Современные взгляды на проблемы креативности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 09.03.2017

Статья просмотрена: 4995 раз

Библиографическое описание:

Квитко, И. И. Современные взгляды на проблемы креативности / И. И. Квитко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40291/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современные условия нашего общества предъявляют особые требования к творческой деятельности людей. Научно-технический прогресс прошлого столетия привел социум к огромному скачку в развитии, но мир не стоит на месте, общество развивается, растут запросы, возникают новые задачи. Поэтому социум нуждается в людях с оригинальным взглядом на сложившуюся природу вещей, раскованных и восприимчивых к нестандартным подходам в решении возникающих вопросов, разрешении проблемных ситуаций в межличностном общении, способных успешно и эффективно реализовывать свои идеи в бизнесе, управлении и на производстве.

За рубежом, и в нашей стране проведены многочисленные исследования по проблемам психологии творчества, креативности, общих и специальных способностей. Результаты исследований трактуют креативность как свойство мыслительной деятельности и как особый способ решения задач. Ученые пришли к признанию того, что креативные способности не являются синонимами высокого интеллекта и не выявляются в тестах, направленных на определение IQ.

Креативность (англ. creativity) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [5, с. 192].

Дж. Гилфорд впервые ввел понятие о двух видах мышления: конвергентном и дивергентном. Дивергентное мышление используется в творческом разрешении проблемы (множество возможных ответов), с помощью конвергентного мышления мы находим один единственно верный ответ. Гилфорд считал дивергенцию, наряду с операциями преобразования и импликации основой креативности как общей творческой способности. Дивергентное мышления характеризуется 27 факторами, в числе которых: интеллектуальная, творческая инициатива, широта категоризации, богатство и разнообразие ассоциаций, самостоятельность, оригинальность и т. д. Гилфорд выделил четыре свойства дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Рассматривая отношение интеллекта и креативности, пришел к выводу, что если дивергентное мышление детерминирует творческие достижения, то интеллект определяет успешность усвоения нового материала. Гилфорд характеризует креативность как личностный феномен, который зависит от ряда интеллектуальных факторов и способностей к дивергентному мышлению [3, с.12].

Е. П. Торренс определяет креативность как процесс решения задачи, который начинается с ощущения дефицита имеющейся информации, обнаружения и определения проблемы, выдвижения гипотез о возможных способах решения, проверку, оценку этих гипотез, перепроверку, нахождение решения и формулирование, интерпретацию и сообщение результатов [7, с.10]. Торренс называет креативными тех людей, которые в ситуации незавершенности могут представить решение или из уже представленных, выбрать оптимальное.

«Трехкольцевая концепция одаренности» американского психолога Дж. Рензулли получила широкую известность. Согласно этой концепции, одаренность состоит из взаимодействия трех основных кластеров человеческих качеств: общих интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, высокой креативности и высокой увлеченности задачей. Творческая одаренность не может проявляться постоянно, для нее характерны периоды пиков и спадов продуктивности.

Проблемы творческого процесса широко изучались и в отечественной психологии. Д. Б. Богоявленская в творческой личности выявляет сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальную активность). Я. А. Пономарев считает, что для решения творческих задач, в первую очередь требуется «способность действовать в уме» (СДУ), которая определяется высоким уровнем развития внутреннего плана действий (ВПД). Суть творческого мышления — поисковая активность и чувствительность к побочным продуктам деятельности. Творческий человек видит эти «побочные» результаты, которые являются творением нового, а нетворческий интересуется только целесообразными результатами, проходя мимо новизны [7, с.114].

По В. Н. Дружинину, уровень общего интеллекта не может служить «интеллектуальным порогом» креативности, а напротив, является «верхним ограничителем», потенциальных творческих достижений человека, когда использование человеком данных ему от природы возможностей зависит от мотивации, компетентности в избранной сфере творчества и от внешних условий, которые существуют в обществе. «Нижний интеллектуальный ограничитель» определяется требованиями деятельности, в которой индивид проявляет свою творческую активность [2, с.37].

