить о некоторых тенденциях. По данным этой методики было найдено больше сходств, нежели различий.

Заключение.

Подводя итоги проведенного исследования и реализации поставленных задач, можно сделать несколько выводов.

Теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы показал, что Креативность даже в наше время имеет множество различных определений и подходов к своему изучению. В данной работе было рассмотрено и исследовано классическое определение Креативности. Мы рассмотрели, как она может проявляться, что может способствовать ее развитию и наоборот.

Был проведен сравнительный анализ между проявлениями креативного мышления студентов-юношей и студентов-девушек, обнаружены определенные сходства и различия, позволяющие нам в будущем расширить данное исследование и разработать максимально подходящую программу развития креативности для мужчин и женщин.

Актуальные на сегодняшний день попытки развития креативности часто становятся отвергнутыми студентами и работниками. Однако тема действительно важна и требует глубокого изучения.

Литература:

  1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 392 с.
  2. Гилфорд (Guilford) Джой Пол // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. — 544 с.
  3. Голубова В. М. Исследование феноменологии креативного мышления в отечественной и зарубежной психологии // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6.
  4. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Словарь. 3-е изд. Издательство: Академический проект, Деловая книга. Серия: Gaudeamus. 2005. 848 с.
  5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
  6. Медник С. «Ассоциативная основа творчества». Психологическое обозрение. / С. Медник. — CiteSeerX 10.1.1.170.572. doi:10.1037/h0048850–1962. — 232 с.
  7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-Пресс, 2003 (ПФ Красный пролетарий). — 666 с.
  8. Пономарев Я. А. Знание, мышление, умственное развитие. — М.: Педагогика, 1989. — 264 с.
  9. Ukolova L. I., Gribkova O. V., Stolyarova A. N., Shchetinina N. N. The category of creativity in the formation of professional motivation of the teaching staff in the academic milieu of a higher education institution // Revista Turismo Estudos & Práticas. 2020. № S3. С. 32.
Основные термины (генерируются автоматически): RAT, вербальная креативность, креативное мышление, творческое мышление, взрослый вариант, тест, идея, Креативность, показатель, творческое отношение.


Похожие статьи

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

Статья посвящена учету индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. В ней описано важность учета индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся...

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны ре...

Особенности образа взрослости современных подростков

Проведенное исследование посвящено изучению особенностям образа взрослости современных подростков. Показано, что для большинства из них характерны формальные представления о взрослости. Особенно важ-но подросткам показать себя самостоятельными и неза...

Влияние эйджизма как социальной проблемы на людей старших возрастных групп

В данной статье рассматриваются понятия «возрастные стереотипы» и «эйджизм». А также проанализировано влияние эйджизма на старшие возрастные группы и проявление его в межличностном общении и различных сферах жизни.

Ценностные приоритеты семейной жизни студенток педагогического вуза

В статье представлены ценности самоактуализирующейся личности у студенток педагогического вуза, которые в своей будущей профессиональной деятельности и в личной жизни нацелены на поиск путей их формирования.

Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии тол...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования читательского интереса младших школьников; раскрывается сущность понятия «читательский интерес»; определяются критерии сформированности читательского интереса младших школьников.

Поражение в спорте. Адаптивность спортсмена

Автор статьи, мастер спорта по плаванию Республики Казахстан, используя свой профессиональный опыт в спортивном плавании, анализирует, как поражения влияют на личные и профессиональные амбиции спортсменов, а также на их жизненные планы. В статье такж...

Похожие статьи

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

Статья посвящена учету индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. В ней описано важность учета индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся...

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны ре...

Особенности образа взрослости современных подростков

Проведенное исследование посвящено изучению особенностям образа взрослости современных подростков. Показано, что для большинства из них характерны формальные представления о взрослости. Особенно важ-но подросткам показать себя самостоятельными и неза...

Влияние эйджизма как социальной проблемы на людей старших возрастных групп

В данной статье рассматриваются понятия «возрастные стереотипы» и «эйджизм». А также проанализировано влияние эйджизма на старшие возрастные группы и проявление его в межличностном общении и различных сферах жизни.

Ценностные приоритеты семейной жизни студенток педагогического вуза

В статье представлены ценности самоактуализирующейся личности у студенток педагогического вуза, которые в своей будущей профессиональной деятельности и в личной жизни нацелены на поиск путей их формирования.

Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии тол...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования читательского интереса младших школьников; раскрывается сущность понятия «читательский интерес»; определяются критерии сформированности читательского интереса младших школьников.

Поражение в спорте. Адаптивность спортсмена

Автор статьи, мастер спорта по плаванию Республики Казахстан, используя свой профессиональный опыт в спортивном плавании, анализирует, как поражения влияют на личные и профессиональные амбиции спортсменов, а также на их жизненные планы. В статье такж...

Задать вопрос