Метод построения двух точек в различных октантах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 15.05.2015

Статья просмотрена: 11037 раз

Библиографическое описание:

Алимов, Б. М. Метод построения двух точек в различных октантах / Б. М. Алимов, У. Д. Едылбоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1073-1077. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18633/ (дата обращения: 03.12.2024).



В статье представлены результаты анализа соотношения понятий «творчество» и «креативность», а также процессов ими обозначаемых. Связано это с тем, что многие ученые исследователи вкладывают в понимание этих категорий свое видение, возникает необходимость осмысления общего и различий в творческом и креативном процессах, на основе анализа данных понятий в рамках психолого-педагогических исследований.

Ключевые слова: креативность, креативное мышление, творчество, творческий процесс, творческий потенциал.

В контексте современных достижений науки креативность, которую ранее рассматривали как редкое качество, присущее только гениям науки и искусства, сегодня считают жизненно необходимой компетенцией для обучения и работы современного человека. Общепризнанно, что обучение длится всю жизнь и способствует умственному развитию людей, которым необходимо думать и созидать постоянно, по-новому, генерируя различные идеи. Современные технологии и инновационные средства, используемые в образовательной деятельности, меняются также быстро, как и появляются. Из этого следует, что человеку необходимо думать креативно и творчески, чтобы успевать за быстрыми темпами изменяющегося мира. Изучение основных категорий, заявленных в теме исследования показали, что «креативность» — это понятие относительно новое, не устоявшееся в науке, и многими авторами полностью ассоциируется с творчеством, обозначающим мыслительный процесс по решению творческих задач. Следует отметить, что понятия «творчество» и «креативность» являются предметом изучения многих исследователей. Так, по мнению исследователя А. В. Матейко, смысл творчества заключается в «реорганизации имеющегося опыта и формулировании на его основе новых комбинаций» [1, с.266]. Суть творчества, по мнению С.Медника, заключается в способности преодолевать стереотипы, в широте поля ассоциаций. Автор теории творчества Я. А. Пономарёв определяет это процесс как механизм развития, взаимодействие, ведущее к развитию. Вследствие такого разнообразия в понимании изучаемой проблемы выбирались и различные пути ее исследования [2, с.401].

Американский психолог Э. П. Торренс, чья основная научная деятельность была посвящена изучению креативного мышления человека, считал, что креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, действиям по определению этих проблем и поиску их решений; оригинальность и способность генерировать множественные идеи, относящиеся к деятельностной сфере [3, с.37].

В свою очередь создатель «гуманистической психологии» А.Маслоу полагал, что креативность — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания и сохраняемая лишь избранной группой носителей высших достижений [4, с.45].

Вопрос о том, насколько творчество может быть врожденным качеством или выработанным, вызывает много дискуссий среди исследователей и практиков в области психологии и творчества. Существует несколько точек зрения на этот вопрос, и важно учесть, что оба аспекта — творчество и креативность — могут зависеть от различных факторов. Так, группа исследователей утверждает, что творческие навыки и способности могут быть развиты и усовершенствованы в результате обучения, тренировок и опыта, что включает изучение различных техник, освоение знаний в соответствующей области и активное участие в творческом процессе. Авторы научных работ Э. А. Соснин и Б. Н. Пойзнер в своей книге «Из небытия в бытие: творчество как целенаправленная деятельность» подчеркивают, что «для человека творчество всегда является его самовыражением в материале задаче…» [5, с.101].

Творческая деятельность личности часто выступает своеобразным ответом на напряженное состояние, сопутствующее ему большую часть жизни. Такой человек вынужден периодично и добровольно сталкиваться со стрессом. Авторы предложили типологию разделения людей на четыре типа в зависимости от их отношения к творчеству: начинающий — мастер — творец — талант. Каждый из типов проходит определенные фазы развития творческого потенциала, и кто-то может переходить на следующую фазу, а кто-то остается на какой-то одной определенной фазе. Эти фазы описываются с помощью их отношения к способу решения задач, требующих реализации творческого потенциала, который проявляется в выборе типа решаемых задач и отношения к ним; способе решения задач и методе получения новой информации; ярко выраженной мотивации для поиска и решения задач [5, с.112].