А. М. Матюшкин характеризует высокий творческий потенциал и общий коэффициент творческого развития человека как общую одаренность. Структурным компонентом творческого потенциала он называет познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминирования познавательной мотивации у творческого ребенка, что выражается в форме исследовательской (поисковой) активности, проявляющейся в более низких порогах реагирования на новые стимулы и ситуации, обнаружения нового в обычном [6, с. 178].

В. С. Юркевич предлагает различать «наивную» креативность как естественную творческую активность маленьких детей, не связанную с преодолением стереотипов, и «культурную» креативность, являющуюся результатом познавательного и личностного развития. Исчезновение «наивной» креативности объясняет факт спада творческой активности детей в начальных классах школы. Согласно полученным ею данным, у особо одаренных в интеллектуальном отношении детей этот спад наблюдается раньше, поэтому их показатели креативности на определенном этапе могут быть ниже, чем у их обычных сверстников. Однако в условиях стимуляции творческого развития высокий уровень интеллекта способствует более быстрому развитию «культурной» креативности, в результате чего показатели одаренных начинают опережать показатели остальных детей [7 с. 116].

Развитие дивергентного и конвергентного мышления носит взаимообусловленный характер и одинаково необходимо человеку для решения задач разного типа. Креативность включает в себя умение пользоваться различными стилями мышления. Данные экспериментальных исследований показывают, что креативность можно развивать через специально организованную систему занятий. Как свойство мышления креативное мышление в той или иной мере доступно любому человеку, но для его развития необходимо создать условия.

Творческая деятельность является нормальным и постоянным спутником детского развития. Она возникает не сразу, а постепенно, развиваясь из простых форм, а по мере накопления опыта переходит в более сложные формы. Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Чем богаче опыт человека, тем больше материл, которым располагает его воображение. Воображение взрослого и ребенка имеет существенное отличие. Дети ограниченны опытом, но больше доверяют своему воображению и меньше его контролируют, поэтому легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат. Взрослые же имеют больше элементов для комбинации, но осознанно подвергают критике и отсекают те из них, которые, согласно опыту, невозможны или вызовут негативную реакцию окружающих [4, с.60]. С возрастом большинство людей пользуется воображением случайно, т. к. взросление требует более ригидных форм поведения, которые связанны с надежными действиями, поэтому чтобы войти в общество, ребенок должен пожертвовать собственной уникальностью.

Очень важно расширять опыт ребенка, для создания прочной основы его творческой деятельности, поэтому основными актуальными задачами являются: выявление оптимальных условий для создания креативной среды, разработка программы, входящей в общую систему образования и развития ребенка от дошкольного возраста до получения специального образования. Процесс становления креативной личности не должен ограничиваться кратковременными курсами, а органично пронизывать весь период образования и обучения ребенка. Только тогда эффект будет стойким и продолжительным.

Креативная направленность в обучении приводит к внедрению творческого использования полученных знаний, получению нового продукта собственной деятельности, развивает способность привносить нечто уникальное в опыт, порождать оригинальные идеи в нестандартных условиях. Благодаря креативности человек постоянно находится в состоянии поиска и активности, восприимчивости к любым изменениям в окружающей действительности. Развитие креативного мышления, как главной составляющей творческого процесса, является залогом успешной творческой самореализации личности.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд.–СПб.: Питер, 2008–368 с.
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2009.– 433с.
  4. Николаева Е. И. Психология детского творчества. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2010.–240с.
  5. Современный психологический словарь/сост. И общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 490 с.
  6. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. — М.: Изд.– во НПО «Модэк», 2004. — 368с.
  7. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: «Флинта», 1997. — 224с.
Основные термины (генерируются автоматически): дивергентное мышление, креативность, конвергентное мышление, креативное мышление, способность, творческая деятельность, творческий процесс.


Задать вопрос