В статье дано краткое представление о детском творчестве, его развитии. На примере исследований показано, у каких детей может быть предрасположенность к более развитому творческому мышлению. Кратко описан применяемый в практической психологии прием — «мозговой штурм».
Ключевые слова: способности, творчество, мышление, леворукость.
The article gives a brief idea about children's creativity, its development. On an example of research it is shown, in what children there can be predisposition to more developed creative thinking. Briefly described is the technique used in practical psychology — «brainstorming».
Keywords: ability, creation, thinking, left-handedness.
Слово «творить» в русском языке имеет два значения. Первое связано с созиданием того, чего ранее не существовало, а потому это значение несет дополнительный оттенок, свидетельствующий о восхищении, преклонении перед новым явлением. Второе, напротив, обозначает разрушение того, что было создано другими, и имеет дополнительное скептическое звучание, которое может быть выражено фразой: «Ну ты и натворил!»
В этих двух значениях заключено все многообразие детского творчества. В процессе созидания ребенок весьма часто «творит», разрушая.
Д. А. Леонтьев выделяет творчество как универсальную натуральную функцию, присущую всем нормально развивающимся детям, и творчество как высшую психическую функцию, в которую детское творчество трансформируется в процессе взросления [2].
Основным условием развития творчества, с точки зрения Д. А. Богоявленской, является развитие личности ребенка [2]. У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая рефлексия); со средним и низким уровнем креативности — средний и низкий уровень развития личностных качеств. Она выделяет несколько уровней творчества, где нижней возрастной границей первого, эвристического, уровня является старший дошкольный возраст.
Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу и учится одиннадцать лет. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив. Во многом это зависит от его готовности к школе — желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности.
Связь одаренности с эффективной адаптацией подтверждает исследование С. А. Котовой, обнаружившей, что более творческая позиция ребенка может рассматриваться как фактор его готовности к школе [2].
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л. С. Выготского. Изучением психологической готовности к школьному обучению занимались классики детской психологии Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, В. С. Мухина, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков и др.
Любая из психических способностей, в том числе и способность к обучению, неразрывно связана с деятельностью определенных структур и систем мозга [2].
Творчество было бы невозможно без способности мгновенно схватывать огромное количество противоречивых фактов и связей и формировать из них целостный образ. Именно эта способность является одной из функций правополушарных компонентов мышления.
Исследования оценки творческих способностей детей и подростков в возрасте от 7 до 20 лет, проведенные в США, показывают приоритет леворуких [1]. Этот же факт подтверждает и работа нашей соотечественницы А. И. Борисовой [1], которая исследовала 156 учащихся общеобразовательной школы младшего подросткового возраста с целью выявить разницу художественного восприятия в зависимости от функциональной асимметрии полушарий головного мозга. В процессе рисования с натуры выяснилось, что правополушарные дети самостоятельнее, для них важен эмоциональный настрой, они тяготеют к составлению образных композиций. Не задерживаясь на деталях, они легко компонуют объекты на листе, поэтому их рисунки получаются более цельными. В задании на передачу различных фактур с помощью мазка правополушарные дети чаще, чем левополушарные, изображают конкретный предмет с заданной фактурой. При восприятии произведений искусства правополушарные дети делают более обобщенные эмоционально-оценочные высказывания. Эти результаты говорят о большей художественной одаренности подростков с правополушарным профилем латеральной организации.
На возможность высоких творческих достижений существует множество других обстоятельств.
Авторы, следующие психоаналитической традиции, считают, что для творческой самореализации ребенка необходимы психологическая свобода и психологическая безопасность [2].
Одним из самых популярных в психологии творчества является утверждение о том, что «творец спит в каждом человеке, но ему не дают проявиться». Причем мешают не только внешние обстоятельства, но и внутренние барьеры. Поэтому многие психологи убеждены, что стоит избавить человека от этих барьеров, и заключенный в нем творец освободится. Человек начнет творить.
На этом принципе построен замечательный и очень популярный в практической психологии прием — мозговой штурм. С помощью нехитрых, но очень действенных способов человеку дается возможность раскрепоститься и стать самим собой. Один из разработчиков этого приема американский психолог Алекс Осборн предлагает для повышения уровня продуктивности творческого мышления руководствоваться четырьмя правилами «мозгового штурма» [3]:
1) никакой отрицательной критики; исключение оценки до тех пор, пока не будут высказаны все идеи;
2) требование свободы; чем шире идеи, тем лучше;
3) включаются как небольшие очевидные, так и широкие необычные альтернативы;
4) создание новых альтернатив комбинированием и перемещением уже высказанных.
Не все специалисты единодушны в оценке «мозгового штурма». Так, например, известный психолог Эдвард де Боно, специализирующийся на проблемах творчества, предлагает такую аналогию: представьте себе связанного человека, рядом с которым лежит скрипка. Если мы развяжем связывающие его веревки, станет ли он играть на скрипке? Ответ прост — станет, если он скрипач, а если нет…Что толку с того, что мы его развязали?
Отсюда вывод: раскрепостив человека, позволив ему быть самим собой, мы только дадим ему возможность чуть больше проявить свои творческие способности. Но это произойдет лишь в том случае, если сами эти творческие способности у этого человека есть.
Эдвард де Боно считает, что творческое начало не является природным качеством ума, творчеству можно и нужно учить. Для этого следует развивать творческое мышление, а конкретнее — дивергентное мышление.
Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно это вид мышления обычно квалифицируется как творческий.
В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой и учебной деятельности.
Литература:
- Емельянова, Е. Н. Левшата в школе и дома: как определить левшество; помогаем хорошо учиться. — М.: Эксмо, 2010. — 160 с. — (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).
- Николаева, Е. И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006. — 220 с.
- Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / Художник Левина Л. И. — Ярославль: Академия развития, 2004. — 352 с.: ил. — (Семейная педагогика).