Именно поэтому творчество в интерпретации этих авторов трактуется как целенаправленная деятельность. Эти исследователи не отрицают роль врожденных талантов, но также подчеркивают, что творческие способности могут быть сформированы и усовершенствованы в результате активной практики, обучения и поддерживающей среды.

Другая группа исследователей подчеркивает, что креативность может быть врожденной чертой и связана с индивидуальными особенностями мозга и способностью мышления. Это выражается в нестандартных сочетаниях идей, гибкости мышления и способности видеть явления и процессы по-новому. Некоторые люди могут обладать более выраженной креативностью «по умолчанию».Так, например, в психологии имеется экзистенциально-гуманистическое направление, представители которой А.Маслоу, Т.Эмэбайл, К.Роджерс и другие, рассматривают креативность как своеобразную личностную особенность человека [6, с.81]. Один из представителей данного направления А.Маслоу определял креативность, как одну из значимых личностных черт при самоактуализации. Согласно пирамиде А.Маслоу человеку присуще врожденные, как потребности, так и задатки. Развиваясь, здоровая личность реализует и активизирует такие задатки, заложенные в ней. Автор считает, что, несмотря на внутренне заданные природой способности, человек, все-таки, подвергается внешнему воздействию — привычке, давлению культуры и т. д. И здоровый человек, и даже больной, находясь, в такой ситуации внешнего давления, всё равно стремится к актуализации и реализации своей внутренней природы [7, с.59].

Представители еще одного направления, именуемого когнитивной психологией, Дж.Гилфорд, Я. А. Пономарев, С. А. Медник Е. П. Торренс, Р.Стернберг, К. В. Тейлор и другие, рассматривают креативность как универсальную познавательную творческую способность. И здесь, наиболее важными являются исследования Дж.Гилфорда, которые дали толчок для дальнейшего изучения креативности в психологии. В его исследованиях креативность рассматривалась непосредственно как творческая способность, которая в разной степени свойственна любому человеку. Дж.Гилфордом было выделено две разновидности мышления: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление описывается им непосредственно как «креативное» и выступает в качестве средства создания нестандартных идей и рассматривает возможность нахождения различных и одновременно одинаково верных решений одной и той же проблемы. В свою очередь, конвергентное мышление подразумевает возможность решения проблем, имеющих единственно верное решение [8,с.152].

Дальнейшее изучение исследуемой проблемы показало, что в области определения творчества и креативности не существует конкретных ученых, которые исключительно поддерживали бы аргументы в пользу врожденности креативности или обучаемости творчества, так как эта научная проблема вбирает множество точек зрения различных исследователей, которые придерживаются смешанного подхода, утверждая, что и врожденные факторы, и обучение играют важную роль в развитии творческих способностей [9,с.138]. В своих научных трудах, большинство исследователей показывают, что творчество и креативность могут быть в значительной степени обусловлены как врожденными факторами, так и факторами окружающей среды и обучения. Например, если у человека есть врожденная креативность, опыт и образование будут способствовать развитию не только креативного мышления, но и творческих способностей.

Таким образом, результаты изучения психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Креативность и творчество — два понятия, которые часто используются рядоположенно, но имеют различные значения. В процессе исследования мы пришли к выводу что, креативность — это способность создавать что-то новое, оригинальное и необычное, тогда как творчество определяется в науке как процесс создания чего-то нового, на основе использования своих знаний, опыта и воображения. Общим показателем креативности и творчества является создание новых предметов и вещей, в такой интерпретации креативность рассматривается как способность, а творчество — как процесс.
  2. Креативность помогает человеку стать творческим, но для творчества также нужны знания, опыт и воображение; творчество может быть результатом креативности, вместе с тем, творческий человек может использовать свои знания и опыт, чтобы создать что-то новое, но это не означает, что он креативен.
  3. Отличие данных понятий состоит в том, что творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как внутренний ресурс человека, представляющий собой способность генерировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения задач и использовать инновационный подход в мышлении.
  4. В то время как творчество акцентируется на конкретных творческих актах и их результатах, креативность, как внутренняя активность, охватывает широкий спектр личностных качеств и способностей, включая гибкость мышления, оригинальность, умение ассоциировать и другое. Наряду с этим, в теме творчества и креативности преобладает идея комплексного влияния как внутренних факторов, так и внешних условий на развитие творческих способностей, поэтому творчество и креативность не исключают друг друга, и оба эти процесса могут быть поддержаны как врожденными факторами, так и обучением и практикой.

Литература:

  1. Матейко А. В. Воспитание стремления к творческой деятельности и проявлению оригинальности мышления у школьников. //Электр. сб. труд. мол. спец. Полоцкого ГУ: Педагогика, психология. — Выпуск № 28 (98). — С.265–267.
  2. Пономарев Я. А. Психология творения: Избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 1999. — 519 с.
  3. Торренс Э. П. Тесты Торренса творческого мышления. ‒ Служба школьного тестирования, Inc. ‒ І974. — 179 с.
  4. Маслоу А. А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — с. 65.
  5. Соснин Э. А. Из небытия в бытие: творчество как целенаправленная деятельность / Э. А. Соснин, Б. Н. Пойзнер. — Томск: STT, 2011. — 520 с.
  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. / К. Роджерс. — М.: Группа «Прогресс»: «Универ-сум», 1994. — 132 с.
  7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М., 2011. — 425 с.
  8. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд под ред. А. М. Матюшкина. — М., 1965. — 205 с.
  9. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ось, коэффициент использования плоскостей эпюры, проекция, октант, плоскость, эпюр, пространственная система, фронтальная плоскость, четверть плоскости, четверть плоскости эпюры.


Ключевые слова

профиль, система, ось, октант, точка, плоскость, горизонталь, фронталь, координата, эпюра, проекция, ортогональ., ортогональ

Похожие статьи

Построение трех и более геометрических фигур на одной модели

Статья посвящена одному из разделов начертательной геометрии — проецированию модели по ортогональным плоскостям проекции. Показано построение на одной модели три и более геометрические фигуры.

К вопросу построения различных геометрических фигур на одной модели

В статье представлен анализ геометрической фигуры с последующем синтезированием их, как комплексный чертеж модели в трех плоскостям проекции. Показано, на конкретном примере, построение на одной модели комплексные формы геометрических фигур.

Определение параметров формы и положения кривых 2-го порядка

В настоящей статье рассматриваются определения формы и положения кривых 2-го порядка на плоскости и в пространстве, которые применяются для задания этих кривых и для определения положения плоскостей пересекающих поверхностей 2-го порядка по заданному...

Приведение к тригонометрической проблеме моментов на примере задачи гашения колебаний прямоугольной мембраны, балки и прямоугольной пластины

Рассматривается задача приведения к тригонометрической проблеме моментов при исследовании задачи гашения колебаний на примере исследования таких структур как прямоугольная мембрана, балка и прямоугольная пластина.

Получение интегралов энергии для прямоугольной мембраны, балки и прямоугольной пластины

Рассматривается задача получения функционала, который полностью описывают все возможные состояния физического объекта для управления им. Этот функционал называется интегралом энергии. В статье приведены способы получения интеграла энергии на примере ...

Метод построения касательной кривой при заходе шпинделя в зону ремня прямого вращения хлопкоуборочной машины

В статье рассмотрен метод построения уравнения касательной кривой в параметрическом виде, для дорожки прямого вращения при движении сателлита ременной передачи планетарного механизма аппарата хлопкоуборочной машины.

Исследование устойчивости двух конечно разностных схем для численного решения уравнения колебаний балки

Рассматривается задача исследования устойчивости двух разностных схем для численного решения уравнения колебаний балки. Исследование проводится методом Неймана. Выводятся соотношения зависимости шага по времени от шагов по пространственным переменным...

Многомерная интерполяция сеточной вектор-функции

Рассмотрена задача интерполяции функции, заданной на регулярной сетке, для случая большого числа переменных. Предложена формула для интерполирующей функции в случае произвольного числа переменных n. Исследованы свойства интерполирующей функции и по...

Исследование устойчивости конечно разностных схем для численного решения уравнений колебаний прямоугольной мембраны и прямоугольной пластины

Рассматривается задача исследования устойчивости разностных схем для численного решения уравнений колебаний прямоугольной мембраны и прямоугольной пластины. Исследование проводится методом Неймана. Выводятся соотношения зависимости шага по времени от...

Математическое моделирование процесса удара в шестимассовой системе с четырьмя степенями свободы

Выполнено математическое моделирование процесса удара батанного механизма ткацких станков типа АТ в обе замочные пружины. Рассмотрена модель, в которой коленчатый вал и брус батана считаются упругими телами. Приведены результаты расчетов и сравнитель...

Похожие статьи

Построение трех и более геометрических фигур на одной модели

Статья посвящена одному из разделов начертательной геометрии — проецированию модели по ортогональным плоскостям проекции. Показано построение на одной модели три и более геометрические фигуры.

К вопросу построения различных геометрических фигур на одной модели

В статье представлен анализ геометрической фигуры с последующем синтезированием их, как комплексный чертеж модели в трех плоскостям проекции. Показано, на конкретном примере, построение на одной модели комплексные формы геометрических фигур.

Определение параметров формы и положения кривых 2-го порядка

В настоящей статье рассматриваются определения формы и положения кривых 2-го порядка на плоскости и в пространстве, которые применяются для задания этих кривых и для определения положения плоскостей пересекающих поверхностей 2-го порядка по заданному...

Приведение к тригонометрической проблеме моментов на примере задачи гашения колебаний прямоугольной мембраны, балки и прямоугольной пластины

Рассматривается задача приведения к тригонометрической проблеме моментов при исследовании задачи гашения колебаний на примере исследования таких структур как прямоугольная мембрана, балка и прямоугольная пластина.

Получение интегралов энергии для прямоугольной мембраны, балки и прямоугольной пластины

Рассматривается задача получения функционала, который полностью описывают все возможные состояния физического объекта для управления им. Этот функционал называется интегралом энергии. В статье приведены способы получения интеграла энергии на примере ...

Метод построения касательной кривой при заходе шпинделя в зону ремня прямого вращения хлопкоуборочной машины

В статье рассмотрен метод построения уравнения касательной кривой в параметрическом виде, для дорожки прямого вращения при движении сателлита ременной передачи планетарного механизма аппарата хлопкоуборочной машины.

Исследование устойчивости двух конечно разностных схем для численного решения уравнения колебаний балки

Рассматривается задача исследования устойчивости двух разностных схем для численного решения уравнения колебаний балки. Исследование проводится методом Неймана. Выводятся соотношения зависимости шага по времени от шагов по пространственным переменным...

Многомерная интерполяция сеточной вектор-функции

Рассмотрена задача интерполяции функции, заданной на регулярной сетке, для случая большого числа переменных. Предложена формула для интерполирующей функции в случае произвольного числа переменных n. Исследованы свойства интерполирующей функции и по...

Исследование устойчивости конечно разностных схем для численного решения уравнений колебаний прямоугольной мембраны и прямоугольной пластины

Рассматривается задача исследования устойчивости разностных схем для численного решения уравнений колебаний прямоугольной мембраны и прямоугольной пластины. Исследование проводится методом Неймана. Выводятся соотношения зависимости шага по времени от...

Математическое моделирование процесса удара в шестимассовой системе с четырьмя степенями свободы

Выполнено математическое моделирование процесса удара батанного механизма ткацких станков типа АТ в обе замочные пружины. Рассмотрена модель, в которой коленчатый вал и брус батана считаются упругими телами. Приведены результаты расчетов и сравнитель...

Задать вопрос